Ольга
10 лет
Раннее обучение
детиМного обсуждаются авторские (не буду уточнять авторов) методики обучения чтению, математике, другому языку...
Для размышления приведу статью с российским ученым-физиологом М.М. Безруких
Выдержки:
Одна из инноваций 90-х годов:
преподаватели стали требовать от родителей, чтобы те приводили в первый
класс читающих и пишущих детей. Родители и стараются: ребенку еще трех
лет не исполнилось, а его заставляют читать. Это бессмысленно и опасно.
У детей, которых научили читать очень рано, формируется неправильный
механизм чтения. Даже став взрослыми, они с трудом воспринимают
содержание текста. При правильном подходе маленький человечек, начиная
читать, отслеживает каждую буковку, анализирует ее. Это делается,
конечно, очень медленно. Но постепенно процесс убыстряется. Если же
с ребенка сразу требуют: «Читай быстрее!», он вынужден использовать
другой способ. Схватывает первые три-четыре буквы, а дальше угадывает
слово. Причем не всегда правильно. Тогда движение его глаз напоминает
работу челнока: «убежал — вернулся», потому что не ухватил смысла. Одно
из последствий такого обучения — «механическое чтение», когда малыш
очень бойко произносит все слова, а пересказать текст не в состоянии.
Есть еще одна проблема, о которой
взрослые редко задумываются. К тому моменту, когда ребенок сам начинает
читать (в 5-7 лет) он еще достаточно долго может читать только
относительно простые тексты (сам процесс чтения еще сложен). Но к этому
возрасту те тексты, которые он должен читать сам — либо ему много раз
прочитаны, либо не очень интересны, а то, что было бы интересно — читать
сложно. Как разрешить это противоречие, чтобы не разрушить желание
читать? Я вижу один путь — взрослые должны продолжать читать ребенку
интересные книги, которые он еще не может читать сам.
Вариантом такого чтения могут быть
аудиокниги, но каждую прослушанную часть хорошо бы обсудить, не только
для того, чтобы ребенок учился понимать и анализировать прочитанное,
но и для того, чтобы понять насколько активным был процесс слушания. При
этом следует помнить, что эффективное восприятие аудиозаписи сложнее
и короче, чем восприятие непосредственного чтения.
Мы перестаем читать ребенку в тот
самый момент, когда он сам научился складывать буковку к буковке. Это
большая ошибка. Когда ваш второклассник просит почитать перед сном,
не отказывайте ему, не говорите: «Ты сам умеешь!»
Лучше прочитать пять-шесть страниц и остановиться на самом интересном
месте сказки, чтобы он сам ее закончил. Вот тогда вы ненавязчиво, без
нотаций, посеете интерес к книге. Ребенок не любит делать то, что ему
пока трудно. Его можно понять: взрослым тоже это свойственно. Что касается раннего обучения иностранным языкам. Вообще, до школы происходит небольшое знакомство с языком. Я полагаю, что учить иностранному языку осознанно можно лет с девяти. И тогда не нужно будет столько времени тратить на обучение. Часто возражают и говорят: «А Александр Сергеевич Пушкин? А Набоков?». Но это лингвистические гении. А вот если не гении, тогда возможны проблемы. Можно вводить систематическое обучение, если у ребенка нет проблем с родным языком. Но если у ребенка есть нарушения речевого развития, а сейчас, к сожалению, 60% детей имеют нарушения речевого развития, я бы не рекомендовала вводить второй язык до школы. |