Город Ликино-Дулёво.
Город Ликино-Дулёво.
Город Ликино-Дулёво. Орехово-Зуевский район Московской области. Расположен в 90 км восточнее Москвы в 7 км южнее города Орехово-Зуево. Население ~ 31,1 тыс. жителей. Интересен смысл, заложенный в рисунок герба города.
Сайт города: http://likino.narod.ru
Герб города (утверждён в 1997 г.): «В щите тонкий золотой крест. В первом, серебряном углу - чёрный, украшенный золотом колёсный обод с золотым крылом (крылатое колесо - символ Ликинского автобусного завода); во втором, сине-голубом углу - серебряный сидящий сокол, обращённый влево и обернувшийся (сокол - Дулевский фарфоровый завод, товарным знаком которого является силуэт сокола); в третьем, лазоревом углу - два вписанных, поставленных в столб и переплетённых углами золотых сквозных ромба (два переплетённых сквозных ромба - челнока символизируют Ликинскую прядильно-ткацкую фабрику); в четвёртом, серебряном углу - возникающее слева внизу - золотое солнце о пламенеющих лучах: (солнце с разноцветными лучами, напоминающими кисти - Дулёвский завод красок). Четверочастное деление щита отражает расположение города на перекрёстке дорог Орехово-Зуево - Куровское и Павловский Посад - Шатура».
Основными достопримечательностями города являются церковь Иоанна Богослова, который считается небесным покровителем Ликино-Дулёво (конец 19 века), и Дворец Культуры фарфорового завода, который проектировал знаменитый архитектор Мельников (его работы в Москве стали классикой: собственный круглый дом на Арбате, фабрика «Буревестник» и др.).
История Дулёвского фарфорового завода.
Дулёвский фарфоровый завод основал Терентий Кузнецов.
Почин положил смекалистый дедушка-кузнец Яков Кузнецов, который свой честно заработанный нелёгким кузнецким трудом золотой червонец решил вдруг вложить в производство керамики. Мысль была удачной. Во-первых, деревня, в которой он жил, была соседней с деревней Гжель. А это была стариннейшая гончарная местность, и все жители деревни издавна занимались гончарством. Рядом были залежи торфа, служившего топливом для обжиговых печек, и также здешние места славились залежами хороших белоснежных глин. Так возник небольшой, но прибыльный заводик. Потом к делу подключился сын - Терентий, который, в свою очередь, вложил капитал в производство побольше - так в 1832 году в Дулёво был основан Дулёвский фарфоровый завод. Причём не на пустом месте, а деловым Терентием было куплено отлично налаженное фарфоровое производство купца Сафонова. На новом заводе уже стали сортировать посуду, мастера знали секреты изготовления качественной фарфоровой массы, а живописцы владели рецептом ярких красок и искусной росписи способом «крытья» - сочным малиновым, желтым, синим, розовым кобальтом и золотом. Далее производство расширяется по нарастающей. Сын Терентия - Сидор, создаёт новый фарфоровый завод в Риге, а в свою очередь его сын - Матвей, становится уже фарфоровым монополистом и владеет 8 фарфорово-фаянсовыми заводами, среди которых (кроме Дулёво) лучшие и известнейшие российские фабрики Гарднера (в Вербилках, Подмосковье) и Ауэрбаха (в Конаково, Тверской области).
Так возникла Кузнецовская фарфоровая империя. Так Кузнецовы стали «поставщиками царского двора». Выражаясь современным языком, смекалистый дедушка-старообрядец Яков грамотно «инвестировал наличный кэш», приобрёл правильные «активы», наладил производственный «менеджмент и PR», создал настоящий «бренд», хотя «эмбиэев и университетов не кончал».
В советское время Дулёвский фарфоровый завод процветал. Один из его художников за скульптуру «Сокол» получил высшую награду в Брюсселе, и поэтому силуэт этой птицы стал торговой маркой завода и его ставят на обороте каждой дулёвской чашки или тарелки. Правда, на старых чашках (я посмотрела специально) под соколом стоит ещё и надпись «Дулёво», а сейчас её почему-то нет.
На фарфоровом производстве очень много ручного труда. Знаете, как работают фарфористы?
К работнику подкатывают тележку с сырой глиной. Он аккуратно берет нужное количество глины и кладет в болванку, которая имеет нужную определённую форму, например чашки. Затем опускает рычаг со специальным устройством, и лишняя глина выпрыгивает из болванки. Изделие сушат. Каждая, такая чашка сервиза делается 6-8 дней, и проходит многократный обжиг или «три огня». Её покрывают тонким слоем глазури - и в печь! Температура печи - 1000° С. Затем на изделие наносят красивый рисунок - и вновь в печь. Но температура уже 1500° С. Оказывается, при обжиге глина белеет.