когда ребенка учить названиям оттенков?
Копированная статья
Визуальный (зрительный) канал восприятия у маленького ребенка не является ведущим. К тому же, дети воспринимают предмет целостно, и до определенного момента не вычленяют отдельных признаков. Поэтому лучше всего подождать, когда ребенок будет сам готов к распределению предметов по цветовому признаку. (Этот принцип – «идти за ребенком» верен для любого обучения, не только цветам).
Прежде всего, распределение предметов по цвету возможно только тогда, когда у ребенка сформирована мыслительная операция классификации. Ее формирование начинается примерно в три года (начинается!), то есть психологически ребенок готов к этому действию около пяти лет. Учить названия цветов стоит только тогда, когда ребенок свободно использует в речи прилагательные и может сам называть любые признаки предмета. Следует учесть, что цвет чаще всего не относится к основным, неизменяемым признакам предметов. Например, в тестировании (хотя бы на готовность ребенка к школьному обучению) за классификацию по цвету ставят балл гораздо ниже, нежели за классификацию по существенным, определяющим признакам. К примеру, «машинка и мячик красные» - это хуже, чем «машинка и мячик – игрушки». При назывании цвета следует учесть, что цветовосприятие лингвистически зависимо, то есть, от того, как вы называете оттенок, будет зависеть богатство восприятия цвета ребенком. Как правило, обучение цвету родители начинают в таком возрасте, когда ребенок не в состоянии запомнить множество оттенков, а поэтому «красным» называют и алый, и бордовый, и пурпурный. Это, к сожалению, обедняет зрительное восприятие и сводит на нет различение оттенков. Здесь могу привести массу печальных примеров: большинство знакомых мне детей 5-6 лет не различают, к примеру, даже сиреневый и фиолетовый, не говоря уже о различных оттенках.
Безусловно, как мы уже говорили, нужно «идти за ребенком», и ориентироваться на его потребности. НО я не могу поверить, что дети в год-полтора интересуются, какого цвета предметы. Обычно это бывает только под сильным нажимом взрослых, которые постоянно говорят, что это яблочко красное, горка синяя, листик зеленый, и т.п. Лучше всего подождать, когда ребенок САМ сделает очередное великое открытие, заметит, что вот этот и этот предмет – похожи цветом, и тогда захочет определять различные цвета и оттенки. Конечно, это не значит, что родители должны устранить все названия цветов из речи, но и не стоит делать на них упор.
Выделение одного признака из всех возможных также отрицательно сказывается на восприятии предмета. В моей практике 90% детей при тестировании на вопрос «какой это предмет» отвечали либо название цвета, либо геометрическую форму. Дети зачастую просто не могут назвать хоть какую-нибудь другую характеристику предмета! В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Поэтому не нужно сводить совокупность свойств предмета к одному или двум.
Повторяю, цвет редко является определяющим признаком, а умение ребенка выделять существенные признаки предмета характеризует его мышление. Классификация, конечно, не полностью показывает уровень развития мышления, но если каждую мыслительную операцию формировать не тогда, когда ребенок готов, и не так, как он способен, тогда не стоит удивляться через несколько лет, почему он так шаблонно мыслит? Ах, а в два года был такой умненький, «столько много знал!». Но ведь сами родители не давали ему думать, интересоваться, и делать маленькие открытия, поспешив сообщить те или иные сведения.
При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Чем богаче опыт ребенка, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете, а значит – больше пищи для ума.
Называть цвета лучше всего на «природных» образцах – солнышко, листики, фрукты, овощи. И уж ни в коем случае не на компьютере! Старайтесь, чтобы предметы имели естественную окраску, и объясняйте, когда они меняют цвета (листики были зеленые, стали желтые, потом коричневые, и т.п.).
лингвистическая зависимость цветовосприятия
автор -Марина Озерова