Копия 8 месяцев , что ждет нас впереди ...
Развитие 0-1Девятый месяц: начинаю вставать на ножки!
Малыш вступает в девятый месяц жизни, и с этого возраста у малыша появляется стремление все делать самостоятельно. Для него незнакомо чувство лени, просто полежать и спокойно посмотреть телевизор, как хотелось бы Вам. Ему надо двигаться, искать, узнавать, испытывать, пробовать. Он хватает все, что попадает в поле его досягаемости. Кроха хорошо отточил умение сидеть, садиться из положения лежа, подниматься. Он может начать подниматься, держась за предметы. Только самостоятельно стоять ему еще трудно. Но он тренируется и скоро оторвется от опоры. Не менее трудно ребенку – это научиться садиться, когда уже встал.
Пока малыш не принимает всерьез слово "нет", ему весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом, следует тщательно "прочесать". Еще раз проверьте все, что окружает ребенка, чтобы не было острых углов, опасных предметов и т.д. Особенно осторожным надо быть, находясь с ребенком на кухне, среди огня и кипящих кастрюль. Подальше от ребенка ставьте горячие блюда и напитки, не подносите его близко к плите. Кроме этого, необходимо спрятать всю бытовую химию и быть очень осторожными с мелкими предметами, чтобы они были недоступны крохе.
Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок "сейчас", но также и о том, что он научится делать через месяц: какие шкафчики и ящики он попробует открыть, за какие провода потянуть, какие безделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно, разобьются.
Что же научится делать Ваш карапуз?
Итак…
Я расту!
В этом месяце ваш крошка прибавит 400 гр (колебания 300-500г), а подрастет примерно на 1,5 см (всего с момента рождения 20,5 см). В среднем масса тела мальчиков в этот период составляет 7,1-11,0 кг, а девочек - 6,5-10,5 кг. Длина тела мальчиков колеблется в интервале от 67,5до 76,5см. а девочек - от 65,3до 75,0 см. Окружность головы мальчиков 42,5-47,5см, а девочек 41,2- 46,5 см. Если же масса тела превышает границу 10.5-11 кг, значит у малыша лишний вес. Особенно если малыш на искусственном вскармливании, для грудничков такое маловероятно, – значит, вы перекармливаете кроху. Избыточный вес – это состояние, которое ведет к нарушению обмена веществ, предшествует появлению эндокринных заболеваний, способствует ослаблению иммунитета. У детей с большим весом, болезни имеют частый и продолжительный характер.
В движении - жизнь!
Ваш малыш уже многого достиг и в этом месяце он может сделать небольшой перерыв в своих достижениях. Ему нужно время, чтобы закрепить и отработать уже имеющиеся навыки. На девятом месяце ребенок начинает ползать, но уже не так как ранее. Новое ползание отличается от предыдущего способа ползания а-ля «солдат в окопе», малыш опирается на коленки и руки, поднимая спинку и попку. Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения. Еще малыш может сидеть, опираясь на две или одну руку, и пытается одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на стопы. В этом возрасте кроха начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальчиками (щипковый захват), поэтому мелкие и опасные предметы должны быть недосягаемы для ребенка потому, что он может засунуть их в рот или нос.
Оглянитесь и подумайте, какие вещи могут пригодиться в вашем доме для детских игр. Устройте так, чтобы в каждой комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запас игрушек или других предметов, подходящих для игры. Можно предоставить в пользование крохе низко расположенную полочку или ящик в кухне, какой-нибудь коробок спальне и корзинку или сумку в гостиной, наполненную вещами, чтобы заинтересовать ребенка, и которые он не сможет поломать. Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком, обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит, что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи, видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание поиграть - передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее обратно.
Ваш кроха уже бодрствует несколько часов подряд, развлекается ползанием и исследованием окружающего мира, а некоторые малыши к этому времени уже начинают стоять или делать шаги у опоры. Обычно шаги начинаются вдоль дивана или вокруг журнального столика, но довольно быстро перемещается на всю площадь дома.
На девятом месяце ребенок не только умеет хорошо сидеть, они сам может лечь из положения сидя и сесть из положения лежа. Ручки малыша стали довольно сильными. Если ребенок захочет встать, то для этого эму понадобятся опора – это может быть манеж, диван, кресло, то есть все, за что можно схватиться ручками. Эти упражнения он может делать много раз, но стоять длительное время на ножках ему еще тяжело, поэтом малыш отпускает поддержку и падает на попку, затем снова поднимается.
Бывает такая ситуация, что ребенок держится за край манежа и поднимается на ножки, а потом начинает плакать. Это происходит от того, что малыш научился подниматься на ножки, но пока не умеет самостоятельно приседать и садиться, поэтому, не зная, что делать, он боится и плачет. Родители должны помочь ребенку присесть, со временем он научится это делать сам и у малыша появится еще одна интересная игра.
Ваш ребенок начинает понимать взаимосвязь между различными предметами, их формой, размером, цветом. Карапуз может положить маленький предмет в больший, построить башню из двух кубиков и даже несколько предметов объединить для игры. Ребенок продолжает изучать пространство. Его интересует все: почему шкаф заканчивается именно на этом повороте, двери двигаются (открываются и закрываются), диван стоит в центре комнаты неподвижно и т.д. Самая увлекательная игра малыша – ползание вокруг кресла, стульчика или кухонного стола. И в этом нет ничего удивительного – ему, как и вам, нужно неоднократно повторять одно и тоже действие, чтобы чему-то научиться и остановиться, выбрав правильное решение.
Деткам в этом возрасте очень нравиться игра "Большой-большой!". Вы спрашиваете у малыша: "Какой малыш большой?" или "Какой ты большой вырастешь?". Ребенок с радостью отвечает на вопрос и поднимает две ручки вверх, показывает, какой большой он вырастет.
Малыш начинает смутно догадываться, что вещи и люди существуют по отдельности, когда он их не видит. Малыш уже понял, что когда вы выходите из комнаты, вы не исчезаете, просто он вас не видит. Хотя ему нравится чувство независимости, и он может побыть немного в одиночестве, ему все же лучше, когда вы с ним рядом и ему нужно время от времени убеждаться, что все в порядке. Однако, малыши любят играть в прятки. Например, ребенок прячется за дверью, за шторой или за диваном и ждет, пока кто-то не спросит: "А где же наш малышок?", после услышанного вопроса, малыш показывается с того места, где прятался.
Я многое понимаю!
Со времени появления крохи на свет, произошел гигантский «скачок» от существа крайне беспомощного, не умеющего удерживать головку, к человеку, способному самостоятельно действовать и выражать свое отношение к тому или иному факту окружающей жизни. И в этом смысле 9-й месяц жизни малыша открывает новые возможности. На первом месте стоит социальное развитие малыша.
Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку. Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку. Кроме того, ребенок сам начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из укрытия. Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол. Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова. Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей: одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности. Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом - переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится при строгом голосе и улыбается, радуется при ласковом обращении.
Что еще умеет малыш? На вопрос "Где?" малыш отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения. Карапуз знает свое имя и оборачивается на зов. С предметами ребенок обращается сообразно их свойствам: мячик катает, резиновую игрушку - сжимает и разжимает, емкости (коробки, корзинки, формочки) - вынимает один предмет из другого. Сейчас малыш уже хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками.
Мои привязанности и чувства!
У крохи к восьми месяцам сформировалась особая привязанность к близкому человеку. Малыш уже готов проводить с ним каждую секунду своей жизни. Малыши могут стать буквально вашими «хвостиками», ни на секунду не отпуская вас от себя. Теперь между вами возникло «деловое сотрудничество», деловое общение и даже «диалог» на фоне речевой «переклички» (по подражанию). А предметная игра стала прекрасным поводом для этого взаимодействия. Интерес к взрослому усиливается, потому что природное любопытство к окружающему миру подогревает его. Ребенок готов общаться, наблюдать за Вами, быть вместе с Вами день и ночь, а главное, повторять все ваши действия. У малыша формируется подражательное поведение. Малышу важно не только «обследовать» игрушку, но и понять, зачем этот предмет нужен, теперь он желает знать, что с этим предметом можно делать. Иными словами, ребенку необходимо видеть, как окружающие предметы используют взрослые и какие при этом они испытывают чувства. Малыш начинает почти «зеркально» отражать бытовые ситуации и поступки взрослых, и у крохи формируется поведение по ситуации. Это важно, так как развивающаяся отражательная способность мозга малютки является основой его психофизического развития. И в этом смысле социальная среда и общение со взрослым представляют единственный и неповторимый путь его ранней социализации, то есть вхождения в мир людей. Не случайно физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим. Формируются и развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная; общая моторика и моторика пальцев, и т.д. Подражательная способность ребенка выводит его к овладению пока что элементарной, но чисто человеческой формой социальной жизни. Например, малыш принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д. Совершается великое таинство приобщения ребенка к социальной культуре.
Любовь к Вам становится основой всего в развитии малютки. Привязанность к взрослым возрастает и базируется на «деловом» общении. Взрослый обогащает чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни. Ребенок очень чувствителен ко всему, что имеет отношение к нему. Начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции. Малыш очень чувствителен к Вашим похвалам, ему очень нравится слышать ваши ободрения. В процессе общения взрослого с малышом, он способен выразить всю палитру чувств – от гнева до ласки.
О чем это говорит? Ребенок еще не отделяет себя от Вас, испытывая в Вас потребность днем и ночью, но он уже чувствует свое место в Вашем семейном единстве. При этом малыш должен ощущать всю свою ценность для Вас. Иными словами, малыш учится от Вас любви к ближним, к миру, ко всему живому, к самому себе. Вот, почему на девятом месяце жизни малыш обнаруживает желание «вглядываться» в мир, наблюдать не только за взрослыми, но и за другими детьми, и даже подражать некоторым их действиям. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.
Итак, на девятом месяце жизни малыш впервые начинает со всей полнотой нуждаться в семье, реагировать на социальные оценки родных. А Вы со всей полнотой должны осознать, что на 9-ом месяце жизни Вам следует проявить яркое, выразительное, доброжелательное отношение к малютке. Конечно, такое отношение ребенку необходимо всегда. Именно родные должны наполнить эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Вот почему не следует уже в этом нежном возрасте говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает не так, потому что вы даете оценку его личности. Лучше сказать: «Ты плохо сделал. Так нельзя. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать. Также важно и то, каким тоном вы это скажете. Ведь маленький ребенок очень чувствителен. Всегда следует помнить, что перед вами человек, и даже больше – развивающаяся человеческая личность. И 9-й месяц жизни дает повод, чтобы над этим задуматься мамам и папам, так как малыш взрослеет на глазах, меняется не только физически, но и духовно.
Изменяется, усложняется социальный статус ребенка: социальное развитие начинает вести за собой общее развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, – то, как люди общаются друг с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта.
К концу девятого месяца необходимо провести тщательную диагностику по показателям развития малыша. Девятый месяц считается одним из рубежных (как третий, шестой, двенадцатый), этапных периодов младенчества. Здесь многое закладывается на будущее.
Мне требуется общение!
Малыш просто очаровывает Вас и окружающих, и не только близких родственников. Малыш активно и ярко выражает эмоции: если ему не нравится еда, он отворачивается и закрывает ротик. Если у вас гости, кроха будет «работать на публику» и ждать восторженных аплодисментов. Если кто-нибудь встанет на пути малыша или будет мешать осуществить задуманное, недовольству его не будет предела. Но ни в коем случае не идите у него на поводу во всем. Ребенок должен научиться вести себя. Баловать малыша можно, но в меру.
В этом месяце продолжается развитие речи. В его "словарике" еще немного слов, но к ним добавляются новые, коротенькие словечки, обозначающие любимых людей или действия: "дада", "ам", "дай", "мама", "баба", "папа". Самое интересное, что у каждого малыша свой "словарик". Ребенок может попробовать моделировать свой голос, разговаривать тихо, шепотом или громко. При этом он очень любит копировать вас, интонацию вашего голоса. Ведь это маленький человечек, который безгранично вас любит. Если ваш малыш часто повторяет какие-то слоги, вполне вероятно, что это его первые попытки говорить. Например, «ба» может означать бутылочка. Не смотря на то, что ваш кроха еще не говорит, он уже все прекрасно понимает. Почаще с ним общайтесь, говорите, что вы делаете, называйте знакомые предметы, и скоро он сможет выполнять несложные просьбы, например, «помаши пока» или «перестань».
К 9 месяцам малыш начинает использовать игры в общении со взрослыми. Это способствует развитию речи. Старые, проверенные временем игры в «Ладушки», «Сороку-ворону» помогут крохе научиться подражать взрослым. Сначала вы четко произносите: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки». При этом берете ладошки малыша в свои руки и хлопаете. А теперь попробуйте произнести «ладушки», и вы увидите, что малыш начнет хлопать. Хорошо помогают развитию речи так называемые игры-переклички. Когда малыш начинает лепетать слоги, вы повторяете их за ним (четко и внятно), а потом произносите новые слоги. От удивления кроха открывает рот, а потом… начинает повторять за вами.
Овладение речью находится в тесной взаимосвязи с общим развитием ребенка. Дети, физически ослабленные, часто страдающие инфекционными заболеваниями, отстают в речевом развитии. Как это ни парадоксально, сильно влияют на речевое развитие желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питание коры головного мозга. Таким образом, полноценное питание является основой гармоничного развития малыша. Лепет Вашего ребенка включает в себя почти все звуки родного языка. Любимой игрой для него может стать «разговор» по телефону. Некоторые дети предпочитают настоящий телефон, а другие пугаются, услышав в трубке голос, который всегда доносился из папиного рта. В этом возрасте ребенок еще не освоил значений слов, но своим лепетом он может прекрасно выражать желания и намерения. Веселое "па-па-па" - это скорее всего приглашение поиграть, жалобное "ма-ма-ма" может означать просьбу взять его на руки, а пронзительный крик, состоящий из одних гласных, выражает требование не оставлять его одного. В этом возрасте ребенок чутко реагирует на тон, которым произносятся слова. Не понимая полностью их значения, он хорошо чувствует ваше настроение: довольны вы или встревожены, сердитесь или спокойны.
Ребенку все еще нравится играть, передавая взрослому игрушку и тут же получая ее обратно. Однако теперь условия игры меняются. Малышу хочется играть с мячиком по своим правилам. Он возвращает вам мяч, который вы бросили ему через комнату, и ждет, пока вы вернете его обратно. Существует другой вариант подобной игры: сидя на высоком детском стульчике, ребенок кидает вниз игрушки и с интересом наблюдает за тем, как мама подбирает их; мама, конечно, устает при этом гораздо раньше ребенка.
Ваш ребенок с удовольствием подражает действиям взрослых. Копируя маму, он будет заставлять пищать куклу, бить по кастрюльке, пить из чашки или надевать на голову шляпу. Интересно, что теперь малыш повторяет движения взрослых, иногда даже не видя всех деталей их действий. Это можно объяснить тем, что зрительная память ребенка с каждым днем становится все лучше, и, кроме того, он уже понял, что предметы остаются на своих местах, даже если они не в поле зрения.
Кушать хочу!
В девять месяцев вслед за мясом в рационе малыша появляются кисломолочные продукты. Однако их введение требует осторожности. Не так давно педиатры рекомендовали давать малышу творог и кефир уже в полугодовалом возрасте. Однако современные ученые к подобным рекомендациям относятся неоднозначно. Творог, по официально существующим в нашей стране методическим рекомендациям, можно вводить в рацион уже с 5-6 мес. На практике же такое раннее введение творога в меню здорового ребенка не обосновано: избыток белков в питании малыша в раннем возрасте может неприятным образом «отозваться» во взрослой жизни - повышенным артериальным давлением и нарушением обмена веществ. Чаще всего ребенка предлагают «знакомить» с этим белковым продуктом примерно с
Введение кефира также требует внимательного отношения. Исследования последних лет показали, что делать этого не стоит, пока малышу не исполнится 9 месяцев. Дело в том, что более раннее его применение может пагубно сказаться на детском организме: употребление 400 мл кефира в сутки способно вызывать кровоизлияния в кишечнике с развитием анемии.
Творог, как и любой кисломолочный продукт, малышу дают один раз в день. Вводить его лучше в 18-часовое кормление: в первый день можно дать не больше 12 чайной ложки. Увеличение должно проходить как можно медленнее: сначала объем доводится до 20 г, затем до 30-35 г и только к году объем творога можно увеличить примерно до 50 г в сутки. Конечно, использовать в питании крохи творог, купленный в обычном магазине, не допустимо - для этих целей годится только специальный детский. Впрочем, творожок можно приготовить и дома (он хранится в холодильнике не более 24 часов). Отечественные диетологи предлагают два варианта приготовления: пресный (кальцинированный) и кислый (кефирный). Кальцинированный творог готовится с использованием купленного в аптеке раствора хлористого кальция. К 3 мл этого препарата добавляют 300 мл молока, которое предварительно кипятят и остужают. Полученную смесь размешивают, доводят до кипения (желательно использовать эмалированную посуду), затем охлаждают до комнатной температуры. Полученный творог откидывают на покрытое чистой марлей сито, отжимают и перекладывают в стерильную посуду. Для приготовления кислого творога используется детский или однопроцентный кефир. Его наливают в банку, которую помещают в кастрюлю с водой. На дно кастрюли предварительно кладут матерчатую салфетку (чтобы банка не лопнула). Через 5 минут после закипания воды образовавшийся в банке сгусток откидывают на чистую марлю. Как только творог остынет его можно давать малышу. Для получения 50 грамм творога вам потребуется примерно 100 гр. кефира.
Кефир, как и творог, обычно предлагают на «ужин» - в 18-часовое кормление. Начинайте также с малого объема (20-30 мл) и постепенно доведите его до 200 мл. Превышать рекомендуемый объем не стоит. Кормление проводите обязательно из чашки.
Конечно, это должен быть детский кефир («Тема», «Агуша» и др.), состав и качество которого в наибольшей степени соответствует потребностям вашего малыша. Возможно использование кисломолочных смесей, предназначенных для детей в возрасте от 6 до 12 мес. (особенно, если вкус традиционного кефира ребенку не нравится). Как и в случае с другими продуктами, не стоит кормить ребенка насильно. Но лучше не оставлять порцию недопитой (в крайнем случае, если порцию некому допить, чашку можно оставить в холодильнике до следующего дня).
Когда кисломолочные продукты будут введены в полном объеме, меню может выглядеть так:
6.00 - грудное молоко или смесь (200 мл)
10.00 - каша (150 мл), яйцо (12 желтка), грудное молоко или смесь (50 мл)
14.00 - овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 мл), мясное пюре (35-40 г), грудное молоко
18.00 - кефир или кисломолочная смесь (170-180 мл), творог (20-30 г)
22.00 - грудное молоко или смесь (200 мл)
Другой вариант меню - для малыша, уже знакомого с соками и фруктовыми пюре:
6.00 - грудное молоко или смесь (200 мл)
10.00 - каша (150 мл), яйцо (Ѕ желтка), фруктовое пюре (30-40 мл), сок или грудное молоко (20-30 мл)
14.00 - овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (35-40 г), сок или грудное молоко (60-70 мл)
18.00 - кефир или кисломолочная смесь (150 мл), творог (20-30 г), фруктовое пюре или грудное молоко (50-60 мл)
22.00 - грудное молоко или смесь (200 мл)
После любого приема пищи по желанию ребенка можно дать ему грудное молоко.
Если у вашего малыша уже есть передние зубы (к этому возрасту их может быть четыре-пять), то вместе с кефиром вы можете предложить ему специальное детское растворимое печенье. Попадая в рот, такое печенье легко растворяется под действием слюны, так что опасность поперхнуться практически исключена. Однако ребенок все равно должен есть только в вашем присутствии. Начинайте с малого, буквально с 3-5 г печенья, затем доводите до 10-15 г.
Общая рекомендация по хлебным изделиям: выбирая их для своего малыша, нужно иметь в виду, что на первом году жизни крохе можно давать только белый хлеб. С того момента, когда малыш начал знакомиться с новой пищей отличной от грудного молока или смеси, большая часть времени была потрачена на постепенное введение новых продуктов и наблюдение за их усвоением. Поэтому возможности для разнообразия блюд практически не оставалось. Но после того, как вы убедитесь, что ребенок хорошо переносит кефир и творог (не болит животик, нет высыпаний на коже, нормальный стул), попробуйте вводить новые виды каш, овощных и мясных пюре. И не забудьте: все должно происходить постепенно. В день можно вводить только один новый продукт, не больше, причем начинать нужно с малых доз.
К доктору пойду!
В конце девятого месяца необходимо посетить педиатра. Он взвесит ребенка, измеряет его рост, сделает оценку психофизического развития, а также напомнит, как проводить профилактику рахита и анемии. Направит к специалистам, если возникнет необходимость – к стоматологу, неврологу или ортопеду.
Особое внимание нужно обратить на рациональное питание малыша и согласовать с врачом сроки введения новых продуктов (блюд). Чтобы каждый день в его меню присутствовали такие блюда как молочная кашка, овощные пюре, молотое мясо, желток, творожок, фруктовые пюре, и конечно, мамино молочко или молочная высокоадаптированная смесь. В меню ребенка будут появляться новые продукты питания, поэтому необходимо получить консультацию врача относительно аллергии на определенные продукты.
Педиатр подскажет, как правильно закалять ребенка, какие новые упражнения нужны для занятий массажем и гимнастикой.
Режим дня ребенка остается без изменений: днем ребенок спит два раза, может быть один дневной сон, но более продолжительный. Определить точное время засыпания ребенка нельзя, потому что у каждого малыша свой индивидуальный режим дня. Продолжительность дневного сна около 2-2,5 часов, один сон на свежем воздухе. В этом месяце ночной сон становиться более глубоким и длительность его увеличивается до 10-12 часов. У родителей появляется возможность немножко поспать.
Ночью детки могут раскрываться, но не нужно беспокоиться и устраивать ночное дежурство возле кроватки. Оденьте ребенку на ночь легкий костюмчик или пижамку и носочки на ночь. Побеспокойтесь о том чтобы, простынь хорошо ложилась на матрасик и не могла запутать малыша. Лучше всего купить или сшить специальную простынь-мешок, которая одевается на матрасик и хорошо на нем держится за счет боковых резиночек, тогда ничто не нарушит крепкий сон вашего малыша. Ребенок до года обязательно должен спать на твердом матрасе и без подушки.
Вечером, укладывая ребенка спать, спойте ему колыбельную песенку, погладьте тихонечко по головке, и каждое утро встречайте малыша улыбкой и нежными словами. Тогда у малыша не будет проблем с ночным сном, а утром он будет просыпаться в отличном настроении, потому что рядом будит самый родной и дорогой человек – мама.
Не забывайте каждый день проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны, влажные обтирания. Занимайтесь с ребенком гимнастикой, делайте массаж.
Пожалуй, самым «вещественным» доказательством взросления ребенка служит появление первых зубов. К началу 9-го месяца у большинства детишек уже есть два нижних зубика, а некоторые малыши могут продемонстрировать окружающим великолепную голливудскую улыбку в целых три, а иногда даже четыре зуба. Не волнуйтесь, если десны вашего малыша все еще остаются гладкими. Это не помешает ему научиться кушать кусочки нежной пищи. Разница в сроках прорезывания зубов зависит от многих факторов: большую роль здесь играет наследственность (поинтересуйтесь у своей мамы, в каком возрасте у вас прорезались первые зубы). Но немаловажным фактором является правильное питание малыша. Во-первых, именно сейчас в деснах закладывается основа постоянных зубов, поэтому пища должна быть богата кальцием. Во-вторых, поскольку зубы малыш еще не чистит, пища, которую он получает, должна содержать в достаточном количестве клетчатку (клетчатка овощей и фруктов действует на зубы как зубная щетка). В-третьих, зубкам нужна нагрузка, а значит, еда должна содержать мелкие кусочки овощей, мяса, рыбы или фруктов, чтобы малыш их пережевывал. После того как твердая пища попала в рот, малыш инстинктивно начинает сдвигать ее языком к деснам и жевать ими. Если не получается деснами, то он языком сдвигает пищу к имеющимся зубам и пытается жевать ими.
В этом месяце обратите внимание на следственно причинные игрушки: мячик, который катится, если его толкнуть; детское пианино издает разные звуки, если нажимать на клавиши и т.д.
Набор игрушек рекомендуется дополнить такими новыми игрушками: музыкальные игрушки (детский телефон, микрофон, детское пианино и т.д.), мячики (разных размеров и расцветки), машинки (можно с привязанной ниточкой), куклы (тканевые, пластмассовые), разнообразные игрушечные животные (в том числе и музыкальные). Предлагая ребенку новые игрушки, обязательно, обращайте внимание на возрастной диапазон, то есть для детей какого возраста предназначена игрушка, на отсутствие в игрушке острых углов и мелких деталей. Дети – большие экспериментаторы и исследователи своего тела. Исключите все игрушки с мелкими деталями, для того, чтобы они не попали в носик, ушко или в дыхательные пути ребенка. Мойте игрушки горячей водой с мылом, хорошо их ополаскивайте. Выбирайте резиновые и пластмассовые игрушки – за ними легко ухаживать. Игрушки рекомендуется периодически менять, для того, чтобы ребенку было интересно играться. Предлагая малышу все игрушки сразу – вы делаете ошибку.
Рекомендации доктора.
1. Гигиенические мероприятия. Температура воздуха в комнате ребенка должна поддерживаться на уровне 20°С. Как и раньше, комнату регулярно проветривайте, в теплую погоду окно держите открытым. Гуляйте с ребенком на улице три раза в день при температуре воздуха от -15°С до +30°С. Летом длительность прогулки составляет 3-3,5 часа, а зимой – 2-,2,5 часа. Не забывайте: для вашего малыша очень полезен сон на свежем воздухе. Ваш кроха уже подрос, и можно купать его через день. Температура воды для купания 34°С, длительность ванны 10 минут. Температура воздуха в комнате составляет 21°С. После ванны малыша нужно облить водой, температура которой на один градус ниже, то есть 33°С. Превратите купание малыша перед сном в настоящее, долгожданное событие. Разрешите карапузу плескаться, играться, "плавать". И ребенок, и родители, получат много приятных впечатлений и удовольствия. Воздушные ванны можно проводить два раза в день при температуре воздуха в комнате +18-19°С, на улице – 22-22°С, примерно 30 минут. Можно делать кратковременные воздушные ванны по 5-6 минут, когда переодеваете малыша. Влажные обтирания нужно делать один раз в день после воздушных ванн.
2. Хорошо, если в кухне вы устроите для вашего малыша отдельный "кабинет" с разными баночками, кастрюльками и ложками. А "личный" ящик в шкафчике ванной займет внимание "владельца", когда взрослым нужно на минуту выйти. В такой ящик можно положить всякие трубочки, коробочки, книги или игрушки. В комнатах, где бывает ребенок, есть смысл поставить небольшие корзинки с игрушками, таким образом малыш сможет везде найти что-то новое и увлекательное для своих игр.
3. Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, но знакомыми фразами. Когда вы кормите ребенка, переодеваете, моете его или играете с ним, старайтесь все время комментировать происходящее. Восьмимесячные дети по-разному реагируют на незнакомые лица. Есть малыши, которым хочется пообщаться, "поговорить" и со взрослыми и с детьми. Но в этом же возрасте некоторые дети начинают бояться чужих. Желая помочь такому ребенку, постарайтесь, чтобы он почаще бывал в обществе разных людей. Предложите малышу "поговорить" по телефону. Можно дать ему игрушечный аппарат, а лучше настоящий, отключив его от сети. Ребенок с удовольствием подержит трубку и "поговорит" в нее. Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.
4. Возьмите ребенка на прогулку, устроив его в обычной или легкой летней коляске. Если по дороге вы увидите птичку, услышите звук пролетающего самолета или лай подбежавшей собаки, порадуйтесь вместе с ребенком этим встречам. Покажите малышу "объект" и назовите его. "Это самолет. Самолет. Ну-ка, посмотри, где самолет?" Ребенок научится смотреть, куда вы показываете, и слова постепенно начнут у него ассоциироваться с этими восхитительными предметами, умеющими летать и бегать.
Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте таким образом с разными шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой. Пусть этот модник полюбуется на себя в зеркало - собственное отражение вызовет у него восторг.
У восьмимесячного малыша появляется интерес к животным. Дайте ему рассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки они издают: "Собачка говорит: "гав, гав"! Где у нас собачка?"
В форму для пирога насыпьте овсяной крупы и дайте ее сидящему на траве малышу. Ему понравится размешивать крупу рукой или просыпать крупу сквозь пальчики.
5. У вашего малыша должна быть своя "библиотечка". Удивительно, но в восемь месяцев дети уже проявляют интерес к книгам. Хорошо, если в детской "библиотеке" будет разнообразие. Есть книги, где во всю страницу изображен всего один персонаж или предмет; такие картинки помогут вам научить малыша новым словам. Картинки других книг изобилуют деталями, многочисленными "героями", и тут у вашего ребенка есть возможность выбрать, кто ему больше нравится. А еще есть книги, где каждая картинка сопровождается коротеньким стишком.
6. Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: центры активности, шкатулки с сюрпризами, игрушки с веревочками, за которые можно тянуть, музыкальные игрушки с кнопками, погремушки, маракасы, молоточки с пищалками, прозрачные пластиковые бутылки с крупами, камешками, разноцветными бусинками, мягкие игрушки с наполнителями, мягкие игрушки с деталями на липучке, мячи, пирамидки, игрушки с прорезями, мягкие книжки и книжки с толстыми картонными страницами.