Старообрядчество.
Это я писала комментарий к одному из чужих постов. Решила вынести отдельным постом в дневник. На память.
Я что ниже напишу- это по рассказам родни знаю, не из книг. Может в книгах по истории написано иначе - не вникала.
Я крещеная в старообрядчестве. Мои предки староверы. Они жили в скитах, уединенно. Когда был раскол церкви, они остались при старой вере. Если скиты были большими, то у них стояла своя церковь или изба, заменяющая ее. Если народа было мало, то молились дома. Появилось два течения старообрядцев- церковные и беспоповщина. Мои предки беспоповщина.
После 17 года их насильно перевозили в деревни и заставляли вступать в колхозы. Но они продолжали держаться вместе. При переезде из скитов много икон и крестов с золотом, камнями скинули в сундуках в озеро Кщара. Оно карстовое- там нет дна- разлом в пластах. Предположительно глубина 70 метров и нет береговой зоны. Болота вокруг, потом озеро и сразу глубина. Очень холодное. В 60-70 искали, ныряли- не нашли ничего и дна тоже. Но и техники тогда не было такой как сейчас..Из истории- В XVII веке в районе озер Юхор и Кщара находился один из нескольких центров раскольничества. Раскольники из Мурома, Рязани, суздальских и нижегородских монастырей, а также из других мест, находили здесь пристанище.
Дальше когда за веру сажали, они зарывали Книги, иконы и кресты в сундуках в огородах. У моих пра деда и прабабушки было закопано под яблоней.
Потом, к 70- тым все раскопали, достали и хранили дома. У каждого старообрядца есть своя " молельная" комната. Посторонние этого не знают. Бывает человек ведет вполне современную жизнь, а дома вот такая комната и со стороны не скажешь.
Это типичный старообрядческий крест. Размером больше ладони.
Крестили меня тоже в старообрядчестве, на дому. Собираются они по большим праздникам и на отпевание, похороны, на крестины. Сами крестят, сами отпевают. Есть класт так сказать особо верующих, которых уважают и прислушиваются. Они проводят все обряды. Я думаю что так как все беспоповцы существуют своими отдельными кланами и не пересекаются, то у каждого клана могли сформироваться какие-то свои устои.
Я сходила в обычную церковь, поговорила с батюшкой, он дал благословение на посещение обычной церкви. Была несколько раз. Но крещусь двумя перстами.
У старообрядцев есть и такие же молитвы, как и в обычной церкви, есть и свои. Там много фольклера, и язычества, много необычного.
Тетушка моя иногда делилась со мной тетрадками, куда выписывала для меня молитвы на разные случаи жизни, учила коротким молитвам и обрядам. Не знаю как- но все это работает!)
Однажды, учась в институте во Владимире, я нашла старообрядческую церковь. Стала ходить. Там так, как должно быть в моем понимании. Просто.
Все стены и потолок белые, без лепнины, без фресок. На полу тканые половики. Чисто.
У стен стоят лавки, на лавках стоят иконы. Они низко, не висят.
Поет хор в белых платочках чудесно. Сверху на них падает луч света. Все стоят рядами, скрестив руки на груди. ( вот почему так стоят- не знаю- у беспоповцев такого нет).
Вот она- церковь Успения Богородицы.
Крестятся старообрядцы двумя перстами.