ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОБУВИ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)
Гигиенические требования составлены: Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР и НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР с использованием материалов ЦНИИ травматологии и ортопедии им. Н.П. Приорова и НИИ антропологии МГУ.
Методические указания предназначены для работников органов и учреждений здравоохранения.
I. Общие положения
Важное значение для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения имеет рациональная обувь. Утвержденная стандартизация деления обуви по ее назначению ГОСТ 23251-83 предусматривает выпуск: круглосезонной обуви, летней, зимней и весенне-осенней обуви. Наряду с этим выпускается повседневная, модельная, домашняя, дорожная, национальная, спортивная и другие виды обуви.
Обувь как специальная часть одежды охраняет организм от неблагоприятных метеорологических воздействий (высокой и низкой температуры, дождя, снега, ветра, пыли) и механических повреждений.
Для того чтобы детская обувь соответствовала своему назначению, она должна отвечать ряду гигиенических требований, вытекающих из анатомо-физиологических особенностей организма ребенка и в первую очередь - его стопы.
Стопа вместе с вышележащими отделами нижней конечности по своему строению и функции представляет собой важный и сложный орган.
Стопа человека имеет сводчатое строение. В продольном направлении образуется продольный свод, а в поперечном - поперечный. В продольном своде различают наружную, опорную часть и внутреннюю или рессорную. Обувь должна способствовать сохранению свода и его рессорной функции.
На тыльной поверхности стопы сосуды и сухожилия проходят очень поверхностно под кожей, поэтому следует избегать чрезмерного сдавливания стопы во избежание нарушения кровообращения и ухудшения функции мышц.
Важной функцией обуви является обеспечение благоприятного микроклимата вокруг стопы. Физико-гигиенические свойства материала, из которого изготовлена обувь, должны способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима в обуви при любых микроклиматических условиях внешней среды. Этим определяются гигиенические требования к конструкции обуви, ее размерам и отдельным ее элементам.
II. Размер и конструкция обуви
Обувь всех видов должна соответствовать форме и размеру стопы, поскольку с возрастом форма и размеры стопы меняются, выделено семь возрастно-половых групп, каждой из которых присущи особенности и размеры обуви (см. табл. 1).
Таблица 1
┌─────┬────────────────────┬───────────────────────────┬─────────┐
│N │Возрастные и половые│ Род обуви │ N обуви │
│груп-│ │ │(длина в │
│пы │ │ │ мм) │
├─────┼────────────────────┼───────────────────────────┼─────────┤
│1. │Девочки и мальчики │гусарики │ 95 - 125│
│ │до года │ │ │
│2. │Девочки и мальчики │младшая дошкольная │120 - 155│
│ │1 - 3 года │ │ │
│3. │Девочки и мальчики │старшая дошкольная │160 - 200│
│ │4 - 7 лет │ │ │
│4. │Девочки 8 - 12 лет │школьная для девочек │205 - 240│
│5. │Девочки 13 - 17 лет │подростковая для девочек │225 - 260│
│6. │Мальчики 8 - 12 лет │школьная для мальчиков │205 - 240│
│7. │Мальчики 13 - 17 лет│подростковая для мальчиков │245 - 280│
└─────┴────────────────────┴───────────────────────────┴─────────┘
Особое положение занимает группа детей до 1 года. Обувь для детей этого возраста (пинетки) служит лишь защитой стопы от переохлаждения и не несет никаких нагрузок, связанных с ходьбой.
У детей дошкольного возраста половые различия в размерах стоп проявляются очень слабо, поэтому для возраста до 7 лет обувные колодки могут быть общими для девочек и мальчиков. Для школьников же от 8 до 17 лет обувь должна производиться с учетом половых особенностей.
Основным показателем необходимых размеров обуви служит длина стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца (1 или 2).
По введенной в СССР метрической системе нумерация обуви соответствует длине стопы. Единицей измерения в системе нумерации обуви принят миллиметр. Разница между номерами составляет 5 мм.
Длина следа детской обуви всегда больше, чем длина стопы, т.к. в носочной части впереди пальцев имеется припуск, равный 10 мм, в связи с: а) увеличением длины стопы за счет ее естественного роста, равняющимся в среднем полугодовому приросту стопы; б) удлинением стопы во время ходьбы и под действием нагрузок.
Если в обуви не будет припуска, то при удлинении стопы пальцы примут согнутое положение, что в дальнейшем может привести к патологическому изменению их формы. Короткая обувь не дает возможности пальцам стопы правильно, свободно размещаться внутри обуви, что со временем приведет к появлению когтеобразной или молоткообразной деформации пальцев. На стопах появляются потертости, мозоли, могут врастать ногти.
В таблице 1 приведено распределение детей и подростков на возрастно-половые группы и соответствующие каждой группе род и номера обуви.
Размеры обуви определяются не только номером, но и полнотой. При одной и той же длине стопа может иметь разные поперечные и объемные размеры (полноты). В связи с этим ГОСТом 3927-75 "Колодки обувные" предусмотрен выпуск детской обуви трех полнот в пределах каждого размера.
При конструировании внутренней формы детской обуви следует учитывать веерообразное расхождение пальцев, в результате которого детская стопа наиболее широка на концах пальцев, а не на уровне плюснефаланговых суставов, как у взрослых. В связи с этим носочная часть обуви должна быть шире пучковой. (Пучковая часть - часть стопы на уровне плюснефаланговых суставов.)
III. Отдельные элементы обуви
В обуви различают следующие основные элементы: верх (носочная часть, задник, союзка, берцы и голенище) и низ (подошва, стелька, каблук).
Стелька - внутренняя деталь обуви, расположенная по всей плантарной (ходовой) поверхности стопы. Она имеет тесный контакт с кожей стопы ребенка и играет важную роль в создании комфортного температурно-влажностного режима во внутриобувном пространстве.
Отвечая форме детской стопы, стелька должна иметь наиболее широкий размер в носочной части обуви, у основания последних фаланг. В целях обеспечения нормального функционирования стопы стелька обуви должна обладать пластичностью, тепло- и влагозащитными свойствами, гигроскопичностью и вентиляционной способностью и должна изготавливаться только из натуральной кожи.
Подошва является основным элементом низа обуви. К числу наиболее важных показателей обуви, обеспечивающих нормальное функционирование опорно-двигательного аппарата, относятся: гибкость, толщина, масса (вес), теплозащитные свойства.
Требование достаточной гибкости обуви, не препятствующей работе мышц и свободе движения пальцев, имеет исключительное значение для детской развивающейся стопы.
Ходьба в обуви с недостаточной гибкостью ограничивает движения суставов стопы, нарушает походку, вызывает быстрое утомление и дополнительные энерготраты организма, что может способствовать развитию плоскостопия, особенно у детей.
Отрицательной стороной низа, обладающего недостаточной гибкостью, является также ограничение движения большого пальца, который сдвигается кнаружи, в результате чего страдает мышца, отводящая большой палец, что в свою очередь связано с сохранением продольного свода стопы и удержанием его в нормальном состоянии.
Однако использование слишком мягкой обуви, особенно спортивной, для постоянной носки по твердому грунту, асфальту, полу может также явиться причиной плоскостопия.
Гибкость обуви регламентируется требованиями ГОСТ 14226-80 "Обувь. Нормы гибкости".
Согласно ГОСТу норма гибкости:
- для гусариковой обуви 7 Н/см;
- для дошкольной обуви 10 Н/см;
- для мальчиковой школьной обуви 9 - 13 Н/см;
- для девичьей школьной обуви 8 - 10 Н/см.
Гибкость обуви непосредственно связана с толщиной подошвы.
В соответствии с ГОСТ 26165-84 "Детская обувь" и ОСТ 179-74 "Толщина низа" для различного рода обуви в зависимости от материалов установлены следующие толщины в мм:
Таблица 2
ТОЛЩИНА ПОДОШВЫ В ММ
┌──────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│ Виды материалов │ Род обуви │
│ ├─────────┬─────────┬─────────┬───────────┤
│ │гусарико-│мл. до- │дошколь- │ школьная │
│ │вая │школьная │ная │для девочек│
│ │ │ │ │и мальчиков│
├──────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼───────────┤
│Кожа │3,0 - 3,5│3,5 - 4,0│3,8 - 4,3│4,0 - 4,5 │
│Пористая резина │ - │ - │4,5 - 5,0│4,5 - 5,0 │
│"Малыш" │ │ │ │ │
│Пористая резина ВШ │ - │ - │4,5 - 5,0│4,5 - 5,0 │
└──────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴───────────┘
Немаловажное значение для гибкости обуви имеют методы крепления. Для детской обуви допускаются ниточные и комбинированные методы крепления: сандальный, доппельный, сандально-клеевой, доппельно-клеевой, строчечно-клеевой, строчечно-доппельный и др., обеспечивающие большую гибкость в пучковой области, легкость, лучшие показатели воздухопроницаемости и вентилируемости внутриобувного пространства.
При применении новых подошвенных материалов (пористой резины, полиуретана и др.) возможно использование клеевого и литьевого методов крепления, обеспечивающих водонепроницаемость обуви.
Подошва является основным элементом низа обуви, и поэтому крайне важны теплозащитные свойства подошвенных материалов. Теплозащитные свойства обувных материалов определяются степенью их теплопроводности.
С увеличением теплопроводности материалов теплозащитные их свойства уменьшаются. Из применяемых в настоящее время материалов пористая резина по теплозащитным свойствам значительно превосходит натуральную кожу и резину монолитной структуры. При этом с увеличением влажности окружающей среды теплопотери натуральной кожи и шерсти увеличиваются, а теплозащитные свойства пористой резины не изменяются.
Это создает преимущество применения в детской обуви пористых подошв резин, которые могут обеспечивать не только теплозащитные свойства, но и необходимую их толщину, гибкость и противоскользящие свойства обуви, имеющие исключительно важное значение в профилактике бытового травматизма детей.
Каблук. Каблук в детской обуви необходим, т.к. он искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов о почву, повышает износоустойчивость обуви.
Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки).
Домашняя обувь должна иметь низкий каблук.
Высота каблука для дошкольников должна равняться 5 - 10 мм, для школьников 8 - 12 лет - не более 20 мм. Для старшей группы школьников 13 - 17 лет можно допустить высоту каблука для мальчиков - до 30 мм, для девочек в нарядной обуви до 40 мм.
Использование девочками-подростками обуви на более высоком каблуке вредно и недопустимо, т.к. при этом происходит уменьшение площади опоры стопы, создается патологическое положение стопы, что может привести к контрактуре задней группы мышц голени и т.д.
Верх обуви.
Согласно ГОСТ 23251-83 (СТ-СЭВ-2677-80) классификация обуви определяется степенью открытия ноги деталями верха обуви.
Ответственными деталями верха обуви являются задник, носок и подносок, которые создают и сохраняют форму носочного и пяточного узлов обуви и обеспечивают необходимую фиксацию пяточной части стопы при ходьбе.
Задник. Это деталь верха обуви, расположенная в пяточной части для сохранения ее формы. Задник должен охватывать пятку и предупреждать ее деформацию.
Прочный задник не допускает скольжения стопы кзади, что является одной из профилактических мер, предохраняющих детей от развития плоскостопия, способствующих формированию свода у детей. Поэтому производство обуви без плотного задника возможно лишь для детей старше 11 лет.
Для изготовления задника детской обуви используется натуральная кожа повышенных толщин, которая нормируется указанными выше ГОСТом и ОСТом. Толщина одинарного задника не должна превышать:
1,7 - 2,0 мм в гусариковой обуви;
2,0 - 2,3 мм в малодетской обуви;
2,3 - 2,6 мм в дошкольной обуви;
2,6 - 2,8 мм в дошкольной и девичьей обуви.
Допускается изготовление задников из картона с добавлением кожаных волокон в детской обуви, кроме гусариковой.
Высота обуви должна соответствовать нормативам ГОСТ 26165-84 и ОСТ 1712-83.
Высота полуботинок, туфель, сандалет измеряется вертикально по линии заднего шва, от верхнего края заготовки до подошвы.
Высота полусапожек и сапожек измеряется по внутренней стороне, по средней вертикальной линии берцев, от верхнего канта до подошвы.
Таблица 3
ВЫСОТА ОБУВИ В ММ
┌────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│ Вид обуви │Сапожки│Полу- │Ботинки│Полу- │Высота │
│ │ │сапожки│ │ботинки│задника│
├────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Гусариковая │ 120 │ - │ 93,5 │ 43 │ 30 │
│Дошкольная │ 150 │ - │ 118 │ 49 │ 36 │
│Школьная для девочек │ 170 │ 140 │ 135 │ 57 │ 42 │
│Школьная для мальчиков │ 170 │ 140 │ 109,5 │ 57 │ 42 │
│Девичья │ 190 │ 160 │ 143 │ 61 │ 44 │
│Мальчиковая │ 195 │ 160 │ 117 │ 61 │ 44 │
└────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
Носок - наружная деталь верха обуви, закрывающая тыльную поверхность пальцев стопы до уровня плюснефаланговых суставов. Изготавливается в детской обуви из натуральной кожи или из материалов, допущенных Минздравом СССР.
Подносок - промежуточная деталь верха (между подкладкой и верхом) обуви, расположенная в носочной части для сохранения ее формы.
Подносок предохраняет пальцы стопы от травмирования; длина его не должна превышать области плюснефаланговых суставов.
Детская обувь должна иметь надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям. Для этого используются различные виды крепления: шнуровка, ремни, пряжка типа "молния" и др.
Открытые туфли без застежек (типа "лодочек") недопустимы в дошкольной обуви, т.к. они за счет сжатия тыльной части стопы вызывают утомление мышц и нарушение кровообращения.
Верх обуви должен обеспечивать комфортный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства.
Для верха детской обуви круглосезонного назначения рекомендована натуральная кожа (ГОСТ 26165-84 "Детская обувь").
Все детали верха обуви должны изготавливаться с учетом гостированных толщин натуральной кожи в соответствии с ГОСТ 179-74 "Обувь механического производства".
Для летней обуви наряду с кожей в качестве верха рекомендуются различные текстильные материалы целиком или в комбинации с кожей (рогожка, полудвунитка, прогулочная, джинсовая и др.), которые в гигиеническом отношении являются наилучшими.
В утепленной обуви для верха рекомендуются сукно, драп, полушерстяные, шерстяные материалы, фетр, войлок и др. материалы. В школьной обуви, особенно для старшего возраста, целесообразно использовать подкладку с частичным применением синтетических волокон (не более 50%).
Для подкладки в детской обуви рекомендуются натуральная кожа и хлопчатобумажные материалы. Подкладка должна быть мягкой, эластичной и не вызывать неудобства при эксплуатации обуви.
Для второстепенных деталей обуви (клапаны, манжеты, отделки и др.) в целях улучшения внешнего вида эксплуатационных свойств детской обуви допускается использование различных синтетических материалов (искусственная кожа, мех и др.).
Масса (вес) обуви зависит от вида крепления, конструкции и используемых материалов. Норма массы обуви установлена ГОСТ 16993-71 "Обувь. Нормы массы".
Таблица 4
НОРМЫ МАССЫ ОБУВИ
┌───────────────────────────┬───────────┬────────────────────────┐
│ Вид обуви │ Род обуви │ Масса обуви в г │
│ │ │ на подошве из: │
│ │ ├────────┬───────────────┤
│ │ │ кожи │пористой резины│
├───────────────────────────┼───────────┼────────┼───────────────┤
│Туфли комнатные спортивные │Гусариковые│65 - 70 │ - │
│То же │Дошкольные │90 - 100│ - │
│- " - │Школьные │ 110,0 │ 130,0 │
│ │ │ │ │
│Полуботинки и туфли │Мальчиковые│ 310,0 │ 290,0 │
│То же │Детские │ 170,0 │ - │
│- " - │Школьные │ 245,0 │ 225,0 │
│ │ │ │ │
│Сандалеты │Мальчиковые│ 290,0 │ 270,0 │
│- " - │Детские │ 160,0 │ 150,0 │
│ │ │ │ │
│Сапожки с высотой голенищ │Школьные │ - │ 290,0 │
│19 см │ │ │ │
└───────────────────────────┴───────────┴────────┴───────────────┘
Норма массы ботинок увеличивается по сравнению с нормой массы полуботинок в граммах на:
30 - для мальчиковой;
25 - для школьной;
20 - для детской;
15 - для малодетской;
10 - для гусариковой.
При увеличении или уменьшении высоты сапожек норма массы на каждый сантиметр увеличивается либо уменьшается на 10 г в зависимости от вида гостированной обуви.
В соответствии с дополнением к ГОСТ 16993-71 норма массы установлена для обуви с верхом из натуральной кожи и искусственных материалов.
Норму массы для обуви с верхом из натуральных текстильных материалов следует уменьшить на 5%, для обуви с верхом из утепленных текстильных материалов - увеличить на 5%. При применении для подкладки обуви байки нормы массы могут быть увеличены на 2%, искусственного меха - на 5%, натурального меха - на 10%.
Для определения нормы массы обуви с применением синтетических материалов гостированный показатель массы обуви умножается на поправочный коэффициент 1,08 (Дополнение к ГОСТ 16993-71).
IV. Материалы для изготовления детской обуви
Если для изготовления обуви применяются, наряду с натуральными, полимерные материалы, то могут использоваться лишь те из них, которые получили положительную гигиеническую оценку и разрешены Минздравом СССР. К числу таких материалов принадлежат:
- пористая резина "Малыш" для низа утепленной и спортивной детской обуви;
- пористая резина "Депора" для низа детской обуви весенне-осеннего назначения;
- полиуретан для низа утепленной детской обуви;
- полиуретан для подошв в комбинации с натуральной кожей в детской обуви весенне-осеннего ассортимента;
- фловер-лак для голенищ детских сапожек при условии применения натуральных утеплителей и подкладки;
- винилуретанискожа ТР с прокладкой из поролона и другие аналогичные материалы для неответственных и декоративных деталей обуви;
- нейритовые и полиуретановые клеи.
V. Санитарный надзор за детской обувью
Предупредительный санитарный надзор предусматривает:
- периодическую проверку на обувных предприятиях соответствия выпускаемого ассортимента детской обуви требованиям ГОСТов, ТУ и нормативно-технической документации, рекомендованной в дополнение к ним, и соблюдения основных гигиенических требований к детской обуви.
Текущий санитарный надзор заключается в периодическом наблюдении за использованием детской обуви в детских учреждениях.
Руководством для предупредительного санитарного надзора служат настоящие "Гигиенические требования". В текущем санитарном надзоре следует руководствоваться соображениями о предупреждении ног детей от охлаждения и перегревания, излишней физической нагрузки.
В частности, немалое значение имеет сменная обувь для школ и детских дошкольных учреждений. Использование в качестве сменной обуви старой, изношенной, ставшей невпорной обуви недопустимо, т.к. длительное пребывание (в течение 6 - 8 часов) в такой обуви может нанести непоправимый вред детской стопе.
Сменная обувь для детей должна быть полноценной, изготавливаемой с учетом указанных выше гигиенических требований.
В зимнее время распространенной обувью являются валенки. Однако они допустимы лишь для улицы. Время пребывания в этой обуви не должно быть слишком длительным, т.к. симметричная форма носочной части валенок может оказать отрицательное влияние на растущую, неокрепшую стопу ребенка. Использование этой обуви в теплом помещении способствует перегреванию и повышению потливости ног, расслаблению связочного аппарата. Поэтому в зимнее время года для помещений необходимо иметь сменную обувь.
Спортивная обувь (кеты, полукеты, кроссовки, спортивные тапочки и др.) - это обувь специального назначения. Она предназначена только для занятий спортом, тренировочных занятий, туристических походов, прогулок и т.п. Это учтено в конструкции такой обуви и выборе материалов для ее изготовления. Использовать спортивную обувь следует обязательно с шерстяными носками, чулками или вкладными стельками. Использование спортивной обуви для постоянной носки, особенно в помещениях, недопустимо.