Ханьфу (Hanfu)
Пару дней назад я получила из Китая письмо. Я отправляла девочке открытку, и в своем профиле она указала, что рисует национальную китайскую одежду, очень любит культуру и историю своей страны. Она предлагала отправить рисунок тем, кому это интересно. Я, конечно же, не постеснялась и попрпосила )
Клево, правда?
Мне стало безумно интересно узнать побольше об этих нарядах.
Что же такое Ханьфу и откуда оно взялось?
Когда Ван Лэтянь, простой житель города Чжэнчжоу провинции Хэнань в 2003 году сменил свой костюм на традиционную китайскую одежду династии Хань (ханьфу) и так гулял по улицам, это вызвало у соотечественников такое восхищение, что в короткое время поклонники древних одеяний объединились в Интернете и создали целое «движение Ханьфу».
Ханьфу — одежда династии хань
Это название однажды было создано другими народностями Китая, для обозначения стиля одежды наиболее многочисленной народности - хань.
Еще в 2100 году до н.э. в Китае зародилась традиция ханьфу, притом, что каждая династия своей философией и политикой создавала свой стиль одежды. С началом династии Цин в 1644 году власть захватили маньчжуры и под страхом смертной казни запретили ханьцам носить ханьфу.
Была разрешена только одежда маньчжуров. Известное сегодня как типично китайское ципао - с воротником-стоечкой и особыми пуговицами - как раз современный реликт маньчжурского диктата моды и абсолютно не китайское. Так как конец династии Цин совпал с модернизацией и вестернизацией Китая, потребовалось много времени до повторного открытия ханьфу, которое до этой поры можно было увидеть только в опере или исторических фильмах, оно сохранилось только как облачение даосских священников.
Дао вдохновляет...
То, что делает древнюю одежду такой притягательной – это не только её поверхностная красота. Она проявляется снаружи множеством присущих ей значений – внутренним смыслом.
Лао Цзы сформулировал существенную основу китайской культуры: Небеса и человек – едины. Дао и природа – источники духовных ценностей людей.
Человек следует законам земли
Земля следует законам Неба,
Небо следует законам Дао
А Дао следует самому себе.
Если следовать этой мысли далее, то логично, что одежда, как вторая кожа человека особенно приспособлена для отражения духовного содержания.
Самый древний документ о художественных ремеслах «Ритуалы династии Чжоу – руководство по искусству»《周礼.考工记》из 11 столетия – до 221 г. до нашей эры, объясняет взаимосвязь между космическими закономерностями и человеческими делами таким образом: «У Небес свое время, Земля обладает своей ци и каждая материя – собственной красотой. Ремесленники обладают умелыми руками. Если эти четыре вещи соединить, можно создать предметы высокого качества».
Говоря проще: только тот, кто соответствует законам природы («небесному времени»), признает качества материала и обрабатывает это тончайшей техникой, может создать что-то ценное.
Особенности покроя ханьфу
Для ханьфу характерен объемный покрой, при котором рукава соединены с самим платьем в одну часть, а также диагональная застежка. Обязательным является параллельный покрой воротника или круглый вырез. В отличие от западной моды, которая подчеркивает форму тела и для этого придумывает сложные покрои, ханьфу использует простейшие способы для наибольшей элегантности и удобства. Одежды укутывают тело, скорее, свободно, сильной вертикальной линией и, опоясывая талию, украшает облик естественным образом.
Объемный покрой и воздержание от ненужных швов приводит к оптимальному использованию ткани. Почти все части одежды отворачиваются, поэтому нет большой разницы в размерах. Юбки и рубашки завязываются маленькими тесёмками с внутренней стороны, и все это держится в форме широким поясом.
Кайма рукавов, воротника и юбки часто обрамлены большими бортами – деталь, которая оформлялась в зависимости от социального положения носящего эту одежду.