Город рождения не выбирают
Обо мнеНорильск- самый северный, самый ветренный и неожиданный город на Земле. Дальше только Полюс. О нём много написано и снято репортажей. Последний, Елены Чернышовой, зацепил меня больше всего, потому что она запечатлела город таким, каким я помню его из детства.

Отснятому материалу уже 2-3 года, а из Норильска мы уехали в январе 1996 года: за это время город ещё пообносился. Я больше ни разу там не была. Странное это дело- брать билеты в один конец. Я до сих пор помню то первое утро в гостинице аэропорта в Москве. С койки мне открылся вид из окна: залитая солнцем берёза, слегка припорошенная снегом, на фоне лазурного неба... картина Васнецова "Грачи прилетели". Для нас, Норильчан, это была настоящая весна.
Все фотографии взяты с сайта Елены Чернышовой, вот здесь её же очень интересный текст с фактами о Норильске, я бы хотела пройтись по фотография с личными комментариями и воспоминаниями.

На фотографии ниже изображено расстояние между домами. Улицы освещены звёздами, Северным сиянием, искуственным освещением дорог и светом из окон. Ах, эти окна... бывало ляжешь на сугроб, а он до третьего этажа высотой был, и рассматриваешь. На фоне чернильного неба вырисовываются узоры из "зажжённых" окон, морозный воздух вычерчивает их с особой резкостью, так, что видно их до следующего микрорайона.

Разрушенные дома как призраки остаются стоять. Натиску подобных климатических условий сдаются прежде всего постройки и техника.
Норильчан так быстро не сломаешъ. Уже детьми усваиваются правила безопасности. В сильный мороз прятать всё! Шапку глубоко на лоб, шаль до глаз, следить, не появляются ли белые пятна на открытых частях лица- первые признаки обморожения кожи. Если нам предстоял более долгий пеший поход, мама намазывала нам лица густым гусиным жиром. Если начинают неметь пальцы ног или рук- сразу в подъезд (они у нас были сильно отапливаемыми), иначе можно отморозитъ. Не облизывать металлические предметы на улице- язык примерзает мгновенно, всей плоскостью:) Пьяным на улицу тоже лучше не выходить: упал в снег, сразу не встал, уснул и замёрз. В этом городе нет бомжей:))

Озеро Долгое и хребты Путаран, мои первые горы:)) 

Природа...:))) Ещё в моём детстве экологическое положение города было значительно лучше, сейчас вокруг него пустыня: 2 миллиона тонн вредных веществ в атмосферу, из которых 98 процентов приходится на двуокись серы. Земля вызжена. Количество больных раком людей непропорционально и норильчане живут в среднем на 10 лет меньше.

Норильск строился руками ГУЛАГовцев и своим петербургским центром обязан архитекторам-ленинградцам, отбывавшие здесь срок. 
Панельные дома- самый распространённый вид жилья, в стыки дуло безбожно:))
Очень знакомая мне картина: прорвало трубу водонабжения горячей водой и отоплением. Опасность состояла в том, что протёкшая в подвал горячая вода, размораживала сваи, на которых без прочего фундамента возвышался дом. 
Покинутый дом в аварийном состоянии 
Торец панельного дома виднеется из-за сугроба

"Поездка на работу - самая настоящая экспедиция. Комбинат «Надежда» находится в 12 километрах от города. Дорога проходит через открытую тундру, где бушуют не знающие преград ветра. Во время пурги видимость нулевая, проезд закрывается для легкового транспорта, и передвигаться можно только со специальным разрешением штаба «Шторм». Тогда с автовокзала два-три раза в день отправляются колонны из 15−20 автобусов: если один из них сломается, пассажиров можно эвакуировать в соседний.
«И так у нас может быть и два, и три раза в неделю, - усмехается 50-летний металлург Василий на остановке. - Такая пурга не редкость. Вот и жду колонну с пяти вечера, как смена закончилась». На электронных часах мигает 00:10. «Бывает, не успеешь на автобус, пурга утихнет, и идешь пешком до города, - продолжает он. - К утру как раз добираешься. Ну, а если смена с утра, так и ночуешь на заводе. Иной раз и колонна пройти не может. Всех высаживают на «Надежде», греют в столовых, чаем поят»".(выдержка из текста Е. Чернышовой) 
Это где-то в центре Норильска, на сильном морозе парят проложенные трубы и люки.
А это не улица призраков, как может показаться, а пешеходня дорога. Силу ветра можно оценить по сумкам и шарфам. Обычное явление. В дни с особо сильным ветром приходилось передвигаться между порывами ветра: добежишь до какого-нибудъ скрытого места, переждёшь порыв и бегом к следующему месту. Между домами эффект ветра усиливался ещё больше, порой на него можно было лечь, как на невидимую опору... 
Так выглядели наши окна почти всегда:) 
Цветам и рыбкам вешали дополнительное освещение в комнате, в прочих условиях им было не выжитъ.
И у нас в ванной комнате висела такая лампа, потому что коже не хватало ультравиолета в условиях почти круглогодичной зимы и Полярной ночи.
У меня не осталось мрачных воспоминаний о Норильске. Мы ходили на лыжах в тундру, которая начиналась сразу за чертой города, ели самую вкусную северную рыбу и оленину, мы видели Северное сияние много раз:))) Мы видели самое тёмное и глубокое небо на свете, полное брильянтовых звёзд. Мы очень много мечтали и фантазировали, потому что почти вся жизнь проходила в четырёх стенах. Мы видели очень-очень много снега и вырывали в сугробах снежные пещеры. Мы долго лежали на снегу (в тёплые дни, т.е. при минус 30:))) и рассматривали окна домов. Мы катались с горок в ледяных городках, выстроенных к празднованию Нового года. В Норильске была самая красивая и самая короткая осень, по краскам схожая с осенью в Канаде. Первые лучи солнца на горизонте в феврале, всего лишь розовая полоска, половодье ручьёв по льду во дворе весной...
Не претендую на объективность, сложно мне отделить Норильск от детства. Знаю точно, что закончилосъ оно на следующий день после перелёта в Москву, но красиво закончилось- картиной Васнецова...
спасибо