Художка для малышей.Урок №1.Вступление.Изучаем цвета и формы
Всем привет!
Знаю,вы заждались!Я просто не ожидала такое количество желающих
Буду иметь в виду к следующему разу.За несколько дней записалось огромное количество человек,и,если я стану делать рассылку почты,то мне некогда будет спать.Я решила первый урок выложить в файлообменник,материалы не несут какой-то авторской нагрузки,служат лишь помощью в уроке,поэтому пусть будут доступны всем желающим заниматься.Залила на cloud.mail.ru.Надеюсь,все скачается.И еще.Через недельку жду первых отчетов,пусть просто коротких:занимались или нет,понравилось или нет.И пожеланий.А теперь начнем?
Пост очень большой.
Вступление.
Почему я решила написать именно о рисовании?
Семь лет своей жизни я посвятила изучению искусства рисования,и тот факт,что Ханя ну никак не хотела рисовать до года,меня просто удручал.Она не брала ни карандаш,ни кисточку,а пальчиковые краски ее раздражают до сих пор.Она просто плачет,стряхивает руку и просит ее помыть,если испачкается чем-либо вообще.Поэтому про пальчиковые краски я не пишу.И мне очень хочется создать добрую традицию на бб о постах про рисование,у меня ну просто масса идей,хочется всего и сразу,но ребенку все и сразу недоступно,естественно,поэтому мы пойдем с самого начала,со знакомства с красками,продолжим разными методиками рисования,и закончим изучением полотен некоторых художников.Надеюсь,Вам понравится заниматься по данной системе,и,что самое главное,у Вас получится то,что получилось у меня,а,может,и лучше!Когда Вы перестанете во мне нуждаться,-значит,у нас все получилось!
Так вот,был период,когда ребенок ну совсем и никак не воспринимал рисование.Я стала искать информацию в сети,перелопатила кучу сайтов,но для малышей не нашла абсолютно ничего дельного,кроме советов дать морковное пюре и отойти в сторону. Нууууу,подумала я,это несерьезно.И тут мне пришла в голову мысль,что,во первых,она не понимает что я от нее хочу.Я доставала лист,давала ей карандаш и стояла рядом.Она держала его неправильно,психовала,что он не рисует,и интерес пропадал очень быстро.
Суть начала начал заключается в том,что каждому цвету или форме,в нашем случае,потому что наш урок о цветах и немного о формах,соответствует свой символ.В нашем случае идет тройное соответствие:цвет-форма-символ.
Девочки,я даю вам направление куда идти,потому что именно так получилось у меня с ребенком,который ни минуты не сидит,если ей не интересно,и не рисовал вообще до года.
Знакомство с красками,кистью и палитрой.
Прежде всего настраиваемся на занятие.Обнимаемся,общаемся,расскажите чем вы сейчас хотите заняться,как это будет происходить.Не забудьте спросить ребенка хочет ли он ей час рисовать?
Ребенок должен быть в хорошем расположении духа,естественно.
Чем рисуем?
Что же,с чего-то нужно начать.Краски берите те,с которыми Вам удобно.Мой ребенок не переносит полные банки,поэтому у нас просто акварель.Кисти мне нравятся Икеевские,они довольно жесткие,что мешает им мяться при сильном надавливании ребенком.Мое недавнее открытие-это стакан-непроливайка)В моем детстве его не было)
И обязательно купите пластиковую палитру!Она сэкономит много нервов Вам)Нет,она нужна правда.Вот такая:
Где рисуем?
У меня ребенок любит рисовать на полу или стоя около стола/дивана)Если ребенок нормально сидит в стульчике,-это прекрасно,там и рисуйте.Но,все же,я за простор)В художке не сидят за партой,друзья,не сидят в стульях или за столом.Но это как вы привыкли уже.
Хочу только одно сказать по поводу того,как ребенок держит кисть или карандаш.Слова:"возьми кисть правильно" значат 'упргвонерк".Вам понятно?Ага,и ребенок не знает,как это правильно.В первые разы я вкладывала ее руку в свою и вперед.Также учились и мазать в краску акварельную,и мыть кисть тоже.Сейчас она уже знает,что в краску надо налить водички и подождать,пока краска растает,а потом уже мазать в нее кисточкой)
1 задание.
Карточки.
Я знаю,что вы все занимаетесь с малышами,но,так как многих девочек я не знаю,я буду говорить обобщенно,хорошо?Если вы занимаетесь по карточкам,то в первый день и последующие дни,добавьте к вашим карточкам мою небольшую подборку,делая акцент на том,что на них.Цель-ознакомление:лягушка зеленая,живет в пруду и тд. Если ребенок уже знает эти понятия-повторите один раз.Если понятия совсем незнакомые,или малыш 1+,то просто изучите эти картинки.Если есть книжки по теме,-еще лучше,почитайте,чтоб ребенок настроился и вспомнил.
2 задание.
Фигуры.
Когда я занималась в самый первый раз,мысль изучать цепочку цвет-фигура-символ пришла ко мне спонтанно,мы просто сидели на полу,Ханя размазывала банку с гуашью по ковру,а рядом со мной лежала кисть и листок бумаги.И тут я решила нарисовать красный круг.Ребенок фигур до этого не изучал,она подошла и забрала лист на изучение.Такими были наши первые материалы по такой системе. Прелесь "саморисования" в том,что ребенок видит что вы делаете,видит начало процесса и конечный результат.Но это не всегда возможно,сложно увлечь внимание ребенка,чтобы он смотрел так долго.Я рисую за 20 секунд,поэтому люблю сама рисовать заготовки больше,чем печатные материалы.
Я дала ей кисть,которой она начала мазать по кругу,как бы рисуя его.Я нарисовала рядом еще один круг,но не закрасила его.Ханя начала "раскрашивать" его в красный.Успех!
Напомню,что ребенок в состоянии нарисовать круг к 2-2,5 годам,сейчас речь идет,конечно,о некой хаотичности.Но,если ребенок попадает кистью в замкнутое пространство-это успех!
Для Вас я сделала заготовки фигур,чтобы сэкономить Ваше время на шаблонное рисование.Распечатываем и готово!
Заготовки состоят из:контурной фигуры,раскрашенной фигуры,листов с двумя фигурами,листа с фигурой и палитрой,а также есть два листа с палитрой из 6 цветов(красный,желтый,оранжевый,зеленый,голубой и синий) для каждой фигуры.
Как мы играем?Ребенку нужно показать закрашенный круг красного цвета.Сказать,что это круг,он красный,провести по нему пальчиком или кисточкой.Затем мы берем краску.Я предпочитаю акварель,потому что они не разливаются),но,чтобы не отвлекать ребенка,можно немного гуаши налить на чистую пластиковую палитру,обмакнуть кисть и сказать,что сейчас мы будем рисовать красный круг.Обязательно спросите ребенка,хочет ли он в данный момент рисовать красный круг?Если ребенок не хочет,оставим наше занятие и приступим к нему позже.
Я советую иметь две кисти,чтобы одной рисовали Вы,а вторую держал ребенок.Он обязательно будет повторять действие,которое делает мама.Нам на руку это)
Начните заполнять круг краской,ребенок должен продолжить.Не нужно стараться делать все аккуратно,-попал в цель,помазюкал..все!Отлично!Далее смотрите.Если Вы целенаправленно станете проделывать такое с каждой из 6 фигур,интереса ребенка не хватит,сразу предупреждаю.Поэтому сразу следующий этап.У вас есть палитры и есть картинки с цветными фигурами(там,где их много).Мы их берем,показываем ребенку,называем фигуры.Не бойтесь называть фигуры "своими именами",ничего страшного в нем нет.Вообще,это касается всего.Если мы рисуем закат,то мы рисуем "закат",не солнышко,не лучики,и именно "закат".
Возвращаемся к кругу.У Вас есть картинка,где круг можно раскрасить любым цветом из представленной палитры.
На пластиковую палитру мы капаем 6 цветов,согласно списку.Берем руку ребенка в свою,макаем в цвет,водим по картинке с контуром круга и палитрой."Рисуем" рукой ребенка каждый кружок своим цветом,объясняя,что круг может быть и желтым,и синим,и тд.
Далее даем ребенку кисть и спрашиваем,каким цветом он бы хотел раскрасить круг?
Не выбирает?Не спешим.Спрашиваем еще раз?Синим?Желтым?
Если не выбирает,нужно помочь.У нас маленькие дети,и самое первое занятие.Помогаем,набираем краску,далее ребенок "раскрашивает".
Не надо в один раз пытаться сделать все.Не идет-оставьте ребенка в покое,пусть просто "рисует" что захочет на белом листе.Получилось с кругом?В следующий раз берете следующее звено:цвет-фигура-символ.Желтый-звезда-утка и тд.
Игра на изучение фигур.
В нее нет смысла играть,пока вы не проделаете первое задание с фигурами,хотя бы бегло.Я сделала Вам простейшую игру,ее даже нет смысла объяснять,но она очень действенная на самом деле.
Не забывайте,пожалуйста,говорить ребенку что Вы от него хотите.Не просто положили лист и дали кисточку,а сказали "Сейчас мы будем рисовать синий треугольник,и получится у нас что!Бааааааааабочка"!.Не делает?Помогите.Распечатайте 2 штуки.Положите рядом.Одну рисуете сами,вторую рисует ребенок.Ну он просто должен повторять за мамой)
В материалах есть еще две игры,которые помогут научиться держать кисточку и совершать целенаправленное осознанное действие.
Игра на цвета и попадание в цель #1.
Вам представлены 6 картинок уже раскрашенных,и шесть аналогичных картинок,в которых нужно раскрасить деталь.Распечатываем обе,одну кладем перед ребенком,на второй он будет раскрашивать(конечно,не без Вашей помощи).Не забываем объяснить что Вы хотите от ребенка:"Сейчас ты будешь раскрашивать зеленых лягушек.Давай найдем их на картинке.Смотри,здесь они зеленые,а здесь не зеленые.Давай их нарисуем/раскрасим?Ты хочешь сейчас рисовать/раскрашивать лягушек?"
Если Вы берете игру сразу после изучения одной цепочки цвет-фигура-символ(зеленый-треугольник-лягушка),то на пластиковую палитру капаем только нужный цвет.Если Вы уже пробежались по всем 6 цветам,то капаем на палитру 6 заявленных цветов.Если ребенок хочет рисовать лягушку НЕ зеленым-пусть рисует каким хочет.Наша цель-не красивая картинка,мы УЧИМСЯ.Ребенок Вас понял,в любом случае.Он услышал,что лягушка зеленая,просто сейчас он хочет сделать ее красной.
Так как мы,прежде всего,учимся рисовать,то цель данной игры-просто попасть в цель.Цвета и формы-это второстепенно в нашем случае.
Игра на цвета и попадание в цель #2.
Игра аналогичная.Действия совершаем аналогично первой игре на цвета.Игра состоит из 6 картинок с несколькими символами на белом фоне,окрашенными в "свои" цвета,а также из 6 аналогичных картинок,не раскрашенных.Вернее,они полураскрашены.Попали в цель-все!Отлично!
Раскраски.
Еще в материалах я наделала Вам раскрасок.То есть все это подборка из сети,но я Вам их сделала по теме,и по формату.Раскрашивайте,наслаждайтесь!
Просто детские раскраски.Мы их очень любим.
Не забудьте спрашивать,хочет ли ребенок заниматься в данный момент?
Каким цветом он хочет раскрасить тот или иной предмет.
Для малышей 1+ я советую маме самой раскрашивать часть рисунка,оставляя ребенку только знакомые символы,которые имеют свой цвет.Но это лишь тогда,когда ребенок сам не увлечен процессом.Конечно,не нужно отбирать кисть,когда малыш рисует любым цветом и в любом месте.Он все-равно понимает,что это раскраска,и что он раскрашивает определенную картинку!Просто Вы должны комментировать:"О,какая ты молодец,ты сейчас раскрасила морковку синим цветом!А обычно она же оранжевая,да?А где оранжевый цвет?Ты хочешь рисовать оранжевым?Сейчас ты хочешь рисовать синим?" И тд.
Калейдоскоп цветов своими руками.
Последнее,о чем мы поговорим сегодня.Как сделать калейдоскоп цветов.Это игрушка.Даже,скорее,игра.Когда Вам понадобится сделать ее с бОльшим количеством цветов,Вы сможете легко ее сделать,пока я сделала Вам заготовку по мотивам нашего урока из 6 цветов и 6 символов.Распечатываем три листа,вырезаем,Приклеиваем на картон.Середину можно сшить,закрепив на обеих сторонах бусины,а,также,можно пришить или приклеить кнопки.Получится эффект вращения,и,что немаловажно,верхний лист можно снимать.
Играем каким образом?
Просим ребенка сопоставить цвет и символ.Что касается верхнего круга,то,сделав его,игрушка получается уже на уровень сложнее,в окошечках нужно поставить опять таки соответствие.Ребенку нужно крутить уже два нижних круга.Это игра на обобщение пройденного,ничего рисовать не нужно)
Обобщение.
Как видите,сложного ничего нет.Если Вас не устраивают мои материалы,Вы можете подготовить свои картинки,я сделала все это,чтоб Вам было легче и проще в начале.
Не забывайте,помимо занятий,давать ребенку просто порисовать.Если он хочет,то пусть "мажет" что угодно и каким угодно цветом.После занятия,например,давайте белый лист и краски.Это мы видим "каляки-маляки",а ребенок-то,может,синюю бабочку рисует или море,и пусть оно грязно-желтое.Это его море и ему решать какого оно цвета!
Девочки,мы,конечно,делали все это сто раз,но все было "от руки",просто я ночью делала эти заготовочки быстро фломастером и все.Жду пожеланий,вопросов и отчетиков!
Удачного рисования!
Скоро снова встретимся.
В уроке #2.
Учимся рисовать точки.
Штампы.
Трафареты и силуэты.
Игры с палитрами.
Смешиваем цвета.
Вода.
Возможно,что-то еще)