из рассылки
важное и полезноеПодписана на рассылку блога Елены Даниловой. Всегда с удовольствием читаю, все что присылают. Много полезного, нужного и очень своевременного.
Так вот, сегодняшнее письмо копирую сюда,т.к. интересно будет многим. и мне хочется сохранить его (буду добавлять все самое интересное в категорию "Важное и полезное")
Очень много родителей приходит на семинары к Шалве Амонашвили. Как правило, их даже больше, чем педагогов. И вот что Шалва Александрович отвечает на вопросы родителей.
О конфликтах с детьми
Когда моей дочке было 14 лет, у нас произошел такой эпизод. Накануне 1 мая ей шили новое платье, и как-то вечером дочь заявила, что ей нужно к портному. Мать сказала: "Уже поздно, старшего брата нет, проводить тебя некому, нужно отложить этот поход". Но дочь стояла на своем. Она ничего не хотела слушать. Тогда моя жена ушла, обиженная, в свою комнату, махнув рукой: "Делай что хочешь". А дочь заперлась в своей комнате. Перед ней стояла дилемма - поссориться окончательно с родными и пойти за платьем или остаться дома.
Я понимал, что в таком состоянии с ней бесполезно разговаривать. И решил написать письмо. Настучал на машинке, что я чувствую, почему мне так больно и неприятно от этого конфликта. И подсунул под дверь ее комнаты. Потом были еще письма, всего 12. Они были позже изданы.
Это хороший способ донести до своего ребенка свои мысли и чувства, когда конфликтная ситуация зашла в тупик. Но не стоит писать часто, иначе ценность такого метода теряется.
О пользе выдумки
Моему сыну Паате было два годика. Однажды я прилетел из командировки в Москву и застал дома такую картину. Паата сидит за столом, перед ним тарелка с кашей, а бабушка пытается его накормить. Паата кричит, машет руками, попал ладошкой в тарелку.
Я привез из Москвы четыре куклы, которые надеваются на руку. Достал из коробки Буратино и спрятался под стол. И вот представьте, как был удивлен Паата, когда перед ним появился человечек и спросил тоненьким голосом: "Привет! Ты почему не ешь кашу?" От изумления он открыл рот, а бабушке только того и нужно было!
Позже этот Буратино не раз еще появлялся. Я с ним даже под кроватью сидел. Потом он приходил к дочери, к внукам. И по сей день он живет у нас, в Грузии, ждет нового друга.
Очень полезно рассказывать детям сказки перед сном. Но только добрые, в которых ребенок играет роль положительного героя. Пусть он куда-то спешит, кому-то помогает. И засыпает с мечтой делать добро и с уверенностью в своих силах.
О добре и хорошем примере
Вообще, воспитывать можно только добрыми примерами. Это закон: хорошее воспитывается хорошим, плохое - плохим. Если вы кричите на ребенка, ругаете его, вы не добьетесь ничего положительного. Мне один мальчик рассказывал: "У меня мама лает". Как лает? "Ну вот так - на меня, на папу, на всех". Это ужасно. Когда вы раздражены - не походите к ребенку. Да и вообще ни к кому не подходите.
Покажите ребенку хороший пример, чтобы он мог вами гордиться. Если вы курите - прямо сегодня возьмите и бросьте. Скажите: "Сынок, это последняя моя сигарета. Я бросаю курить ради тебя". Это будет лучший способ уберечь его от вредной привычки.
О предназначении ребенка
Сегодня страной, экономикой руководит поколение акселератов, родившихся в 1960-е годы. Многие из них стали успешными людьми, олигархами. Многие из них состоялись, но не раскрылись. Это несчастные люди, потому что не выполнили свое предназначение на этой земле. Почитайте вместе с детьми "Синюю птицу" Метерлинка. Там сказано, что с пустыми руками на землю не приходят, у каждого человека - свое предназначение. То, что ваш ребенок хорошо рисует, или поет, или у него математические способности, - это еще не его предназначение. Это лишь путь к его пониманию.
Нынешние родители несут огромную ответственность - они воспитывают особенное поколение детей, родившихся начиная с конца 1990-х годов. Это особенные дети. Их называют по разному: в Америке - индиго, в России - дети света. Их предшественники, акселераты из 60-х, дали огромный толчок техническому прогрессу. Мы обязаны им всеми современными гаджетами, без которых жить уже не можем. Что принесет в этот мир новое поколение? Каково предназначение этих детей? Человечество не могло знать о том, что родятся Пушкин, Чайковский, но оно ждало их появления. Возможно, новые гении уже родились, и это ваши дети. Каждый ребенок несет свою миссию, задача родителей, задача гуманной педагогики - помочь ему раскрыться.
О послушании
У каждого ребенка три основных стремления: он хочет развиваться, взрослеть и обрести свободу. Он раб своей природы, и это нужно понимать, чтобы умело воспитывать.
А теперь обсудим ситуацию, о которой мне рассказала в Калининграде одна мамочка. Двухлетний ребенок не хочет учиться чистить зубы. Как тут нам поступить? Мы можем его пугать: "Не будешь чистить - все зубы выпадут, как у бабушки". Но этот метод не подходит, как я уже говорил. Попробуем по-другому. Скажите ему: "Я хочу зубы чистить, пойдем со мной". И комментируйте свои действия, сделайте вид, что поймали во рту какое-то ужасное существо, которое могло бы разрушить зубы. И спросите: "Хочешь сам попробовать?" Скажет "нет" - ну что ж, попробуйте завтра, послезавтра. А потом он и сам захочет. А вы удивитесь: "Надо же, какой ты молодец!" Папа придет - расскажете ему, какой у вас замечательный ребенок.
Этот метод я называю "дорисовывание". Мы не пытаемся сосредоточиться на плохих качествах - мы подчеркиваем хорошие. Восхищаемся, удивляемся, гордимся. Это полезно делать, кстати, не только в отношениях с детьми, но и между собой, между мужем и женой.
Хочу добавить от себя про дорисовывание. У меня на семинаре случился "инсайт", я сделала своё личное маленькое открытие. Я всё никак не могла понять, что это за "образы", которые нужно передавать детям. Как они работают? Как их нужно давать?
Например, в ответ на вопрос "Как защитить ребёнка от соблазнов и жестокости современного мира" Шалва Александрович ответил, что нужно с детства ставить защиту - другие образы, и тогда ребёнок сам сможет сделать выбор.
И когда мы в очередной раз обсуждали метод "дорисовывания", я вдруг вспомнила, как меня однажды "дорисовала" мама. Она повела меня в садик и сказала, что забрать меня из садика не сможет, а сделает это наша соседка тётя Света, которую я прекрасно знала и с сыном которой я дружила. "И, - сказала мне мама, - слушайся тётю Свету, не балуйся". Когда мы возвращались из садика, примерно на половине дороги я вспомнила слова мамы и... начала баловаться. Прекрасно помню ход своих мыслей: "Это же тётя! Не мама! Значит, МОЖНО (и даже нужно) баловаться!". А кто мне подсказал, кто дал образ "если из садика забирает не мама - можно баловаться"? Конечно же, мама. Её слова я восприняла как правило: "Если не мама, тонормально (нужно, можно) баловаться. Можно, конечно, этого не делать, но, вообще-то, это нормально".
В конце я получила большой скандал, слёзы, а ещё меня заставили идти к тёте Свете извиняться. Хотя, не скажи мне мама ничего про баловство, мне и в голову бы это не пришло.
И тут я поняла, как это работает. Ведь у ребёнка мало опыта, ребёнок мало что знает о мире. Именно мы, взрослые, рассказываем ему о том, что можно, а что нельзя. Что есть, а чего нет.
Вот мы смотрим малышу в глаза, внимательно смотрим, с улыбкой, и говорим: "Какие умные у тебя глаза", или "Какой ты у меня уже взрослый", а Шалве Александровичу его учительница Варвара Вардиашвили (уже в подростковом возрасте) сказала: "Какие у тебя глаза, ты, наверное, стихи пишешь". Шалва Александрович рассказывал, что долго стоял потом перед зеркалом и вглядывался в свои поэтические глаза. А уже на следующий день принёс своей учительнице первый стих. Поэтом он не стал, зато каким человеком вырос!
Получается, что ребёнок начинает искать в себе то, чего ещё нет. Вот как я нашла это "баловаться". А ведь можно искать взрослость, ответственность, ум, поэзию.
Каждое наше слово как разрешение: "Можно быть взрослым", "Можно быть умным", а иногда "Можно быть глупым", "Можно хулиганить", это смотря что мы говорим, как мы ребёнка "дорисоываваем". И глупости ведь в нём тоже нет! Какая глупость в 2-3-х летнем ребёнке? Но родители её селят сами, рисуют этот образ словами. Давайте верить в детей, дорисовывать хорошее, возвышать. Этот метод работает не только с детьми, со взрослыми тоже. Попробуете?
Всего доброго!
Ирина Долгополова