sima
14 лет
О нотах
Вчера мельком увидели передачу, в которой рассказали о создании нот, точнее о придумке их наименований. Якобы родилась эта идея у монаха в 11 веке. Он взял начало каждой строки из латинской молитвы Иоанну Крестителю и весть об этом дошла до Рима. А там это благосклонно приняли. Вот, что нашла по этому поводу в Инете: "В VIII веке некто Павел Диакон (монах, историк, писатель, поэт — всего понемногу, как тогда водилось) написал гимн в честь Иоанна Крестителя. Фишка этого произведения заключалась в том, что первая строка пелась на ноте C (она же До), каждая следующая — на ноту выше. Как ни прозаично, первая строфа звучала так: Ut queant laxis Resonare fibris, Mira gestorum Famuli tuorum, Solve polluti Labii reatum, Sancte Ioannes. Вот народ и вдохновился. А точнее, народ в лице итальянского музыкального теоретика Гвидо д'Ареццо, уже в XI веке. Переводилось это как-то в духе "Сними наказание с грешных уст, дабы смогли рабы твои воспевать деяния твои, о Святой Иоанн". Если я правильно понял, в такой необычной манере вымаливали исцеление от немоты, что тоже примечательно в нашем контексте... От слога Ут впоследствие отказались — закрытый слог на роль имени ноты не подходит никак, а уж этот не просто закрыт, он словно заткнут вантузом... Взяли вместо него слог от слова Доминус (Господь, естественно). Нота Си (из первых букв Святого Иоанна) появилась уже позже, в средневековой музыкальной грамоте было 6 нот. Предусмотрительные "нерусские" ребята еще чуть позже отрезали последнюю букву от Sol и переименовали Си в Ти, чтоб все названия нот начинались с разных букв и имели одинаковую длину." http://miri-on-air.livejournal.com/12213.html