Оля-массажистка(Сходня)
13 лет
Рахит-И.Красикова
это болезнь всего организма, которая характеризуется глубоким нарушением всех видов обмена веществ, в настоящее время, благодаря активной профилактике, тяжёлая, уродующая ребёнка форма рахита встречается редко, лёгкая его форма, с неяркими проявлениями, до сих пор является одним из самых распространённых заболеваний раннего детского возраста и требует особого внимания родителей. Болезнь развивается в связи с дефицитом в организме витамина D, который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует нормальному формированию костной ткани, витамин D- единственный витамин, образующийся в коже под действием солнечных (ультрафиолетовых) лучей. Старое название рахита- английская болезнь- связано с широким распространением этого заболевания в промышленных городах англии прошлого века, основное влияние в возникновении и развитии рахита оказывает недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, плохие бытовые условия, нерациональное питание (недостаток витаминов и микроэлементов), частые или длительные заболевания, а также малая двигательная активность ребёнка. Это заболевание часто встречается у недоношенных детей, близнецов, детей быстро растущих и быстро прибавляющих в весе. Рахит- общее заболевание, проявляющееся нарушением многих органов и систем, эти нарушения взаимосвязаны и определяют тяжесть состояния ребёнка. Начальные признаки не всегда замечаются родителями, так как чаще всего это функциональные нарушения нервной системы, ребёнок становится более капризным, раздражительным, у него нарушается сон, появляется чрезмерная потливость, стираются волосы на затылке. В дальнейшем, если не начато лечение, происходят изменения костной и мышечной систем, страдают органы дыхания, пищеварения и так далее. В результате нарушения фосфорно-кальциевого баланса происходит размягчение и искривление костей, вместе с тем наблюдается разрастание неполноценной костной ткани. В первую очередь (видимо в связи с особо быстрыми темпами роста) появляются деформации костей черепа: уплощение затылка, появление лобных и теменных бугров, задерживается закрытие большого родничка. Если рахит развивается у ребёнка старше трёх месяцев, наиболее частыми признаками являются изменения грудной клетки: на рёбрах в месте перехода хряща в кость образуются так называемые чётки. Размягчение и податливость рёбер приводят к сдавливанию грудной клетки, расширению нижних и сужению верхних отделов. Когда дети начинают ходить и стоять, у них искривляются кости голени, развивается плоскостопие. Следует отметить искривление позвоночника, которое проявляется главным образом в виде кифозов поясничного и грудного отделов, эта особенность заболевания отмечена давно и отражена в названии (рахит» происходит от греческого слова позвоночник). . Серьёзно страдает мышечная система: недостаточная выработка энергосодержащих веществ приводит к гипотонии мышц, их слабости, особенно выражена слабость ягодичных мышц, мышц ног, спины и живота, в результате гипотонии мышц живота развивается большой, так называемый лягушачий живот, слабость связочного аппарата приводит к разболтанности суставов. Дети, больные рахитом, значительно отстают в психомоторном развитии, позже начинают держать голову, сидеть, стоять, самостоятельно ходить. Лечение рахита должно быть комплексным, включающим строгое соблюдение режима, длительные прогулки на свежем воздухе, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапию, закаливание, массаж и лечебную гимнастику. Лечебная гимнастика и лечебный массаж нормализуют психомоторное развитие больных детей, приостанавливают развитие костных деформаций. Особо следует подчеркнуть значение лечебного массажа, который, активизируя обменные процессы в коже, усиливает образование витамина D, в связи с этим в любом возрасте при любом течении и характере заболевания применение общего массажа является особенно важным. Методика лечебной гимнастики и массажа строго индивидуальна и зависит от периода, тяжести рахита, особенностей течения болезни, от возраста и развития ребёнка. В начальном периоде, когда появились лишь первые признаки начинающейся болезни, занятия с ребёнком строятся на основе возрастных комплексов, ребёнок быстро устаёт, поэтому следует уменьшить нагрузку, достаточно повторить каждое упражнение 2-3 раза. С особой осторожностью выполняются пассивные упражнения, нельзя допускать переразгибания в суставах. Обязательно в занятия вводятся дыхательные упражнения: для самых маленьких- лёгкое надавливание на грудную клетку, затем- в сочетании с движениями рук (например, скрещивание рук на груди и тому подобное). Учитывая повышенную возбудимость ребёнка, в массаже необходимо увеличить количество поглаживаний и исключить ударные приёмы, если малыш быстро утомляется, начинает капризничать во время занятий, можно разбить комплекс на две-три части и заниматься в удобное время. Примерное занятие с ребёнком одного-трёх месяцев, больного рахитом в начальном периоде:
1. Дыхательные упражнения 2-3 раза.
2. Поглаживающий массаж рук.
3. Поглаживающий массаж ног.
4. Массаж стоп.
5. Рефлекторные упражнения для стоп.
6. Рефлекс опоры или рефлекторная ходьба.
7. Выкладывание на живот.
8. Поглаживающий массаж спины.
9. Рефлекторное ползание.
10. Поглаживающий массаж живота.
11. Покачивание в позе эмбриона или на мяче.
12. Поглаживающий массаж груди.
13. Дыхательное упражнение. В период разгара заболевания состояние ребёнка значительно ухудшается, дети бывают чрезмерно возбудимыми, беспокойными или вялыми, заторможенными, нарушается деятельность всех систем организма, выражены изменения костей, слабость мышц и связочного аппарата. Занятия лечебной гимнастикой проводятся крайне осторожно, общая продолжительность не более десяти-двенадцати минут, упражнения делаются в положении ребёнка лёжа на спине и животе. Учитывая мышечную гипотонию и разболтанность суставов, пассивные упражнения должны выполняться строго в пределах нормального движения в данном суставе, по возможности проводятся упражнения, основанные на врождённых рефлексах, из приёмов массажа применяется только поглаживание, которое успокаивающе действует на нервную систему и улучшает функцию дыхания. Для профилактики деформации костей недопустимо длительное пребывание ребёнка в однообразной позе, больного малыша следует выкладывать на живот многократно в течение дня, в этом положении укрепляются мышцы и исправляются деформации грудной клетки, ослабленным детям, которые плохо удерживают голову, подкладывают под грудь небольшой валик (сложенную в несколько раз пелёнку). Примерное занятие с ребёнком трёх-шести месяцев в период разгара рахита:
1. Дыхательное упражнение.
2. Поглаживающий массаж рук.
3. Поглаживающий массаж ног.
4. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
5. Поворот со спины на живот (с помощью).
6. Поглаживающий массаж спины.
7. Рефлекторное ползание или стимуляция ползания.
8. Массаж грудной клетки.
9. Поглаживающий массаж рук.
10. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди 3-4 раза.
11. Поглаживающий массаж ног.
12. Сгибание ног вместе или попеременно или скользящие шаги (3-4 раза).
13. Поглаживающий массаж живота. В период восстановления здоровья ребёнка интенсивность и продолжительность занятий несколько увеличивается, лечебная гимнастика проводится в рамках общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка, лучше ориентироваться на комплексы, предложенные в разделе «недоношенные дети». С целью ортопедической профилактики предпочтительным остаётся горизонтальное исходное положение, особенно рекомендуются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота и ног, замечательный лечебный эффект дают плавание и упражнения в воде. В массаже, помимо поглаживания, применяют растирание и разминание, которые оказывают сильное воздействие на мышцы, повышая их тонус, и нормализуют общий обмен веществ в организме. Примерное занятие для ребёнка в возрасте от шести до девяти месяцев в восстановительном периоде:
1. Поглаживающий массаж рук.
2. Скрещивание рук на груди.
3. Массаж ног.
4. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
5. Повороты со спины на живот вправо.
6. Массаж спины.
7. Массаж ягодичных мышц (все приёмы).
8. Упражнения в ползании.
9. Массаж живота (укрепляющий, со стимулирующим пощипыванием вокруг пупка).
10. Приподнимание головы и туловища при поддержке за отведённые в стороны руки.
11. парение на животе.
12. Массаж грудной клетки спереди назад.
13. Приподнимание из положения на животе при поддержке под локти до перехода в положение стоя на коленях.
14. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
15. скользящие шаги.
16. Приподнимание прямых ног до палочки. После выздоровления ребёнка возможны остаточные явления рахита, которые проявляются главным образом в значительной задержке психомоторного развития и костных деформациях. Лечебная гимнастика проводится из различных исходных положений, широко используются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота, ног, восстанавливающие двигательные навыки (повороты со спины на живот, присаживание, ползание и так далее), нагрузку в занятии приближают к нагрузке, рекомендованной для здорового ребёнка. Помимо общего массажа применяют стимулирующие приёмы, укрепляющие ослабленные мышцы, особое внимание следует уделять профилактике плоскостопия, искривлений позвоночника и исправлению деформаций костей голени. Примерное занятие для ребёнка в возрасте от девяти месяцев до года:
1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (самостоятельно).
2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (самостоятельно).
3. Круговые движения рук.
4. Самостоятельные повороты со спины на живот за игрушкой.
5. Массаж спины.
6. Приподнимание туловища из исходного положения на животе при поддержке за локти в положение стоя на коленях и стоя.
7. Ползание или ходьба на четвереньках за игрушкой.
8. тачка- ходьба на руках при поддержке за ноги.
9. Массаж живота.
10. Поднимание выпрямленных ног (самостоятельно).
11. скользящие шаги.
12. Присаживание за отведённые в стороны руки, держась за кольца.
13. Из исходного положения сидя повороты туловища вправо и влево за игрушкой.
14. Поднимание головы и плеч из положения лёжа на животе.
15. Наклоны туловища при фиксированных коленях из исходного положения стоя.
16. Упражнения для стоп. Примерное занятие для ребёнка в возрасте от года до 1 да шести месяцев:
1. исходное положение лёжа на спине- отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
2. скользящие шаги.
3. Сгибание и разгибание рук попеременно (бокс).
4. Переход в положение сидя- колени фиксированы.
5. исходное положение сидя- повороты вправо и влево за игрушкой.
6. Поднятие рук над головой (достань игрушку) и возврат в исходное положение.
7. Переход в положение лёжа.
8. Поднимание выпрямленных ног.
9. Поворот со спины на живот за игрушкой в обе стороны.
10. Подползание под скамеечку.
11. Поднимание головы и плеч из положения лёжа на животе, то же одновременно с ногами (рыбка или лодочка).
12. Из положения стоя с фиксированными коленями наклоны и выпрямление туловища, наклониться, взять игрушку, поднять её над головой.
13. Массаж стоп, упражнения для стоп.
14. Ходьба по ребристой дорожке.
15. Приседание за игрушкой.
16. Самостоятельный поворот с живота на спину в обе стороны.
17. Переход из положения лёжа на спине в положение сидя, держась за кольца (присаживание).
18. Круговые движения рук.