Понравилось.
Читала я истории усыновления, и в одной наткнулась на интересные вещи.
Отрывки отсюда:

...........
Так как дети, будучи в детском доме, часто лишены возможности нормально пройти возрастные кризисы, оказавшись в благоприятных условиях, эти кризисы расцветают буйным цветом. Нам «повезло»: через пару месяцев дома у Максимки начался кризис трёхлетки. Бесконечные «не хочу» и «не буду» накалили обстановку в доме до предела. Постоянная борьба отнимала все силы. Мы прочитали кучу книг по воспитанию, мы перелопатили гору статей педагогов, однако никак не могли найти ключик к этому ещё маленькому, но такому сильному человечку. Пока однажды мы не пошли на консультацию к очень уважаемому в кругах усыновителей детскому психологу. Именно это и изменило наши отношения с ребёнком в лучшую сторону. «Вы знаете, — сказала она, — есть такой тип личности, который просто нельзя ругать и наказывать. Ваш мальчик — тому подтверждение». «А что же нам делать?» — удивились мы. «Хвалить», — ответила она. «Это если он ведёт себя хорошо. А если он плохо себя ведёт?» — спросили мы. «Не обращать на плохое поведение никакого внимания и всё равно хвалить», — спокойно ответила она. «То есть как не обращать? Ведь он же должен понимать, кто в доме главный?» — удивились мы. «Он и так это прекрасно понимает. А вы прекрасно знаете, что что бы он ни говорил и как бы себя ни вёл, всё равно будет так, как хотите вы. Вот и не обращайте внимание на провокации. И побольше хвалите», — сказала на прощание она. Такой подход к воспитанию был для нас открытием, однако, честно говоря, не сильно верилось в этот метод. Но нам ничего не оставалось, как следовать советам специалиста. И произошло настоящее чудо: мы делаем вид, что он — самый главный командир, а он всеми силами пытается сделать так, чтобы его похвалили. Это было самой настоящей победой!
...........
Очень часто приёмные родители сталкиваются с проблемой, когда приёмный ребёнок совсем не умеет думать. Ну то есть в целом-то ребёнок вроде как неглупый, но вот мыслить логически он не умеет. И даже при том, что у него имеется какой-то жизненный опыт, он не умеет делать выводы и спрашивает элементарное у окружающих. Однако и после того, как ребёнок получает разжёванный ответ, через какое-то время он снова задаёт точно такой же вопрос. Ему проще спросить в 101-й раз, чтобы тут же забыть, чем самому подумать. Или ещё вариант: угадать правильный ответ, внимательно следя за реакцией того, кто спрашивает. Именно так и было у нашего Максимки. Он не думал, он угадывал. В чём же дело? А всё дело в том, что «думалка» ребёнка, который с рождения находится в системе, как бы «атрофируется», отмирает за ненадобностью. В детских домах не нужны думающие дети. Там нужны дети, выполняющие команды: «Так! Все одеваемся! Быстро! Всем обедать! Ты что сидишь? Быстро ешь суп! Раздеваемся и спать!» Таким образом, дети привыкают жить по командам, думать самим им просто не нужно. А если кто-то и пытается думать, так быстро отучат: «Ты чё, Иванов, самый умный? Тебя никто не спрашивал!» Именно поэтому нам пришлось много заниматься и развивать в нём уверенность. Поначалу он очень боялся ответить неправильно и по старой привычке старался угадывать. Однако со временем он стал настолько хорошо отстаивать свою позицию, что иногда трудно его переспорить даже тогда, когда он в корне неправ.
.................
Если представить семью в виде дерева, то родные дети — это веточки, а приёмные — привитые веточки. И если родные веточки растут как-то сами по себе, то для того, чтобы новая привитая веточка прижилась, нужно приложить много усилий. Но когда на этой веточке появляются первые цветочки, забываешь про все трудности, с которыми тебе когда-то пришлось столкнуться.