Развивающие игры для третьей четверти года
полезные статьиОтрывок из книги Лизель Полински: PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни.
Очень важно, чтобы мама, принимая потребности своего ребенка, не забывала и о себе самой. Для развития каждого в отдельности и развития матери и ребенка как некоего единства нужно стараться совместить интересы обоих, не забывая и об интересах мужчины – отца и мужа. После полугода малыша всё больше радует движение. Мы замечаем это ежедневно. Ребенка радуют собственные успехи, и он продвигается всё дальше и дальше. Это стремление к успеху сохранится еще долго, если мы предоставим ребенку возможность самому набираться опыта, не ограничивая и не подстраховывая его больше, чем это нужно. В течение второго полугодия нам следует постепенно ограничивать свою помощь. Лучше всего наблюдать за ребенком и стараться помочь лишь тогда, когда это действительно нужно или ребенок этого захочет.
Предоставляйте ребенку максимальную свободу и оказывайте ему только необходимую помощь.
Самостоятельность ребенка возрастает, когда у него есть возможность экспериментировать и мы принимаем его эксперименты. Самостоятельные движения положительно влияют на общее развитие, мускулатуру, кровообращение, дыхание, пищеварение и другие функции организма ребенка.
Различия в развитии детей проявляются всё сильнее. В первые полгода развитие протекало менее индивидуально, но теперь в ребенке всё больше проявляются его темперамент и личные особенности.
Ренате, 26 лет, экономист, рассказала на семинаре родителей: «Сейчас Мальте почти семь месяцев. Он еще не переворачивается. Все другие дети из нашей группы уже умеют это делать».
Безусловно, Мальте – спокойный ребенок. Когда я наблюдала за ним и его мамой, то заметила, что они часто бывают увлечены беседой, Мальте подолгу «играет со своим голосом» и внимательно изучает игрушки, которые держит в руке. Другие дети в этой группе уже переворачиваются, даже пытаются ползать. В крупной моторике Мальте еще не продвинулся так далеко, что не очень беспокоит его маму, ведь за это время он достиг больших успехов в развитии тонкой моторики и младенческой речи.
Далее приведены примеры игр от 6 до 9 месяцев
PEKiP Называйте предметы
Прежде чем ребенок начинает произносить первые осмысленные слова (активная речь), он учится их понимать. Чтобы начать говорить, ребенок должен освоить пассивный запас слов. И у взрослых этот запас довольно большой. Это слова, которые мы понимаем, но не используем. Поэтому нужно называть вещи, которые мы показываем ребенку. Став постарше, он начнет узнавать предметы и переводить взгляд на предмет, который был назван. К концу первого года жизни ребенок научится приносить предметы, которые мы называем.
В первые полгода ребенок учился держать и поворачивать голову, управлять движениями тела, рук и ног. В следующие полгода происходит развитие двигательных способностей, в которых принимает участие всё тело, например:
1. поворот со спины на живот и с живота на спину;
2. ползание на животе, четвереньках, умение садиться;
3. умение вставать на колени, подниматься, стоять, делать первые шаги.
Малыш развивает и совершенствует свои движения от головы до кончиков пальцев. Развитие движения рук имеет большое значение и во второй половине года. С одной стороны, с помощью рук, ползая и вставая, ребенок перемещается в пространстве; с другой стороны, он учится более дифференцированно обращаться с предметами. И то, и другое одинаково важно.
Для развития здоровой осанки, которая способствует хорошему функционированию внутренних органов, чрезвычайно важно, чтобы ребенок и теперь часто лежал на животе, т. к. это положение укрепляет мышцы спины, живота и шеи. Часто ребенок делает «плавательные движения». Они особенно укрепляют мышцы. Попробуйте при случае повторить эти движения за ребенком.
Теперь ребенку нужно больше свободного пространства, которое будет побуждать его переворачиваться со спины на живот, крутиться, ползать и двигаться иными способами. Располагаясь на полу, ребенок узнаёт, какое место занимает его тело в пространстве, обнаруживает, что можно наткнуться на препятствия, и учится этого избегать. Для этого положите ребенка на большое одеяло или на теплый чистый пол и дайте ему несколько игрушек.
В этом возрасте ребенок часто поворачивается на бок, учится лежать на боку и в этом положении играет. Первое время он чаще поворачивается на какой-то один бок.
Попытайтесь заинтересовать его поворотами и на другой бок, например привлекая его игрушкой. Теперь, лежа на боку, ребенок будет пробовать те игры, в которые раньше играл на спине.
В этом положении он играет с игрушкой или хватает себя за бедра или коленки. Постепенно он может научиться захватывать пальчиками ног разные предметы.
Малыш часто двигает ногами. Подчас это выглядит так, как будто он бежит. Этот процесс движения он пробует, лежа на боку. Таким образом он готовит себя к настоящему бегу в будущем. Он начинает поворачивать верхнюю часть туловища в сторону, противоположную положению нижней части.
Для активного переворачивания со спины на живот нужно освоить вращательные движения плечевым и тазовым поясом.
При переворачивании со спины на живот ребенок может впервые сам изменить положение тела, что пригодится ему в дальнейшем, когда он начнет садиться и ползать. Для такого изменения положения необходимо владение всеми частями тела. Понаблюдайте за вашим малышом. Он:
– поворачивает голову;
– приподнимает плечо от пола и разворачивает его к противоположной стороне тела;
– отводит руку на другую сторону, сгибает туловище вперед; – поворачивает таз;
– поднимает ногу вверх и переносит ее на другую сторону; – поднимает ступни и разворачивает их.
Кроме всех этих движений ребенку для переворота на живот необходим рывок. Попробуйте проделать этот поворот сами и понаблюдайте за своим телом. Вы поймете, как это трудно и сколько труда должен приложить ребенок. И он будет очень рад, если вы сделаете несколько поворотов вместе с ним на полу.
Если малыш не освоил одно из описанных выше движений, переворачивание невозможно. Например, ребенок прогибается. Это становится причиной того, что он не может перевернуться. Держа ребенка на руках, следите за тем, чтобы он не прогибался.
Мой сын Феликс не переворачивается со спины на живот, но поворачивается с живота на спину, и это, как мне кажется, ему не очень нравится (Габи, 29 лет, ассистент врача).
Действительно, многие дети в конце первого и в начале второго полугодия сначала поворачиваются с живота на спину. Чаще всего это непроизвольное движение. Ребенок опирается широко расставленными руками и замечает, что верхняя половина его тела приходит в движение, когда он сгибает руку или поднимает ее с пола. Он пытается восстановить равновесие, что не всегда ему удается, и иногда опрокидывается на спину. Упав таким образом, многие дети пугаются, вследствие чего руки резко разводятся в стороны (рефлекс Моро).
Но есть дети, которых такая ситуация радует, и они воспроизводят ее снова и снова, нисколько не пугаясь. Проследите за тем, чтобы рядом с вашим ребенком не было предметов, о которые он может удариться.
Ниже дается описание некоторых игр, которые побуждают ребенка переворачиваться со спины на живот. Это переворачивание происходит осознанно, и ребенок на любом этапе может его прервать.
PEKiP Ребенок переворачивается на живот
1-й вариант: если малыш может самостоятельно поворачиваться на бок, протянем ему кольцо, и пусть он тянется за ним и переворачивается на бок или даже на живот, держась за кольцо. Обратите внимание, что ребенок всегда поворачивается в ту сторону, куда направлен его взгляд.
Если вы хотите направить внимание ребенка в другую сторону, покажите ему игрушку или приблизьте свое лицо с желаемой стороны, а уже потом протягивайте ему кольцо, за которым он будет тянуться.
2-й вариант: положите игрушку так, чтобы малыш смог дотянуться до нее, только перевернувшись на живот. Можно положить ребенка так, чтобы только перевернувшись он смог вступить в контакт с другим человеком.
Если малыш еще не умеет переворачиваться сам, помогите ему, немного надавив рукой на бедра.
3-й вариант: чтобы ребенок был уверен в том, что он сам может перевернуться, положите его на наклонную поверхность. Это может быть матрас на кровати, который к голове несколько приподнят, или большая доска с подложенным скрученным полотенцем. Хорошо подойдет и поролоновая подушка, с которой любят играть дети более старшего возраста.
Все эти игры особенно понравятся ребенку, если вы сами будете лежать рядом с ним на полу.
PEKiP Положите ребенка на себя и покачайте его
Положите малыша себе на живот и покачайте справа налево, крепко прижав его к себе. Ребенок будет двигаться в такт с вами. При этом он может лежать как на спине, так и на животе. В этом положении он может хорошо отдохнуть, если вы дадите ему возможность просто полежать.
Играя с ребенком, предлагайте ему не больше одной игры, связанной с переворачиванием. Обращайте внимание на то, чтобы игра получалась двусторонней, т. е. ребенок мог бы поворачиваться в обе стороны. Каждую такую игру комбинируйте с другими, поддерживающими развитие каких-то иных способностей ребенка.
Предшествующий и новый опыт. Поразмышляйте:
– какие из этих игр доставляют вашему ребенку особую радость?
– почему?
– какую сторону предпочитает малыш?
– как вы думаете, почему?
Новый опыт может быть только тогда освоен ребенком, когда он органично соединяется с предыдущим. Может быть, какие-то игры вы вспомните или придумаете сами?
Хотелось бы еще раз напомнить, что движения исходят от самого ребенка и осуществляются им и что наша задача – только стимулировать и поддерживать развитие движений. Например, протянув ребенку кольцо, подождите: он предпочтет подняться сам или с помощью кольца? Поддержите его, если видите, что малыш уже готов к чему-то новому, и помогайте лишь настолько, насколько это ему необходимо.
До того, как ребенок научится ползать, мы наблюдаем разнообразные предшествующие этому ступени развития. Малыш, лежа на животе, опирается на ладони; со временем он поднимается выше и начинает касаться пола только нижней частью живота.
PEKiP Ребенок крутится, лежа на животе
Ребенок лежит на животе на полу. Сбоку от него кладем игрушку, побуждая его тем самым с помощью рук всё больше поворачиваться в сторону.
Часто он опирается вытянутыми руками, ладони наполовину или полностью раскрыты. Сжатые кулачки уже в прошлом. Ладони располагаются ближе к голове почти параллельно друг другу, грудная клетка приподнята над полом. Вес тела перенесен на руки и живот. Со временем малыш научится вращаться вокруг собственной оси, как часовая стрелка. К такому вращению ребенка можно побуждать с помощью погремушки, которую малыш слышит, но не видит. Он начнет двигаться в направлении звука, пытаясь увидеть погремушку. Не забывайте под-кладывать ребенку погремушку с разных сторон.
Ребенок уже начинает понимать, что такое расстояние. До одних вещей он добирается быстрее, до других – ценой больших усилий.
Предметы должны лежать на таком расстоянии, чтобы ваш малыш хоть и с трудом, но смог бы до них дотянуться.
Если у него часто не получается достичь цели, он становится нерешительным и теряет интерес к движению.
В игре с ребенком очень важно, чтобы игры не заканчивались неудачами. Успех дает удовлетворение, уверенность в себе и побуждает к новым действиям.
PEKiP Развитие мелкой моторики
Наряду с общим развитием движений и их дифференциацией (например, ползанием), ребенку становятся доступны всё более тонкие движения руками. С помощью игр для рук ребенок осваивает тонкие движения пальцами и приучается к спокойным занятиям, требующим сосредоточения.
С начала второй половины года ребенок перекладывает предмет из одной руки в другую, рассматривает его, крутит, поворачивает в разные стороны. Теперь при хватании он отставляет большой палец от других. Это очень важный шаг в развитии: отныне ребенок может крепко держать предмет в руках. Благодаря этому он начинает обхватывать предметы только пальцами, ладони почти не соприкасаются с предметом.
PEKiP Ребенок держит игрушку над собой
Если мы протянем ребенку игрушку с левой стороны, он, возможно, возьмет ее теперь правой рукой и потянет к себе. Сейчас он делает всё больше асимметричных движений. Если такие движения ему уже доступны, можно ожидать, что скоро он начнет произносить разнообразные звуки.
К восьмому месяцу ребенок вступает в новую фазу развития: он стучит предметом обо что-нибудь. Малыш может стучать игрушкой по столу или одним предметом о другой. Типичны симметричные движения. В этом возрасте он барабанит по кровати, по столу, стучит любыми предметами друг о друга. Его пока еще не интересуют свойства предметов.
Малыш очень любит кидать предметы на пол и наблюдать за их падением (см. с. 164). Его удивляет, что вещи, которые он бросает, всегда падают вниз. Многие родители думают, что малыш хочет их разозлить, когда только что поднятую ложку снова роняет на пол. Но это не так: проводя испытания снова и снова, он удостоверяется в существовании закономерностей (силы тяжести).
В конце третьей четверти года ребенок берет мелкие предметы большим, указательным и средним пальцем. Остальные – мизинец и безымянный – в движениях не участвуют. Он начинает обращаться с вещами по-разному. Стучит кубиком, потому что при этом раздается звук, давит на резинового пупса, потому что тот пищит, и шуршит оберточной бумагой.
PEKIP Ребенок по-разному захватывает предметы
Мы можем способствовать развитию мелкой моторики ребенка так: чтобы он смог постичь свойства вещей, игрушки должны быть сделаны из различных материалов и быть разного размера, жесткими, мягкими, легкими, тяжелыми, монолитными, полыми. Игрушки – это только заменители настоящих предметов. В этом возрасте ребенок уже может играть с предметами домашнего обихода. Мы, учитывая его возраст, предлагаем ребенку безопасные предметы. Дети счастливы, когда мы даем им поиграть вещами, которыми пользуемся сами.
Во время игры мы предоставляем ребенку как можно больше свободы и не диктуем ему, как обращаться с предметами.
Понаблюдайте за ребенком в игре:
Каким образом он берет предметы?
Насколько крепко он их держит?
Что он с ними делает?
Как он знакомится со свойствами и назначением предметов?
PEKiP Игрушка в плоской емкости
Ко многим предметам, с которыми ребенок играл в первые полгода, он не теряет интереса и в дальнейшем находит им более широкое применение. Мы можем, к примеру, положить чайные ложки на поднос или в плоскую коробку. Ребенок будет брать их по очереди и снова класть на место. В PEKiP-группах малыши тоже любят играть в эту игру.
Во второй половине года жизни ребенок может поиграть, например, с такими предметами:
– емкостями различной величины и формы, полными и пустыми;
– стаканчиками из-под йогурта, ложками, венчиками для сбивания, ситом, кастрюлями, мисками, крышками, коробками;
– подушками, полотенцами, платками и галстуками.
Прежде чем выбрасывать какой-нибудь предмет, спросите себя, не может ли он доставить радость вашему ребенку и не опасен ли он для него. Полиэтилен и прозрачную пленку лучше не давать ребенку, так как он может их проглотить.
Может быть, у вашего ребенка есть любимая игрушка, с которой он не расстается и засыпает вместе с ней. Пусть малыш побудет со своим «любимцем», в особенности тогда, когда ему приходится оставаться без вас. Ребенку, которому случается засыпать без вас, будет намного легче, если вы оставите ему свою личную вещь. Мой сын часто засыпал рядом с моей блузкой – так ему было легче успокоиться и заснуть.
Теперь ваш ребенок познает объем.
PEKiP Коробка с отверстием
Вырежьте в коробке из-под обуви дырку. Она должна быть такой величины, чтобы ребенок смог просунуть туда руку. Заполните коробку кубиками. Малыш будет запускать руку в коробку и вынимать кубики.
PEKiP Ребенок берет в каждую руку по игрушке
Дадим малышу, лежащему на спине, в каждую руку по кубику. Ребенок стучит ими друг о друга и радуется звукам.
Если мы дадим ему два платка или платок и кубик, ребенок не сможет извлечь никаких звуков. Можно комментировать его действия: «Как странно, ты стучишь двумя платками и ничего не слышно. А с кубиками совсем не так. Надо же, как громко они стучат».
PEKiP Ребенок перемещается назад
Малыш лежит на животе. Обычно мы кладем игрушку перед ребенком так, чтобы он хорошо ее видел, но не мог сразу до нее дотянуться. Он пытается схватить игрушку, отталкивается руками и вдруг начинает ползти назад. Чем сильнее ребенок пытается добраться до игрушки, тем дальше от нее оказывается. Разумеется, это очень обидно. В таком случае мы можем положить игрушку сбоку, около бедра ребенка. Ребенок радуется: все-таки он ее достал!
Ребенок ползет так потому, что, опираясь на вытянутые руки, всем телом делает рывок назад. Мы поможем ребенку, если скажем ему, что понимаем, из-за чего он сердится.
В такой ситуации можно приложить руку к ступням ребенка, чтобы он не отползал назад. Тогда малыш сможет достать игрушку и обрадуется. Так у него начнет складываться представление о том, как двигаться вперед.
У некоторых детей эта фаза продолжается довольно долго, пока они каким-то образом не найдут способ передвижения вперед. Есть дети, у которых такой способ передвижения назад со временем переходит в ползание вперед, напоминающее движение гусеницы-землемера. Малыш упирается руками перед собой и бросается вперед. Затем он снова поднимается на руках и снова бросается вперед. Это один из многих возможных способов передвижения. Некоторые дети развивают при этом невиданную скорость.
Попробуйте так поползать. Это непростое, но очень хорошее гимнастическое упражнение. Дети должны уверенно держать голову, чтобы не упасть лицом вниз.
PEKiP Игры с ножками
В этом возрасте, лежа на спине, ребенок охотно играет со своими ножками. Если он еще не может до них дотянуться, наденьте на них носки. Он потянет за носок и приблизит ногу ко рту. Многие дети в конце концов дотянут ножки до рта. Благодаря этой игре укрепляются тазобедренные суставы.
PEKiP Ребенок тянется к игрушке
Когда ребенок лежит на животе, он часто касается пола только нижней частью туловища. Если мы протягиваем ему игрушку сверху, он опирается одной рукой об пол, а другой пытается схватить игрушку. При этом положение тела смещается относительно средней линии, и, чтобы не опрокинуться, ребенок опирается об пол коленом.
PEKiP Ребенок подтягивается, держась за колечки
Если малыш крепко держится за наши пальцы, когда мы стремимся его посадить, можно протянуть ему два кольца, чтобы он ухватился за них. Так он учится полагаться на свои собственные силы.
Мама держит кольца в одной руке, а другая рука находится у спины ребенка, не касаясь ее, на случай, если малыш оставит кольцо и начнет падать на спину. Когда ребенок почти достиг сидячего положения, мы медленно отводим кольца назад и осторожно кладем ребенка на спинку, как показано на фотографии.
Для развития мускулатуры полезны ритмичные движения. Мы побуждаем малыша подниматься до сидячего положения, но не сидеть. Самостоятельно садиться ребенок будет только после того, как научится ползать. Можно облегчить ребенку переход из полусидячего положения в лежачее, слегка раскачивая его вперед-назад или из стороны в сторону. Детей это очень радует. Ребенок, уже знакомый с этой игрой, будет крепко держаться за кольца, чтобы не упасть. Со временем он сможет держаться за кольца одной рукой.
PEKiP Ребенок опирается на локоть
Мы держим игрушку над ребенком, лежащим на боку. Малыш поднимает голову и приподнимается, опираясь на локоть, чтобы другой рукой схватить игрушку. Вдобавок к этому, чтобы удержать равновесие, он опирается ногой.
КАК РЕБЕНОК УЧИТСЯ САДИТЬСЯ
Часто говорят, что дети учатся сидеть до того, как начнут ползать. Многие родители думают, что если ребенок подтягивается, взявшись за руки взрослого, значит он готов к тому, чтобы сидеть. Тянуться к протянутым рукам – нормальная реакция пяти-, шестимесячного ребенка, когда он тянет к себе всё, до чего может достать руками, например, притягивает собственные ступни к животу. Прежде, чем малыш сможет сидеть сам, он научится движениям, которые необходимы, чтобы самостоятельно садиться и затем возвращаться в исходное положение.
Не следует преждевременно сажать ребенка, чтобы не нарушать естественный ход развития.
В этот период мышцы спины и живота еще недостаточно развиты. Кроме того, малыш еще не научился сидя поддерживать себя, опираясь на руку, поэтому он заваливается на бок, на спину или вперед. Ему очень трудно поддерживать вертикальное положение. Чтобы предохранить себя от падения и от ушиба, он сидит криво – некоторые родители поддерживают ребенка подушками. Этим они ограждают ребенка от падения, но не от возможного искривления позвоночника. Не стоит забывать, что сидящий малыш лишен возможности совершать многие полезные движения, которые он проделывает лежа: перекатывание, вытягивание, потягивание, вращение вокруг своей оси.
Моя Тадея действительно очень любит сидеть. Я не могу ее положить, она сразу начинает плакать. Сначала я сидела позади нее, чтобы она не опрокинулась, но я же не могу сидеть с ней целый день. Поэтому я обкладываю ее подушками, чтобы она не упала. И тогда она сидит совершенно неподвижно. Мне кажется, она боится упасть. Если у нее падает игрушка, она плачет. Я постоянно занимаюсь тем, что поднимаю игрушку и подкладываю обратно (Хана, 34, учительница).
Хана думает, что поступает правильно. Ее малышка в таком возрасте, когда дети становятся более самостоятельными. Но всё равно, когда Тадея не может взять игрушку, ей нужно, чтобы мама поучаствовала в игре. Устав от сидения, она зовет на помощь маму или намеренно валится набок, чтобы принять лежачее положение. Получается, что мама сама сделала так, чтобы дочка от нее зависела, «привязала» к себе.
Конечно, должно пройти какое-то время, прежде чем ребенок научится комфортно чувствовать себя, лежа на полу, и играть один: всё время подзывать маму привычно для малыша. Когда же ребенок наконец научится садиться из положения «лежа на боку» или «стоя на четвереньках» и снова занимать другие позиции, он сам откроет в себе способность сидеть. Этот опыт укрепит в нем уверенность в себе.
Когда мы кладем ребенка на спину или на живот, он часто играет самостоятельно. Не перегружая мышцы туловища, он тренирует именно те из них, которые впоследствии помогут ему сесть. С шести месяцев, лежа на животе, малыш широко расставляет локти и опирается на ладони. С каждым подтягиванием вверх укрепляются мышцы спины. Лягте сами на пол в такой позе, и вы почувствуете, как напрягутся мышцы вашей спины. В этом возрасте, лежа на спине, ребенок часто поднимает ноги вверх. Так он тренирует мышцы живота. Попробуйте и сами проделать такое упражнение.
Сначала малыш учится садиться из положения «лежа на спине» и на боку. Посмотрите на фотографию на следующей странице. Нога ребенка образует почти прямой угол по отношению к телу. Переворачиваясь со спины на живот, ребенок тренирует способность вращения, которая играет большую роль в умении садиться.
Ребенок только тогда созрел для сидения, когда он может сесть самостоятельно. Нельзя сажать его только потому, что он достиг соответствующего возраста по таблице возрастных норм, игнорируя его индивидуальную зрелость.
Поддерживать следует только те движения, которые соответствуют состоянию индивидуального развития, а оно, естественно, варьируется у разных детей. Таблицы дают средние значения, которые лишь помогают ориентироваться.
Ребенок осваивает лежание на боку, приподнимая верхнюю часть туловища, при этом опирается на нижнюю руку. Верхняя рука движется свободно, ребенок использует ее для игры.
Со временем ребенок всё меньше и меньше опирается на всю руку, пока не начнет опираться только ладонями. Он поднимается всё выше и, наконец, свободно сидит. Если он, сидя, вдруг потеряет равновесие, то сразу же обопрется о пол рукой и не упадет. Эта реакция, возникающая во второй половине года жизни ребенка, помогает во взрослом возрасте уберечься от травмы при падении.
Научившись свободно садиться, малыш легко перекатывается на бок и вновь ложится на пол. Он помогает себе руками, ладонями и совершает довольно сложные перевороты.
Многие дети сначала начинают ползать, а потом уже садиться. Они уже научились двигаться так, чтобы удерживать свой вес, опираясь на руки и ноги. Мышцы укрепляются, и ребенок, который научился хорошо ползать, уже может самостоятельно сесть, вернуться в положение лежа, а потом встать на коленки.
Ползая, малыш сильнее опирается на руку с одной стороны; с этой же стороны он может сесть, а потом встать на четвереньки. Он учится переходить из одного положения в другое без посторонней помощи. Есть множество возможностей, которые дети используют, сидя на попке или на коленках.
PEKIP Ребенок бросает предметы вниз
В этом возрасте дети любят сбрасывать на пол разные предметы и радуются, когда нам снова и снова приходится их поднимать. Если вы устали нагибаться, скажите малышу, что теперь он сам может поднять с пола, к примеру, ложку, и поднесите ребенка поближе к ней.
Может быть, ребенок снова бросит ложку. Если вы и на этот раз поднимете ложку сами, то он, по всей вероятности, заметит, что ваши слова расходятся с делом, и вспомнит об этом в других ситуациях. Дайте ребенку возможность поиграть теперь с ложкой на полу.
PEKiP Малыш играет с разными на ощупь предметами
Пусть ребенок поиграет не только с мягкими и гладкими предметами, но и узнает, каковы на ощупь жесткие и шершавые. Это может быть, к примеру, чистая одежная щетка. Ребенок возьмет ее в рот и, наверное, долго не выпустит, потому что его губы почувствуют нечто необычное. Он осторожно ощупает этот «колючий» предмет и будет некоторое время играть с ним. Теперь дайте ребенку что-нибудь твердое и неровное (например, поддон от мыльницы с пупырышками), пусть ребенок сравнит их и почувствует разницу.
Мы даем ребенку предметы по очереди, чтобы он мог наиболее полно изучить каждый в отдельности.
Никогда не давайте ребенку слишком много предметов одновременно и не прерывайте его, когда он занят изучением новых предметов. Только так у него будет развиваться способность к концентрации внимания. Не забывайте, что дети любят повторения и нуждаются в них.
PEKiP Малыш играет с лентами
В этом возрасте дети обожают играть с различными шнурками и лентами. Они с особенным интересом разглядывают ленты, лежащие в шкатулке, вытягивают и разматывают их. Но не оставляйте ребенка без присмотра при игре с этими предметами.
PEKiP Малыш сползает с мамы
Если ребенок начинает ползать, подбадривайте его и побуждайте к самостоятельным движениям. Это можно делать, лежа на полу и положив малыша себе на грудь. Мы показываем ему игрушку, которая находится неподалеку. Мы разговариваем с ребенком и предлагаем ему достать игрушку.
Малыш пытается оттолкнуться от вас и добраться до игрушки. Придерживайте его за спинку или попку, чтобы он не упал при этом. Следите за тем, чтобы ребенок получал не больше помощи, чем ему необходимо.
PEKiP Игра в «ку-ку»
Накройте свое лицо платком и склонитесь над малышом. Он хватает платок, стягивает его с лица и радуется, увидев вас. Дети с удовольствием по многу раз играют в эту игру.
Можно положить платок на лицо ребенку. Сначала возьмите прозрачный платок, чтобы не испугать его. Если малышу нравится эта игра, можно взять платок поплотнее и побольше, тогда он будет закрывать малыша дольше, пока тот не стянет его с себя.
Сняв с себя платок и увидев маму, малыш радостно смеется.
Во втором полугодии родители и дети всё больше обмениваются во время игры разного рода жестами, выясняя, понимают ли они друг друга. Иногда инициативу берут на себя взрослые, но часто она принадлежит и детям. В этом возрасте ребенок уже может понять, чего хотят от него близкие люди, и учится отвечать им. На фотографии ребенок с радостью играет в прятки с отцом и сам отводит руки от его лица.
На первом году жизни дети «разговаривают» не только с близкими им людьми, но и с игрушками. Обычно, общаясь с игрушками, дети несколько повышают голос. Изменение высоты голоса малыша мы можем заметить и тогда, когда игра идет не так, как ему бы хотелось.
Теперь ребенок уже различает игры и показывает, какие ему больше нравятся. Продлите игру, если она доставляет малышу радость, если он активен и сосредоточен на игре.
Даже если вы очень заняты на работе, постарайтесь выкроить какое-то время, чтобы позаниматься и поиграть с ребенком.
Дети очень любят слушать песенки и потешки, например:
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку!
Шу! Полетели, на головку сели.
Хлопайте вместе в ладоши и кладите руки себе на голову. В конце первого года дети уже могут поднимать ручки к голове.
Важно петь ребенку одни и те же песенки по многу раз, а также играть несколько раз в одну и ту же игру, чтобы песенки и игры стали для малыша узнаваемы, понятны и он мог бы их повторять вместе с вами.
Некоторые дети в этом возрасте уже умеют здороваться и прощаться жестами, они радостно приветствуют близких им людей. Большое удовольствие доставляют игры с пальчиками.
Наш Феликс раньше всегда радовался, когда мои родители приходили к нам в гости. А теперь он начинает плакать, если они хотят взять его на руки. Они очень расстраиваются и, несмотря на его сопротивление, все-таки берут его на руки, а я этого не хочу (Кристина, 31 год, социальный работник).
Это так называемое «отчуждение» наступает у некоторых малышей в трехмесячном возрасте, у кого-то позже, а есть дети, в развитии которых эта фаза едва выражена.
Чаще всего подобные изменения в поведении малыша бывают между 7-м и 9-м месяцем. Ребенок может отворачиваться даже от матери, хотя он всё время нуждается в ней, чтобы не попадать в опасные ситуации.
Ребенок, который почти всегда находится в кругу своей семьи, больше стесняется незнакомых людей, чем ребенок, который часто вместе с родителями оказывается в окружении других взрослых.
Не принимайте близко к сердцу это отношение вашего ребенка. Дайте ему возможность самому решать, насколько близко он хочет познакомиться с другими людьми. Даже бабушка, которая не живет вместе с вами, поначалу покажется малышу чужой. Ребенку, который в этом возрасте не умеет отличить близких от чужих, потом будет трудно решить, с какими людьми ему стоит дружить, а с какими нет, а это очень важно.
Раньше считали, что дети только на втором году жизни могут отличить знакомых людей от незнакомых. Но впоследствии было установлено, что уже в первые недели жизни ребенок прекрасно знает своих родителей ([4] с. 65).
Во втором полугодии головной мозг продолжают развиваться. Левое полушарие в большей степени «специализируется» на мышлении и речи, а правое – на ощущении и восприятии. Благодаря этому малыш начинает по-разному реагировать на различную информацию. Он внимательно рассматривает людей и решает, кто может стать ему близким.
Дети очень любопытны и любят знакомиться с чужими людьми, особенно когда им предоставляют возможность самим решать, насколько они хотят сближаться со взрослыми.
В этом возрасте ребенку особенно нужно пристальное внимание самых близких ему людей – его родителей. Очень важно, чтобы малыш распознавал чужих. Ребенок, умеющий ползать, способен уползти от матери и потеряться. Если он будет легко сближаться с любым незнакомцем, то может оказаться в опасном положении.
Если бабушку расстраивает, что малыш не хочет с ней оставаться, объясните ей, что он вовсе не плохо к ней относится, просто давно не видел и забыл ее. Некоторые дети дичатся даже отца, если его целый день нет дома. Если ребенок относится к «чужим» соответственно и постепенно начинает различать, кто ему близкий человек, а кто нет, значит, он сделал большой шаг вперед в психологическом развитии.
Если вы примете это как должное, ребенок вскоре сам начнет искать контакт с другими людьми.