Горная Ингушетия
ПутешествияДвухдневная поездка моего мужа, поэтому фото его, комментарии мои.


И место, которое мне приглянулось для дальнейших путешествий.
Месторасположение: примерно 40 км от Владикавказа, 240 км от КавМинВод до курорта Армхи, который мы и собираемся посетить. Жить мы собираемся здесь. Это горнолыжный курорт, летом просто пансионат. Нам удобно, так как мы ездим на море в Грузию, а русско-грузинская граница тоже около Владикавказа.
Все достопримечательности находятся недалеко от этого места, в инете есть множество карт, схем и разъяснений как куда добраться пешком.
Что там делать: гулять, дышать, побыть в тишине. Посмотреть природу, не тронутую руками человека. Посмотреть башенные комплексы 9 -10 веков. Мы планируем совершить восхождение на Столовую гору. Туристов практически нет, так что полный релакс гарантируется.
Дорога впечатляет не только пейзажами, но и своим качеством

Муж сказал, что лучше чем эта дорога в России он пока не встречал. Идеальный асфальт )

Въезд в Ингушетию выглядит так. На КПП проверяют паспорта. Впрочем, на границе Кабардино-Балкарии и Северной Осетии тоже проверяют документы, так что это нормально.

Дорога проходит вдоль такой вот красоты


Первая остановка - Ляжгинский водопад. Образует его левый приток реки Архми, всего лишь ручей, который называется Ляжги.

Тропочка к нему

Сказочный лес

Мостик

А потом бах, и такая вот красота. Дух захватывает даже по фото. И на такое способен обычный ручей!

Ездили когда-нибудь туристической группой на водопады? Когда человек 50 около него, человек 20 уже в нем, гомон, фото на фоне водопада, что-то продают, что-то жарят рядом ... Думаю все ездили. Просто сравните, что бывает по-другому )


Вид сверху

Пороги внизу


Растительность


Камушки нападали

Питает эту реку ледник горы Малчечкорт, высота которой 3670 метров, поэтому вода чистейшая, её можно пить.


Следующая остановка - ингушские башенные комплексы. Их множество, самые известные и большие Эгикал, Эрзи, Вовнушки.

У ингушей, как и у многие горных народов, клановая система. Каждый род (или тейп) строил свою башню. Основной период строительства башен 10-15 вв. Если перевести самоназвание ингушей "Галгай", то так и получится - "люди башен".
Строили башни не только для обороны, но и для поддержания чести рода, фамилии. Не имеющий свою башню, не мог чувствовать себя равным среди других.
Например, при выборе жениха для девушки не богатство и деньги играли роль, а наличие у него своей башни и своего могильника. Есть где жить, и есть где умереть.

Башни были двух видов - боевые и жилые.

Жилые башни более приземистые и насчитывали два этажа: на первом этаже размещался скот, на втором жили люди.
Вход на боевую башню был только со второго этажа по приставной лестнице, окна всех этажей располагались друг над другом на одной линии, наверху боевой балкончик, с которого летели камни и стрелы. Толщина стен башни у основания башни составляли 1 метр, высота башни примерно 25-30 метров. Взять такую башню штурмом было практически нереально.

Существовали целые тейпы (фамилии), которые специализировались на постройке башен. Строили они их не только на территории Ингушетии, но и в соседних Грузии и Осетии. Но существует классическая ингушская башня "вов", которую ни один мастер не имел права строить за пределами Ингушетии.

Строили башни из камней, которые тесали железными теслами. Чтобы разделать большие глыбы на блоки по нужной линии высверливали отверстия и заливали их водой. В мороз камень трескался по нужной линии. Блоки подтаскивали к месту строительства.

В каждом селении был свой "город мертвых" - склепы, могильники, святилища. Как и башни, склепы были фамильными. Если человек умирал далеко от своего дома, то его всё равно везли хоронить в свое село, в свой могильник, даже если путь занимал несколько дней.
Строились могильники недалеко от жилых построек, чтобы человек не забывал о конце жизни и совершенствовании своей души.
Вот так они выглядели


Башни защищали от врагов, но увы кроме врагов людей постигали неведомые для того времени болезни, тиф и чума. Во время эпидемий заболевшие уходили жить в "солнечные могильники" вплоть до своей кончины или полного выздоровления. Заболевшим родственники приносили еду и травяные настои и передавали на длинной палке.

А "солнечными" их называли потому, что у ингушей было поверье, что день и ночь для мертвых и живых поменялись местами, и когда у нас ночь, у умерших светит солнце.
Внутри могильника


Вот так рядом жизнь и смерть, фамильные башни и фамильные могильники.
В религии тоже всё очень тесно переплелось. Изначально ингуши были язычниками и поклонялись и тотемным животным (орел, волк, священная птица удод), и природным явлениям, солнцу и ветру, и магии огня, и конечно горам, которые их окружали. Верили в магические обряды, в то, что человеку можно навести вред словом или взглядом. А самым страшным проклятием было "пусть погаснет очаг твоего сердца".
Умерших хоронили не раньше 3 дней после смерти, так как считалось что дух умершего 3 дня остается на земле. И это всё много-много веков назад, а мы живем в 21 веке, в другой стране, с другой религией, и считается всё тоже самое.
Основным местом языческих культов была Столовая гора или Маьт-Лоам, так называли ее в древности.

Гора преграждала путь холодным ветрам и считалась священной. В день летнего солнцестояния там устраивался праздник, съезжались жители соседних регионов, Осетии, грузинской Хевсуретии и Тушети, приносились жертвенные животные и возносились молитвы об урожае и плодородии земли.
Последний жрец в Ингушетии исполнял свои обязанности вплоть до 20-х гг 20 века!!! И было ему 157 лет )
Вот так выглядит Столовая гора, высота 3003 метра. На высота 2560 метров находится древний языческий храм Мят-Сели.

Подъем на нее довольно пологий, за день можно совершить и восхождение и спуск.
Хотим попробовать ) придумали это как идею "совершить что-то необычное в год нашего с мужем 40-летия" )) ну вот надеюсь, удастся! От погоды зависит я думаю.
А погода в горах меняется часто


Если вдруг кому-то тоже интересно, то вот здесь написано всё про организацию подъема самостоятельно.

В Ингушетии находится один из древнейших христианских храмов на территории современной России - Тхаба Ерды. Точная дата строительства неизвестна, но предположительно это 8-9 века. Храм похож на армянские и грузинские церкви того времени.

Христианство проникло в Ингушетию со стороны Грузии, и до принятия ислама на протяжении почти 1000 лет ингуши исповедовали христианство с элементами язычества. Или наоборот - язычество с элементами христианства.
С исламом, который ингуши приняли в 1850 году, тоже всё очень интересно. Неоднократно ингуши отбивали имама Шамиля, который силой хотел навязать им свою веру и законы, а также арабов и монголо-татар. Ингуши стояли насмерть, защищая свои земли. А спустя тысячу лет они сами принимают ислам, добровольно.
Красивые земли, красивые горы, гостеприимные люди - такое впечатление у моего мужа осталось от этой поездки.


