Лолли Рури
14 лет
Про «опасные» предметы
как это делаем мыЯ и муж общаемся с дочкой всегда очень демократично, вместо грубых окриков «Нельзя! Не трогай!» - всегда объясняем, почему нельзя, почему нельзя трогать, чем это чревато (даже фразы «это опасно» серьёзным тоном для некоторых вещей вполне хватает). Алиса всё понимает, редко приходится повторять по сто раз. При этом мы всегда старались все ограничения свести к самому минимуму, оставляли самые жёсткие «нельзя» - розетки, газ и всё то, что опасно для жизни. Все остальные «опасные» (с точки зрения многих родителей и уж тем более сердобольных родственников) предметы трогать можно, но только под неусыпным контролем взрослых.
Я никогда не запрещала ей трогать и брать в ручки острые ножницы, ножи, спицы, и даже (!) булавки-иголки. Естественно, всё это убрано в недоступные места, и не попадает в поле зрения дитёныша. Но когда маме необходимо что-то порезать-разрезать, сшить-пришить, приколоть и дочка оказывается рядом и тянется к «запрещенным» предметам, я их даю. Сама ни на секунду не свожу с неё глаз (естественно, не афишируя это, и вообще делая вид, что ни капельки не беспокоюсь за нее, что доверяю ей, и «типа» занимаюсь своим делом). Конечно, перед тем, как дать что-то «опасное», я спокойно и ненавязчиво предостерегаю дочку о том, что можно уколоться или порезаться, и о том, что нужно быть очень аккуратной с такими вещами, не баловаться и не махаться. Но такое ощущение, что ребенок сам всё прекрасно понимает и без моих предостережений. Пальчики у нее ловкие, она очень аккуратная и поэтому никаких травм не случалось.
Давала ей как-то нанизывать в 2 года на нитку с иголкой пуговицы («бусы» делала), можно конечно было заменить всё это плотной леской, но, ё-моё, ребёнку придется рано или поздно столкнуться с иголками, и чем раньше это случится, и чем раньше она научится манипулировать ими, тем лучше. Слегка уколола пальчик об иголочку, когда нанизывала пуговицу, да, неприятно, мама сразу подула, один раз, второй… Видимо, дошло, что как-то не так держит. Попробовала по-другому взяться и за пуговицы и за иголку и – о чудо! – все стало получаться и противная иголка больше не колется! Стоило только приноровиться, и под конец дело пошло вообще прекрасно. Теперь ребенок знает и возможную опасность от иголок-булавок, и то, что если всё делать правильно и осторожно, то бояться нечего. То есть адекватное понимание вещей.
Что же делают наши бабушки? Ну конечно, на то они и бабушки, чтобы с истерическими криками выхватывать – «нельзя!! не трогай!! уколешься!! глаза выколешь себе!!» (причем выколешь НЕПРЕМЕННО и сразу, по-другому и быть не может). Дочка тянет ручки к шкатулочкам со всякими швейными-рукодельными принадлежностями (ах, как мы любим ковыряться в шкатулочках! там же столько чудес!), а бабули нервно запихивают их повыше и подальше, закрывают перед носом шкаф с причитаниями «нет-нет-нет, нельзя-нельзя-нельзя». Разве не обидно ребенку? Разве она младенец, у которого совсем нет координации движений? Она прекрасно знает свои возможности и искренне недоумевает, почему нельзя, от этого ведь ещё больше хочется. Конечно, в слёзы. А бабушка, «на то она и бабушка», стремится быстренько «отвлечь» печеньицем, пряничком или ещё чем-то. Ну вот почему не сделать по-другому? Почему бы не сесть вместе на диван с заветной шкатулочкой-коробочкой и вдвоём не поразбирать её содержимое? Пораскладывать, всё посмотреть, потрогать. А потом собрать и непременно проследить, чтобы ничего не потерялось. Это так трудно? Оказывается, да, ведь это значит посвятить целых 10-15 минут ребенку! Как не любят люди утруждать себя! Зачем всё раскладывать? Это ж потом собирать придется! Часто слышу от своих родителей примерно следующее (адресовано Алисе): «не разбирай-не разбирай! потом складывать надо будет! не открывай ничего, - потом бабушке прибираться?!» Почему непременно бабушке? Сам ребенок и соберет, а если бабушка поможет, ничего страшного не случится. Да, бывает, что ребенок просит такие вещи в неподходящий момент, когда взрослые действительно заняты и не могут выделить времени на совместное изучение опасных предметов. Но ведь можно пообещать сделать это немного попозже, и обязательно сдержать свое обещание! (вообще, обманывать ребенка в таких вещах некрасиво, но многие это делают часто и без зазрения совести). Конечно, для детей понятие времени недоступно, есть только «здесь и сейчас», что ж, расстроятся, заплачут, возможно. Но зато какая будет для них радость, когда взрослые, освободившись, достанут заветный «запретный плод» и покажут всё-всё!
Конечно, это сложно объяснить нашим бабушкам, тетям, свекровям… Для них проще и удобнее строго запретить, чем уделить этому время (которое они с удовольствием потратят на пустую болтовню с соседкой, протирание и без того сверкающих шкафов и т.д.). Порой объяснять бессмысленно. Я, к примеру, даже не говорю своей маме, что у меня ребенок «играл» такими вещами, как иголки, ножницы с острыми концами, всякие щипчики, и, о ужас! – держал лезвия, а на улице – острые стеклышки (выкидывал в урну). Для особо впечатлительных и неуемных «причитательниц» стоит повторить еще раз – под моим неусыпным контролем!! Не сводила глаз с ребенка, не беспокойтесь. И реакция у меня хорошая. И дочка не дура, не махалась и не баловалась, а только осторожно трогала острые края, и интерес постепенно угасал.
Еще я не запрещаю ей трогать кухонные ножи. Вместе отрезаем хлеб, овощи, намазываем масло (она держит ножик вместе со мной). Если во время обеда Алиса берёт нож со стола, я не выхватываю его у неё, а слежу за тем, что доча собирается им делать. Если пытается что-то отрезать – помогаю или просто смотрю, чтоб никакой пальчик не попал «под раздачу». Если начинает ножом дирижировать или тыкать столешницу – забираю («это не игрушка»), т.к. такие предметы должны использоваться строго по назначению. Ребенок не протестует и не орёт, что отобрали «игрушку», значит, всё понимает. Однажды бабушка наша увидала, как Алиса слизнула с ножа масло или что-то там ещё. Бабушку чуть удар не хватил. Я, конечно, не поощряю это, но не потому, что она себе «язык отрежет» или из-за какой-то приметы, связанной с ножами, а исключительно с точки зрения этикета.
В свободном обращении у нас ножницы. У Алисы нет своих специальных детских ножниц (как-то ещё не пришлось их купить), она всё стрижет обычными советскими ножницами, и кончики у них острые треугольнички (моя мама, когда их видит, всегда твердит одно и то же - "убирай подальше!"). Они обычной средней величины, и возможно, великоваты для Алисиной маленькой ручки, но могу сказать, что обращается она с ними прекрасно! В тот день, когда она освоила их (это случилось недавно), с каким упоением она расстригла на мелкие-мелкие кусочки несколько страниц журнала! Я ей специально выдрала листы с красочными картинками (попутно объяснив, что можно стричь, а что нельзя – книги, например), и ребенка было не слышно-не видно минут 20! Я была на кухне, она в комнате, и я нисколько не волновалась за неё, что она «отстригнет себе пальчик». А ножницы ведь такая штука, что если их держать криво или наклонно, они будут не стричь, а только мять бумагу (всё это было выяснено ребёнком опытным путем), поэтому Алиса пыхтела, старалась держать их строго перпендикулярно бумаге. Я сама удивилась, как ловко она научилась, хвалила её совершенно искренне. Живи моя малышка с бабушкой, не видать ей ножниц еще как минимум год, если не больше…
Дитёныш, как и все дети, обожает папины инструменты. Всякие плоскогубцы, отвёртки и молотки у нас лежат в легкодоступном месте (часто требуются). Алиса несколько раз на дню может доставать их и ходить «чинить» все подряд. Стучит настоящим молотком. Да, мне страшно, что она уронит его себе на ногу, но я всё равно не отнимаю его. Наоборот, хвалю как можно больше за её неоценимую помощь по хозяйству. Вообще, «каркать» («сломаешь! уронишь! упадешь! расшибешься!») – это отдельная тема, сейчас не об этом.
Единственное, чему я уделяю внимание насчет инструментов, так это тому, чтобы всё было возвращено на место, когда доча ими наиграется. И напоминать об этом приходится всё реже и реже.
Если родители всё же боятся за своего ребенка и предпочитают изолировать его от «опасных» предметов, что ж, это их право. Но тогда я бы посоветовала убирать подальше эти предметы и полностью исключить их из поля видимости малыша, чтоб лишний раз не травмировать его очередным стопятьсотым «нельзя».
Лично мне очень жалко детей, которым всё запрещается (у меня в детстве примерно так и было)…
Я никогда не запрещала ей трогать и брать в ручки острые ножницы, ножи, спицы, и даже (!) булавки-иголки. Естественно, всё это убрано в недоступные места, и не попадает в поле зрения дитёныша. Но когда маме необходимо что-то порезать-разрезать, сшить-пришить, приколоть и дочка оказывается рядом и тянется к «запрещенным» предметам, я их даю. Сама ни на секунду не свожу с неё глаз (естественно, не афишируя это, и вообще делая вид, что ни капельки не беспокоюсь за нее, что доверяю ей, и «типа» занимаюсь своим делом). Конечно, перед тем, как дать что-то «опасное», я спокойно и ненавязчиво предостерегаю дочку о том, что можно уколоться или порезаться, и о том, что нужно быть очень аккуратной с такими вещами, не баловаться и не махаться. Но такое ощущение, что ребенок сам всё прекрасно понимает и без моих предостережений. Пальчики у нее ловкие, она очень аккуратная и поэтому никаких травм не случалось.
Давала ей как-то нанизывать в 2 года на нитку с иголкой пуговицы («бусы» делала), можно конечно было заменить всё это плотной леской, но, ё-моё, ребёнку придется рано или поздно столкнуться с иголками, и чем раньше это случится, и чем раньше она научится манипулировать ими, тем лучше. Слегка уколола пальчик об иголочку, когда нанизывала пуговицу, да, неприятно, мама сразу подула, один раз, второй… Видимо, дошло, что как-то не так держит. Попробовала по-другому взяться и за пуговицы и за иголку и – о чудо! – все стало получаться и противная иголка больше не колется! Стоило только приноровиться, и под конец дело пошло вообще прекрасно. Теперь ребенок знает и возможную опасность от иголок-булавок, и то, что если всё делать правильно и осторожно, то бояться нечего. То есть адекватное понимание вещей.
Что же делают наши бабушки? Ну конечно, на то они и бабушки, чтобы с истерическими криками выхватывать – «нельзя!! не трогай!! уколешься!! глаза выколешь себе!!» (причем выколешь НЕПРЕМЕННО и сразу, по-другому и быть не может). Дочка тянет ручки к шкатулочкам со всякими швейными-рукодельными принадлежностями (ах, как мы любим ковыряться в шкатулочках! там же столько чудес!), а бабули нервно запихивают их повыше и подальше, закрывают перед носом шкаф с причитаниями «нет-нет-нет, нельзя-нельзя-нельзя». Разве не обидно ребенку? Разве она младенец, у которого совсем нет координации движений? Она прекрасно знает свои возможности и искренне недоумевает, почему нельзя, от этого ведь ещё больше хочется. Конечно, в слёзы. А бабушка, «на то она и бабушка», стремится быстренько «отвлечь» печеньицем, пряничком или ещё чем-то. Ну вот почему не сделать по-другому? Почему бы не сесть вместе на диван с заветной шкатулочкой-коробочкой и вдвоём не поразбирать её содержимое? Пораскладывать, всё посмотреть, потрогать. А потом собрать и непременно проследить, чтобы ничего не потерялось. Это так трудно? Оказывается, да, ведь это значит посвятить целых 10-15 минут ребенку! Как не любят люди утруждать себя! Зачем всё раскладывать? Это ж потом собирать придется! Часто слышу от своих родителей примерно следующее (адресовано Алисе): «не разбирай-не разбирай! потом складывать надо будет! не открывай ничего, - потом бабушке прибираться?!» Почему непременно бабушке? Сам ребенок и соберет, а если бабушка поможет, ничего страшного не случится. Да, бывает, что ребенок просит такие вещи в неподходящий момент, когда взрослые действительно заняты и не могут выделить времени на совместное изучение опасных предметов. Но ведь можно пообещать сделать это немного попозже, и обязательно сдержать свое обещание! (вообще, обманывать ребенка в таких вещах некрасиво, но многие это делают часто и без зазрения совести). Конечно, для детей понятие времени недоступно, есть только «здесь и сейчас», что ж, расстроятся, заплачут, возможно. Но зато какая будет для них радость, когда взрослые, освободившись, достанут заветный «запретный плод» и покажут всё-всё!
Конечно, это сложно объяснить нашим бабушкам, тетям, свекровям… Для них проще и удобнее строго запретить, чем уделить этому время (которое они с удовольствием потратят на пустую болтовню с соседкой, протирание и без того сверкающих шкафов и т.д.). Порой объяснять бессмысленно. Я, к примеру, даже не говорю своей маме, что у меня ребенок «играл» такими вещами, как иголки, ножницы с острыми концами, всякие щипчики, и, о ужас! – держал лезвия, а на улице – острые стеклышки (выкидывал в урну). Для особо впечатлительных и неуемных «причитательниц» стоит повторить еще раз – под моим неусыпным контролем!! Не сводила глаз с ребенка, не беспокойтесь. И реакция у меня хорошая. И дочка не дура, не махалась и не баловалась, а только осторожно трогала острые края, и интерес постепенно угасал.
Еще я не запрещаю ей трогать кухонные ножи. Вместе отрезаем хлеб, овощи, намазываем масло (она держит ножик вместе со мной). Если во время обеда Алиса берёт нож со стола, я не выхватываю его у неё, а слежу за тем, что доча собирается им делать. Если пытается что-то отрезать – помогаю или просто смотрю, чтоб никакой пальчик не попал «под раздачу». Если начинает ножом дирижировать или тыкать столешницу – забираю («это не игрушка»), т.к. такие предметы должны использоваться строго по назначению. Ребенок не протестует и не орёт, что отобрали «игрушку», значит, всё понимает. Однажды бабушка наша увидала, как Алиса слизнула с ножа масло или что-то там ещё. Бабушку чуть удар не хватил. Я, конечно, не поощряю это, но не потому, что она себе «язык отрежет» или из-за какой-то приметы, связанной с ножами, а исключительно с точки зрения этикета.
В свободном обращении у нас ножницы. У Алисы нет своих специальных детских ножниц (как-то ещё не пришлось их купить), она всё стрижет обычными советскими ножницами, и кончики у них острые треугольнички (моя мама, когда их видит, всегда твердит одно и то же - "убирай подальше!"). Они обычной средней величины, и возможно, великоваты для Алисиной маленькой ручки, но могу сказать, что обращается она с ними прекрасно! В тот день, когда она освоила их (это случилось недавно), с каким упоением она расстригла на мелкие-мелкие кусочки несколько страниц журнала! Я ей специально выдрала листы с красочными картинками (попутно объяснив, что можно стричь, а что нельзя – книги, например), и ребенка было не слышно-не видно минут 20! Я была на кухне, она в комнате, и я нисколько не волновалась за неё, что она «отстригнет себе пальчик». А ножницы ведь такая штука, что если их держать криво или наклонно, они будут не стричь, а только мять бумагу (всё это было выяснено ребёнком опытным путем), поэтому Алиса пыхтела, старалась держать их строго перпендикулярно бумаге. Я сама удивилась, как ловко она научилась, хвалила её совершенно искренне. Живи моя малышка с бабушкой, не видать ей ножниц еще как минимум год, если не больше…
Дитёныш, как и все дети, обожает папины инструменты. Всякие плоскогубцы, отвёртки и молотки у нас лежат в легкодоступном месте (часто требуются). Алиса несколько раз на дню может доставать их и ходить «чинить» все подряд. Стучит настоящим молотком. Да, мне страшно, что она уронит его себе на ногу, но я всё равно не отнимаю его. Наоборот, хвалю как можно больше за её неоценимую помощь по хозяйству. Вообще, «каркать» («сломаешь! уронишь! упадешь! расшибешься!») – это отдельная тема, сейчас не об этом.
Единственное, чему я уделяю внимание насчет инструментов, так это тому, чтобы всё было возвращено на место, когда доча ими наиграется. И напоминать об этом приходится всё реже и реже.
Если родители всё же боятся за своего ребенка и предпочитают изолировать его от «опасных» предметов, что ж, это их право. Но тогда я бы посоветовала убирать подальше эти предметы и полностью исключить их из поля видимости малыша, чтоб лишний раз не травмировать его очередным стопятьсотым «нельзя».
Лично мне очень жалко детей, которым всё запрещается (у меня в детстве примерно так и было)…