О, дивный новый мир...
Вольное сочинение на тему: http://www.babyblog.ru/community/post/education/1713121
Представьте себе, что в один прекрасный или не очень день вы выглядываете в окно и видите... непонятно что. Выходите посмотреть и оказываетесь в странном-престранном месте, как Алиса в Стране чудес. Здесь не действуют физические законы - предметы могут падать в произвольную сторону, а не только вниз. Здесь звук вашего голоса разносится по всему миру за считанные секунды. Вокруг бегают зеленые свиньи, летают странные хмурые птицы и стадами ходят люди-орки-эльфы разной степени адекватности. В полном офигении вы залетаете обратно в дом и не решаетесь высунуть нос за занавеску еще месяц. Затем любопытство берет верх и вы предпринимаете вторую вылазку - здесь все примерно по-прежнему, но появились и новые детали, например, неподалеку вы замечаете полянку со скамеечкой, на которой сидят с виду нормальные люди, и устремляетесь к ней. Через месяц вы уже бодро прокладываете путь себе путь к заветной скамеечке, по пути стреляя воробьями по свиньям, и привычной уже компанией обсуждаете весь этот ужас вокруг. Ходить дальше страшно, да и вроде незачем.
Параллельно дома у вас подрастает ребятенок. Поначалу вы широкой грудью мужестсвенно закрываете от него обзор в заветное окошечко, а сам он пока не допрыгивает, ну и слава богу, проблемы нет. Но дите растет, и вот уже однажды, когда вы забыли закрыть за собой дверь, ваше чадо незаметно следует за вами. Ребенок - существо гибкое, новый мир для него - не порождение ночных кошмаров, а яркое и интересное место. За три дня он обучается мастерски отстреливаться от свиней и вместе с приятелями-сверстниками оккупирует вашу любимую скамеечку. Через месяц он учится открывать замок и уносится в дивный новый мир в неизвестном направлении, а вы стоите и даже не знаете где его искать - сами-то вы дальше скамеечки ни разу не отходили, а кто знает, какие опасности там, вдали...
Что же делать? Исследовать Terra Incognita, по мере взросления раскрывать ребенку свои открытия, предостерегать от своих ошибок, учить искать нужное, отфильтровывать ненужное и определять съедобное/несъедобное. Отправлять в походы за конкретными целями, а не просто послоняться. Я буду считать свою задачу по адаптации выполненной, если к 16-ти годам ребенок перейдет от потребления к созданию своих кусочков мира и будет вовремя возвращаться домой ужинать :)
И да, возможно, однажды через какое-то количество лет вы выглянете в окно - и картинка снова кардинально изменится. Тогда просто вспомните, как в один не очень прекрасный день вы выглянули в окно... И расскажите про все это своему ребенку...