Воспитание
"Описанное в анекдоте в утрированной форме соответствует некоторым способам формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства. Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных (родителям) поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы. Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя и без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием воспринималось именно отсутствие поощрения. Словом, почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощряться должно формирование и проявление в поведении высших человеческих ценностей. И поощрение должно выражаться в проявлении любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота. Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания – формированием моральных ценностей, определяющих поведение и несовместимых с асоциальными поступками. И эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков. А если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, то впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование – была бы только надежда на желанный подарок."
Psychologies