пальчиковые игры
***
Молоточком я стучу (стучим кулачком по кулачку),
Дом построить я хочу (складываем над собой «крышу» ладошками),
Строю я высокий дом! (ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (опять домиком ладошки)
***
Киска ниточки мотала (словно мотаем клубок),
И клубочки продавала (протягиваем ладонями вверх).
Сколько стоит?
Три рубля (показываем пальчиками"три")
Покупайте у меня! (опять протягиваем ручки).
***
(повторяется 2 раза)
Черепашка-черепашка,
В панцире живет (стучим сжатыми кулачками по столу — кулачки как бы лежат)
Высунет головку (вытаскиваем указательные пальцы — так более прилично:),
Обратно уберет (убираем-спрятались).
***
(потешка руки мыть — намыленные лапки удобно в замок складывать):
На дверях висел замок (сцепляем пальчики в замок и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили (ветим ручками «в замке» вправо-влево)
Били, били (хлопаем)
И открыли! (разводим ручки)
***
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики,
З-з-з! (пальцы сложить щепоткой)
Вились, вились,
В НОСИК вцепились! (дотронуться до носа)
Потом тоже самое про ручки, ножки и т.п.***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот только ел
Оттого и потолстел!
***
Где ладошка?
Тут (открываем ладошку)!
На ладошке — пруд (круг чертим на ладошке).
Палец большой — гусь молодой (берем большой палец и далее соответственно остальные).
Указательный — поймал,
Средний- гуся ощипал,
Безымянный печь топил,
А мизинчик суп варил :)
Помощники.
Посмотрите, из муки
Испекли мы пирожки.
(изобразить лепку пирожков)
Валюшке - две сушки,
("сушки")
Анке - три баранки,
("баранки")
Ну а мамочке любимой
Вот такой пирог с малиной!
(руки в стороны)
Волшебник
Если ножницы достану, ("ножницы")
То волшебником я стану:
(поднять руки и кисти вверх)
Вырезаю из бумаги (изобразить)
Птиц, машины, башни, флаги
("птица", движения руля, "башня", "флаг")
Их раскрашу, просушу,
(изобразить)
Всем знакомым покажу!
(развести руки от груди в стороны)
По воду
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили,
("человечки" обеими кистями)
Принесли в ведре водицы,
("ведро")
Чтоб детишкам всем умыться
(умываемся)
Вымыть уши, глазки наши
(движения пальцами около глаз, ушей )
И сварить на завтрак каши.
(круговые движения правой кистью)
Засолка капусты.
Мы капусту рубим,
(двигать прямые кисти вверх-вниз )
Мы морковку трём,
(трём правым, кулачком по левой ладони)
Мы капусту солим,
( пальцы в щепотку)
Мы капусту жмём.
(сжать обе кисти в кулаки)
БОЛЬШАЯ СТИРКА.
Буду маме помогать,
Буду сам бельё стирать:
(трём кулачками друг о друга)
Мылом мылю я носки,
(провести кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки,
(трём кулачками друг о друга)
Сполосну носки я ловко
(двигать кистями рук вправо-влево )
И повешу на верёвку.
(поднять руки вверх, кисти согнуть)
За работу!
Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большаку - дрова рубить.
(Разгибаем большой палец.)
Печки все - тебе топить.
(Разгибаем указательный и т. д.)
Тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А тебе - посуду мыть.
А потом всем песни петь.
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево.)
Пальчики ложатся спать
Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик - прикорнул,
Этот пальчик уме заснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!
(Выпрямить все пальцы.)
Нам гулять идти пора!
(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
Цепочка
Вариант 1.
Поочерёдно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя "колечки" (большой с указательным, большой со средним и т. д.). Через них попеременно "пропускаем" "колечки" из пальчиков правой руки.
Колечко с колечком мы соединяем,
Длинную цепочку мы получаем.
Вариант 2.
Указательный палец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки. Затем указательный палец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки. Так же соединяем средний палец левой руки с большим пальцем правой руки, меняем руки; соединяем безымянный палец левой руки с большим пальцем правой руки; меняем руки; мизинец одной руки - с большим пальцем другой руки.
Мы топали
Исходное положение. Ударять по очереди каждым пальчиком по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки.
Мы то-па-ли, мы то-па-ли,
До то-по-ля до-то-па-ли,
До то-по-ля до-то-па-ли,
Чуть ноги не от-то-па-ли!
Вышла курочка гулять
(шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки),
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки
(бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко
(хлопают в ладоши),
Не ходите далеко
(грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д.).
Пальчиковая гимнастика “УТИ-УТИ”
Ути-ути, полетели
(машем руками ребенка).
На головушку сели.
(Кладем ладони ребенка ему на голову).
Поклевали, поклевали
(“Клюём голову ребенка его пальцами).
И домой улетали
(Руки с головы “слетают”).
Пять утят.
Online Лариса Хафизова
Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
Одна из рук – “мама утка” – стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к “утке”. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
На слова “На берегу их мама ждёт” “киваем” кистью руки (“мамой-уткой”).
Пальчиковая гимнастика «Петя-петушок».
Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)
Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук)
Шелкова головушка (гладим по голове)
Масляна бородушка (гладим по подбородку)
Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх)
Голосисто поешь, детям спать не даешь (руки складываем под щеко
Пальчиковая гимнастика “Две курицы”.
Две курицы
В сарае две курицы жили
(большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)
Цыплят на прогулку водили
Цыплят на прогулку водили
(постепенно разгибаем остальные пальцы)
За каждой ходили четыре ребёнка,
Четыре красивых послушных цыплёнка.
Четыре красивых цыплёнка
(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме текста)
Цыплята любили все вместе гулять,
Толкаться, пищать, червячков искать.
Толкаться, пищать, червячков искать
(пальцы переплетаем, быстро ими шевелим)
Как только стемнеет – все к мамам бегут,
Пальцы сгибаем, прижимаем к ладони
Прижмутся друг к другу и сразу заснут.
(ритмично загибаем пальцы, возвращая руки в исходное положение).
Куры, утки, гуси.
Наши курочки в окно -
ко ко ко, ко ко ко.
Наши уточки с утра -
кря кря кря, кря кря кря.
Наши гуси у пруда -
га га га, га га га.
8. Цыпы (Н. Филоненко).
Цыпы по двору гуляли, (стучать пальчиками по спине)
Цыпы крошки собирали: (легкие щипки пальцами)
«Клю-клю-клю-клю,
Клю-клю-клю-клю…»
За жуком бежали: (перебирать пальцами по спине)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,(стучать кулачками по спине)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
В лужицу упали – шлеп! (гладить по спине) !(шлепок)
Встали, отряхнулись,(поставили ребенка, потрясли)
К солнцу потянулись…(руки подняли вверх)
И пошли опять
По двору гулять! (стучать пальчиками по спине)
1. Зайчишка
Встал зайчишка рано
(кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… (несколькими пальцами делаем кусающие движения)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –
долго отдувался! (двумя пальцами показываем, как заяц движется по столу)
Заяц и олень
У оленя (руки с растопыренными пальцами приставить к голове – рога)
Дом (руками изобразить крышу над головой)
Большой.(раздвинуть руки в стороны, показывая, насколько большой)
Он глядит в свое окно.
(одна рука на уровне груди горизонтально, локоть второй на этой руке, подпираем голову ладонью)
Зайка по лесу бежит (имитировать бег пальцами)
В дверь к нему стучит:
“Тук-тук, дверь открой, (имитируем стук в дверь)
Там в лесу (кулаком с отогнутым большим пальцем машем через плечо, указывая назад)
Охотник (имитировать прицеливание из ружья)
Злой (скорчить страшную морду)
- Поскорее забегай, (имитировать открывание двери)
Лапку мне давай. (протягиваем руку для рукопожатия)
Домик для зайчат
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат,
строят домик для зайчат.
(стучать кулачками друг о друга)
Вот с такою крышей (ладошки над головой)
Вот с такими стенами (ладошки около щечек)
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком (сцепили ручки)
Зайчишка
Наш зайчишка потянулся
Раз -два, раз-два,
Вправо, влево потянулся,
Раз – два, раз-два.
Лапки в стороны развел,
Раз – два, раз-два.
И цветочек вдруг нашел
Раз – два, раз-два.