Оливке 3 года 2 месяца
Моя ОливХочу написать о трех вещах - юмор, страхи и творчество) Девочки, у кого детки наши ровесники +-, поделитесь со мной по этим трем пунктам про своих деток, очень интересно сравнить! я как психолог просто визжу от восторга))
недавно я задалась вопросом юмора дошкольников, почитала некоторое количество работ на эту тему, выдержки из моей любимой советской психологии и пошла собирать данные и проверять все это на Оливии))
на данный момент ей 3 года и 2 месяца) на вопрос "что такое смешно? что ты знаешь смешного?" она ожидаемо сказала "ХА! КАКАШКИ ХИХИХИ")))))) дядя Зигмунд нами доволен) через пол годика по идее должна сказать "писька")))) в общем помимо очевидного ответа ребенка в анальной стадии развития она так же назвала: "смешные картинки, маленькие смешные зверушки, глупенькие совсем, котятки маленькие. когда мама делает вот так (надула щеки), когда мама щекочет, догоняет, играем в прятки, когда говорю вот так (авимавлмиавьм пфффвввтамим)" это то, что пришло именно ей в голову) интересно) от себя добавлю: она смеется всегда и очень давно от физических действий типа кружить, подкидывать, щекотать, делать вид что ешь, идет коза рогатая, когда она делает все то же самое а ты реагируешь типа ой боюсь) еще она обожает ей же придуманную игру - закрывает мне рот руками и говорит "разговаривай" и я специально сильно мыча говорю и она просто в восторге)) просит ей так же сделать) всегда заливается когда спрячется под одеяло а я начинаю притворно искать ее в других местах, сильно удивляясь что ее и тут и там нет) очень смешат всякие штуки типа - положили игрушку, а ее поза выглядит нелепой, она визжит "смотри как мишка улегся вниз головой какой хулигаааан!"))) так же смешит все, что попадает под категорию "подглядывает" - коленки, видные из дырок джинс, что-то откуда-то вылезшее и слегка видное, торчащая лапа игрушки из-под одеяла, да что угодно что видно только уголок - всегда смеется) очень радуется если находит что-то на что-то похожее, хотя это скорее уже не юмор а раздел восторг) но все же - если видит звезду всегда смеется что это как у Гончика, если нальешь молоко в чай то смеется что это как-будто кофе итд) кстати, упорно говорит "это напохоже" то есть например указывая на круг говорит "это напохоже апельсин" вместо "похоже на"))
еще веселит когда что-то испачкано как-то нелепо - усы от молока, неразмазанный тональник) смешные хвостики когда я вытягиваю волосы утюгами) когда вещь нелепо падает) смешные звуки типа шлепка упавшего фрукта об пол)
из словестного юмора пока только совсем очевидные механизмы, хотя она с трех лет исправно словестно шутит и я очень радуюсь и смеюсь) конечно же самое ходовое - назвать что-то явно противоположным прилагательным - например меня старенькой, и оооочень быть собой довольной))) ну там - большое маленьким, красное желтым, правое левым итд, причем она делает это с очень определенной хитрой интонацией и лицом, не перепутаешь с ошибкой) кстати, не лишним будет упомянуть что она в 9 из 10 случаев правильно определяет где право где лево, а еще знает и следит за днями недели, вот это вообще огонь!) еще ее смешит когда говорит что что-то толстое, ну это уже мой косяк мне кажется, я когда она жрет как слон говорю типа будешь толстенькая как щеночек (жирный постоянно жрущий щенок из 101 далматинца)) так что она может сказать например "арбуз тоооооолстый" и веселиться)
говорит интересные вещи, но я иногда не понимаю она смеется потом потому что пошутила или от восторга - у нее пока очень схожие реакции эти. например видя туман говорит "огооо тумааан, это я молочко на улицу разлила" и смеется и я не понимаю шутит она или нет)
отмечает когда кто-то шутит в мультиках, типа слышала мама райдер ПОШУТИИИЛ) но смеется в основном над совсем уж примитивно-действенными шутками, словестные и игры слов не понимает, ну и естественно сарказма, иронии итд - это к школе) вот такие дела с юмором)
теперь страхи - спросила тоже у нее - что бывает страшно? "ПАВИДЕЕЕЕНЬЯ, пауки, монстры") от себя добавлю что она очень боится темноты, хотя был момент когда это достигно какой-то абсурдной точки и я дико вспаниковала, взялась за это и теперь она хоть явно и опасливо но бежит в темноту включать свет, ходит по квартире одна, спит без огоньков. я очень рада что мы не запустили это, я всю жизнь не могу по коридору пройти темному и не хотела ей этого в наследство. боится пауков, но скорее использует их образ как и образ привидения как навязанные мультфильмами синонимы слова "страшно" - она и пауков то не видела никогда,не говоря уж о привидениях) она скорее использует это в значении "мишка упал под кровать, ему там страшно, там паукиии". боится но очень любит: динозавров, тигров, львов. она ими восхищается и часто говорит о них, но когда встречает откровенно агрессивное изображение их или рычащую анимацию то говорит что страшно и просит выключить. монстров не боится, я думаю корпорация монстров будет в какой-то момент ее любимым мультиком) скоро попробую показать. говорит о них - монстрики) пугается криков, излишне громких звуков типа ремонта, не потому что боится этого а как фактор внезапности. я не кричу никогда дома и она встает в ступор когда при ней повышают голос даже в шутку и закрывает уши. все так же кстати в любой страшной ситуации рефлекторно закрывает уши,а не глаза. аудиал может вырастет?) вообще со страхом (кроме темноты) у нее любопытные отношения, она часто просит именно "страшные" серии щенячьего патруля, маши итд, одно время смотрела хэлоуиновский спешл ЩП по 3 раза в день) естественно там в итоге оказывается что призраки не призраки, так что я спокойно включаю) она просит их, а потом сидит боится, убегает, прячется, закрывает уши, но смеется и продолжает смотреть и просить) маленький любитель острых ощущений)))
и последняя часть, про творчество) рисование - тут все закономерно и по возрасту - сначала рисовала палочки и спирали, потом кружочки, потом научилась приделывать палочку к кружочку и называть это "груша") помню момент где-то осенью 17 когда она просто физически не могла нарисовать круг и внутри него два маленьких круга-глаза, так интересно было наблюдать как она рисовала круг, рядом еще круг и в другом месте третий круг - то есть она вообще не могла скоординировать) первое что она скоординировала это круг-сумочка и внутри круги-овалы - продукты) это конец 2 года жизни. примерно с месяц назад совладала с хуманизацией и смогла наконец собрать в кучу головоножку - круг-туловище, крохотные ручки-ножки (но на своих местах!), два глаза-кружка рядом и под ними ротик) человеком она это не называет, говорит "монстрик" или "напланитянин" или "микроб") вот ее последние шедевры
недавно научилась добавлять элемент - сумочку с продуктами в руку, чем обьединила прошлые и новые навыки
кстати, третий глах появился случайно, она отвлеклась и потом вернулась и такая "а теперь глазки", нарисовала глаз и потом такая "ОЙ Я НЕ ЗАМЕТИЛА ЧТО ГЛАЗКИ УЖЕ БЫЛИ ТЕПЕРЬ ИХ ТРИИИ ХАХАХА")))
практически всегда рядом с монстриком (или если просит меня рисовать то с овечкой-динозавром итд) рисуется маленький такой же - малыш)
несмотря на довольно тревожные изображения по ее заверениям все они добрые и улыбаются))) линии ровные, непрерывные, уверенные, рисунки централизированы, не сбиты в угол листа - чувствует уверенность, знает свое место. наличие малыша говорит о плотных взаимоотношениях с родителем, чувствует любовь, наделяет монстра-родителя огромным размером по сравнению с малышом - ощущение важности мамы, уважение. рисунки не заштрихованы, прозрачны, лишних линий нет - спокойный эмоциональный фон. нажим не чрезмерный но и не еле видный. хоршо чувствует пространство листа - если даже размахивается на весь лист (рис.1) то ей хватает места, не получается так что кончается место внезапно ( у меня всю жизнь была такая проблема). эмоциональный окрас рисунков нейтральный, по ее обьяснению - они добрые, но не сильно веселятся, скорее просто спокойно-положительные. цвета выбирает по настроению - редко берет цвета тревоги-агрессии, любимые пожалуй сине-фиолетовая гамма - признак внутреннего спокойствия, творческой ориентации личности, эмоциональной незрелости (в 3 года то лол). наделяет нарисованных мной животных половыми признаками - бантики, кепочки просит нарисовать, четко обозначает типа это девочка это мальчик, выбирает гендерно-ориентированные цвета. я думаю это она принесла из садика, буквально недели 3 назад началась такая жесткая дифференциация по гендерному признаку. я не особо это поддерживаю, но и не противлюсь - кепочка так кепочка, стараюсь обьяснить что быть мужчиной или женщиной это не в бантиках, а в доброте, силе, мягкости, мудрости, опрятности итд итп)
кстати на рисунках видно сзади монстриков оранжевый и зеленый - это старые как видно еще бесформенные почеркуши - октябрь 2017, тогда любила эти цвета, весь альбом в них, она просто не парится и рисует прямо поверх новые)))
стихи. знает очень много сказок в стихах, песенок, стишков - учит и дома и в садике, поет, рассказывает) на вопрос про любимую песенку всегда назовет "в лесу родилась елочка", но чаще всего поет "жил на свете добрый жук") запоминает легко, схватывает прямо - цитаты из мультиков, песенки, сказки.
любит сочинять сама, опирается на рифму а не смысл, то есть рифмует правильно, но рандомный набор слов) чаще всего на мотив какого-то стишка или на вот этот детский примитивный хорей-ямб) а если сочиняет сказки, то как бы на мотив стихов, но обретая смысл теряет рифму и просто вписывает количество слов в размер стиха но без рифмовки) сложно обьяснить но это очень интересно))))
ну и из моих любимых навыков - спокойно считает до 20, складывает до 5, вычитать то не вычитает - просто считает остаток) буквы так и не знает вообще, цифры как-то ей милее) свободно ориентируется в английских цветах - yellow green red brown blue pink white иногда purple) не вспомниает уже, не путает, прям идеально влились в речь - может по желанию назвать цвет на русском или англ когда играет или показывает что-то, без просьб) просто офигенно мило танцует, осознала наличие попы у себя для танцев, уже не выглядит как ползущая вертикально гусеница))) это все моя латина) обожает разминку, зарядку, велосипедик в воздухе, "танец живота"))