Маленький творец: как развить детские таланты?
«Детское творчество, прежде всего, проявляется в игре».
Л.С. Выготский
http://vetokhina.ru/rus/publication/document594.phtml
В возрастной психологии существует такое понятие: сенситивный период развития. Это возраст, в котором ребенок наиболее восприимчив к любым воздействиям, в том числе к обучению и воспитанию. К примеру, в год ребенок готов освоить хождение, в два-три года – речь, а после трех – несложные виды творчества: рисование, лепку из пластилина, пение. Именно в дошкольном возрасте, в 4−7 лет, дети с удовольствием познают мир, фантазируют, у них появляется не только любопытство, но и необходимая для занятий творчеством усидчивость.
Занятия изобразительным искусством, танцами или аппликацией не только развивают вкус и чувство прекрасного, но и постепенно готовят ребенка к школе. Умение держать в руке карандаш, штриховать картинки, пользоваться клеем обязательно понадобятся в первом классе.
Тренировка мелкой моторики полезна не только для красивого почерка, но и для развития умственных способностей. Ведь зоны мозга, отвечающие за манипулирование предметами, также отвечают и за речь. А значит, ребенок, умеющий пользоваться фломастерами и кисточкой, сможет быстрее научиться читать и писать.
Но для того, чтобы творчество было радостью, а не обузой, нужно подбирать те развивающие занятия, которые интересны малышам – в зависимости от возраста:
1−3 года
В этом возрасте у ребенка еще не очень развито образное мышление и манипулирование с мелкими предметами, поэтому ему проще взаимодействовать с крупными игрушками. Научите ребенка сортировать пирамидку по цветам, собирать букеты из цветов или осенних листьев, а также рисовать – но не кисточками, а пальчиками. Это занятие обязательно понравиться малышу. Налейте краски в блюдечки, переоденьте ребенка в домашнюю одежду и расстелите на полу ватманский лист. Делать отпечатки ладошек на бумаге – это очень весело!
В 1−3 года ребенку понравится играть в кукольный театр – можно попробовать поставить знакомую ему сказку – «Репку» или «Колобка». Кукла, которую нужно надевать на руку, стимулирует мелкую моторику – ведь для того, чтобы волк или лисичка ожила, необходимо шевелить пальчиками.
Во время игр и прогулок учите названия предметов и цветов, знакомьте ребенка с понятиями большой-маленький, высокий-низкий, светлый-темный – это развивает внимание, память и ориентацию в окружающем пространстве.
В этом возрасте очень полезны подвижные игры с мячом, воздушным шариком и любыми движущимися игрушками – бегая за ними, ребенок становится более смелым и самостоятельным.
4−5 лет
Малыш давно умеет говорить, у него очень развито воображение, он задает десятки разных «почему?», ему хочется все знать и уметь. Очень важно стараться отвечать на все детские вопросы, даже на самые нелепые: отчего вода мокрая, почему солнце греет, а крокодилы – зеленые?
Общение с ребенком – это самое важное в этот период. Занимайтесь творчеством совместно! К примеру, вы начинаете лепить фигурку, а малыш заканчивает – в итоге получится очень необычное чудо-юдо. Если просто так рисовать скучно, то можно делать подарочные открытки на день рождения близких или настенные календари: осенний украсить опавшими листьями, а летний – засушенными цветами. Такое повседневное творчество научит ребенка видеть волшебное в обыденном. Простоя еловая шишка может превратиться в ежика илистаричка-лесовичка, а ракушка, привезенная с моря, в пиратский корабль – если ее украсить с помощью пластилина и бумаги.
Для того, чтобы у ребенка было все необходимое для творчества под рукой, соберите воедино все нужное для лепки, рисования и аппликации:
Краски (гуашь, акварель) и кисти;
Карандаши и фломастеры;
Набор цветных шариковых и гелевых ручек;
Цветная бумага и картон, альбом для рисования;
Пластилин, скульпторская глина и застывающая пластическая масса (она поможет сохранить поделки малыша на несколько лет).
Клей ПВА, безопасные ножницы с закругленными концами;
Оформительский блеск в тюбиках;
Сыпучие блестки и стразы для оформления рисунков и поделок;
Природные декоративные материалы: семена растений, еловые шишки, камушки, ракушки;
Всякая всячина: пуговицы, нитки, зубочистки, кусочки ткани – все это пригодится для создания ярких и необычных поделок.
6−7 лет
В этом возрасте ребенок умеет запоминать и сортировать информацию. Для того, чтобы тяга к познаниям не угасла, создайте дома развивающую среду. Детские энциклопедии с яркими картинками, раскраски, детский ноутбук или развивающие компьютерные игры помогут ребенку освоить навыке, необходимые для обучения в школе. Просто так рисовать ему может быть уже не интересно, поэтому стоит приобрести для ребенка-дошкольника специальные фабричные наборы для творчества:
«Юный скульптор» — набор для лепки по образцу, где имеются все необходимые материалы и понятная ребенку пошаговая инструкция. Можно слепить игрушку, копилку или рамочку для фото – в зависимости от конкретного набора.
«Мягкая игрушка своими руками» - с его помощью маленькая швея сможет самостоятельно создать из лоскутков веселую собачку или куклу, которая будет иметь свой неповторимый характер.
«Вышиваем по крестикам» — этот набор поможет девочке научиться держать иголку. В комплект входит безопасная пластиковая игла, схема вышивки и нитки мулине. А получившуюся вышитую картинку можно повесить нам стену или подарить бабушке.
«Деревянный конструктор» -игра-поделка, которой будет рад каждый мальчик. По несложной схеме можно создать, а затем и раскрасить самолет, пароход или скелет динозавра.
«Барельеф» - в набор входит гипсовый порошок, формочка и яркие краски. С его помощью можно сделать маску, магнит на холодильник или копилку – выйдет отличный подарок для друга или родственников.
«Выжигаем по дереву» - это занятие для настоящих мужчин. С помощью машинки для выжигания можно украсить кухонную доску или даже создать настоящую картину, но работать мальчик должен под присмотром папы или старшего брата, ведь машинка включается в сеть.
С помощью этих наборов и игр ребенок сможет не только развить свои таланты и способности, но и почувствовать себя самостоятельным, ответственным и счастливым – а ведь это самое главное!