Занимательные игры с малышами от рождения до года
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО ГОДАДо 3 месяцев
Перевернись, малыш
· Положите ребенка на спину. Сядьте позади его головки, держа при этом маленькую игрушку над его лицом
· Когда вы убедитесь, что привлекли внимание малыша, начните передвигать игрушку в одну из сторон.
Забава с зеркалом
· Положите ребенка в кроватку. Не важно, куда он будет смотреть - перед собой или в сторону.
· Закрепите небьющееся зеркальце на одной из сторон кроватки
· Разговаривайте с малышом и, когда вы удостоверитесь, что он слышит ваш голос, легонько стукните пальцем по зеркалу, чтобы привлечь его внимание
· Зеркальце будет занимать ребенка, пока он лежит в кроватке
О, как интересно!
Малыши нуждаются в зрительных впечатлениях.
Наденьте яркий цветной носок на ножку ребенка. Расположите его ножку так, чтобы он мог видеть носок. Увидев пеструю расцветку, ребенок сильно возбудится. Вначале малыш будет останавливать взгляд на цветном чисто случайно, но вскоре научится сосредоточиваться на нем более продолжительное время. Теперь натяните носок на другую ножку или наденьте носки на обе ножки.
Попытайтесь затем один из носков надеть ему на ручку. Наблюдайте, как малыш начинает приближать руку к глазам и фиксировать взгляд на том, что он видит.
От 3 до 6 месяцев
Смотри, смотри, смотри!
· Возьмите три предмета. Держа один из них в руке, скажите ребенку, как он называется. Повторите эту процедуру с двумя другими предметами.
· Теперь дайте по очереди каждый из них малышу и вновь повторите их названия
· В следующий раз опять предложите ребенку те же предметы, повторяя эту игру.
· Видоизменяя игру, спрячьте предмет за спину и спросите малыша "Где …?" Затем покажите ему этот предмет и скажите: "Вот он".
Толкание ножками
· Положите ребенка на спину.
· Возьмите его ножки за лодыжки и согните их в коленях.
· Поочередно вытягивайте ножки малыша; повторите это «толкание» несколько раз.
· Теперь, захватив обе ножки вместе, сделайте ими толчок одновременно.
· Ребенку будет веселее, если вы будете сопровождать это упражнение песенкой. Ее можно петь на любой мотив, какой вам понравится.
Упражняйся, упражняйся,
Веселее занимайся.
Упражняйся и тогда
Будешь сильным ты всегда.
Круглые книжки-каталки
· Возьмите достаточно большую круглую коробочку и превратите ее в «книжку» для вашего ребенка.
· Вырежьте занимательные картинки из журналов и наклейте их на эту коробочку. Пусть на них будут изображены люди, животные, чашки, мячи или игрушки, то есть то, что уже знакомо ребенку.
· Покройте картинки прозрачной пленкой.
· Теперь можно начинать игру. Катайте эту книжку-коробочку и показывайте малышу картинки. Рассказывайте о них.
· Обращайтесь к нему с просьбой найти ту или иную картинку, например, спросите: «А где же собачка?»
От 6 до 9 месяцев
Разговор по телефону
(Это замечательная игра для развития речи)
Вам понадобится игрушечный или не включенный в сеть настоящий телефон.
Посадите ребенка к себе на колени и приложите трубку к уху, как будто вы разговариваете. Произнесите короткую фразу, например: «Здравствуй, …» (имя вашего ребенка).
Теперь приложите трубку к уху малыша и повторите ту же фразу.
После того, как вы проделаете это несколько раз, попробуйте провести более длительный разговор из двух-трех фраз. Используйте в разговоре имя ребенка и другие слова, которые ему понятны, например «папочка», «бай-бай» и тому подобное.
Снова приложите трубку телефона к уху ребенка, посмотрите, будет ли он говорить в нее.
Что это за игрушка?
Посадите малыша на высокий детский стул. Выберите из его самых любимых игрушек те, название которых состоит только из одного слова, Например, мячик, куклу и кубик.
Возьмите мячик и скажите: «Мяч».
Возьмите куклу и скажите: «Кукла».
То же самое сделайте и с кубиком.
Теперь попросите ребенка взять мяч. Затем куклу и, наконец, кубик.
Вам придется повторить это много раз, прежде чем ваш малыш свяжет эти слова с соответствующими предметами.
Знакомство с окружающим
· Найдите лужайку с густой травой, где бы малыш мог ползать.
· Сядьте на траву, посадив ребенка к себе на колени. Сорвите травинку и, пощекотав ему носик, скажите: «Трава».
· Ползайте по траве вместе со своим малышом.
· Положите в траву несколько его любимых игрушек. Разместите их в разных чем-либо примечательных местах, чтобы, подползая к ним, ребенок знакомился с особенностями всего того, что его окружает.
· Поиграйте с ним «в тачку». Для этого приподнимите его ножки с земли - пусть он ходит на одних ручках.
Ползание по настилу с разной текстурой
· Найдите подстилки с выраженной текстурой (резиновый половичок, спортивный коврик, куски разных ковровых тканей, мягкое одеяло, куски шелка или вельвета).
· Разложите их на полу и ползайте по ним некоторое время вместе со своим малышом.
· Ползая, называйте текстуру подстилок, говоря примерно так: «мягкая», «шершавая», «прохладная» и т.п.
· Повторите это много раз, перекладывая подстилки на новые места.
От 9 до 12 месяцев
Игра в коробочки и коробки
· Существуют самые разные способы использовать коробочки и коробки, чтобы помочь ребенку развить способность владеть руками.
· Найдите коробочки с крышками. Покажите ребенку, как снять крышку с коробочки и затем снова ее надеть. Старайтесь взять коробочки разных размеров и из разных материалов.
· Коробки могут служить вместилищем для игрушек, кубиков, прищепок. Покажите малышу, как укладывать вещи в коробку и как вынимать их, когда они понадобятся.
ЗАМЕЧАНИЕ: используйте только достаточно крупные предметы, которые малыш не мог бы ненароком проглотить.
· Детишки любят играть и самими коробками. Они служат им то телефоном, то шляпой, то рупором.
· Поднесите коробочку к губам и разговаривайте через нее, произнося имя ребенка.
Собирание "сокровищ"
· Пространство вне дома - удивительное место для исследований и открытий.
· Возьмите ведерко и попросите ребенка складывать в него все, что он найдет: камушки, листочки, веточки, прутики.
· Отнесите ведерко в подходящее место и вытряхните из него содержимое.
· Теперь попросите малыша брать в руки камушки, листья и т.д., а сами называйте каждое из "сокровищ".
· Ваш малыш с удовольствием будет класть все это в ведерко и потом снова вынимать.
· Попросите малыша дать вам листик или камушек.
Шагая, поднимай ножки выше
· Играйте в эту игру, когда ваш малыш только-только начнет ходить. Малышу трудно сохранять равновесие, и это упражнение поможет ему преодолеть первые трудности.
· Положите на пол несколько игрушек в ряд. (Очень хороши для этого кубики).
· Возьмите малыша за руку и идите вместе с ним. Когда он подойдет к игрушкам, ему нужно будет приподнять ножку, чтобы перешагнуть через них.
· Научите ребенка шагать. Ему понравится такая игра, а между тем она еще и превосходно тренирует мышцы ног.
· Как только малыш научится с легкостью перешагивать через кубики, возьмите другие игрушки или коробки, лишь бы они были чуть выше прежних. Это позволит малышу достичь новых успехов.
· Проделывая это упражнение, каждый раз говорите ребенку, что он перешагивает через что-то.
· Пробуйте также ходить вокруг кубиков.
Найди пару
· Соберите несколько пар обуви.
· Возьмите один ботинок, а остальные отложите в сторону.
· Дайте выбранный ботинок ребенку и скажите ему, чтобы он нашел другой такой же в куче обуви.
· Если малышу будет трудно сделать это, помогите ему. Например, обратите его внимание на особенности ботинок, в частности на шнурки, внешний вид, цвет, форму и т.п., чтобы помочь ему понять, что их объединяет.
· Дайте ему другой ботинок из кучи обуви и посмотрите, сумеет ли он найти ему пару. Со временем ваш малыш будет делать это без затруднений.
Дай мне игрушку
· Выберите три игрушки вашего малыша из числа самых любимых.
· Берите по очереди каждую из игрушек в руки, обязательно называя ее.
· Поставьте все три перед ребенком. Назовите одну из игрушек и попросите малыша дать ее вам.
· Когда он возьмет именно эту игрушку, похлопайте в ладоши и от души похвалите его.
· Спрячьте одну из игрушек за спину. Теперь спросите малыша, где эта игрушка, и затем покажите ее.
· Спрячьте ту же игрушку за спину малыша и опять, назвав ее, спросите его, где игрушка. Вскоре он поймет, что игрушка у него за спиной.