Мне скучно!
Полезная информация. Утащила себе для общего развития и практического применения. Утащено отсюда:
“Папа, мне скучно”, – жалуется мой шестилетний сын, заходя ко мне в
кабинет. У меня дежавю. Я уже это слышал. По правде сказать, все мои
дети в этом возрасте приходили ко мне с этим же заявлением: “Папа, мне
скучно”. Раньше я думал, что они не знают, чем заняться, поэтому
предлагал с дюжину вариантов. Это никогда не действовало. Уходя, дети
казались неудовлетворенными моими предложениями. Я стряхивал возникший
дискомфорт, вспоминая прочитанное в популярных журналах по психологии о
том, что скука это полезно. Прошли годы, и двое моих старших детей,
получивших домашнее образование, преодолели этот этап. Я никогда не
слышу, чтобы они жаловались на скуку. Они, кажется, нашли неиссякаемый
внутренний источник творческих способностей, заполняющий их нескончаемым
любопытством. Да, они приходят в мой кабинет, но чаще чтобы задать
вопросы вроде “Что такое черная дыра?” или “В чем отличие правительства
от парламента?” или “Зачем в машине коробка передач?”
Изучив подход Ньюфелда, я нашел слова для многих вещей, которые знал
интуитивно, и получил подтверждение тому, в чем не был полностью уверен.
Но я никогда не понимал, что значит это “Папа, мне скучно”, пока не
окончил дистанционные обучающие курсы Ньюфелда.
Вооруженный этим знанием, я даже обрадовался, когда мой шестилетка
пришел ко мне в кабинет с заявлением “Папа, мне скучно”. Я поймал его
взгляд и спросил: “Правда скучно?” Он кивнул. Я похлопал себя по коленям
и сказал: “Иди ко мне на колени”.
Он неохотно подходит и садится. Но, как только он усаживается, что-то
начинает меняться. Через минуту я чувствую, как он расслабляется в моем
присутствии. Я удостоверяюсь, что ему удобно. Затем мы смотрим что-то
вместе на компьютере или о чем-нибудь разговариваем. Иногда я просто
продолжаю работать, пока сын сидит у меня на коленях. После нескольких
минут я чувствую, как к нему возвращаются силы. Вскоре он говорит
улыбаясь: “Я придумал, чем мне заняться!” – и уходит.
Теперь я понимаю, что детская скука обычно не имеет ничего общего с
нехваткой занятий или даже с нехваткой интересных занятий. Она возникает
из-за нехватки энергии вследствие недостатка привязанности. Ребенок,
которому не хватает привязанности, часто становится одержим ею. Фраза
“Мне скучно” на самом деле значит “У меня нет энергии что-то делать. Мне
нужно, чтобы меня обняли, подержали на коленях или со мной поговорили
те, к кому я привязан, например, мама, папа или бабушка”. Когда
потребность ребенка в привязанности удовлетворена, открывается резервный
запас энергии (внутренней энергии), и ребенок сам видит множество
возможностей того, чем можно заняться.
В современной загруженной жизни часто неочевидно, что стоит за
трудностями и поведением наших детей. Нехватка контакта с теми, к кому
они привязаны, является причиной многих проблем. Мы должны подпитывать
привязанность наших детей к нам, что бы они ни делали, потому что это
дает им энергию для роста, взросления и учебы.
Йонас Химмельстранд (Jonas Himmelstrand), 29 августа 2011 г.
перевод Ирины Одновал