Все мы родом из детства
лекцииЯ тут вот таким делом занялась - по просьбам наших блогеров собралась с силами выложить свои университетские конспекты с очень-преочень интересной и полезной информацией о детях и их психическом здоровье. И так получилось,что в сообществах о воспитании от года до трёх и от трёх до шести уже несколько постов выложила. А тут тема такая - о развитии деток до года - никак туда не лепится! Поэтому оставляю пост здесь, а кто заинтересуется - дам в нагрузку перекрёстные ссылки
Спасибо всем, кто заглянул сюда!
Ссылки:
Лекция 1, ч.1 Почему бесполезно лить новое вино в старые бурдюки?
Лекция 1, ч.2 О Темпераменте и Своевременности воспитательных моментов
Лекция 2, ч.1 Корень проблемы ищи в себе!
Лекция 2, ч.2 НЕПРАВИЛЬНОЕ воспитание и его типы
Итак, начнём)
Лекция №3 ,ч. 1
Процесс становления личности – процесс сложный. Как же вовремя заметить возможные отклонения и выбрать мудрую позицию в отношении малыша, особенно в кризисные периоды? Об этом и поговорим сегодня.
Итак, о периодах психического развития ребёнка и приобретениях, свойственных каждому периоду. Как всегда, попутно, основные рекомендации для родителей и моменты, о которых очень важно помнить!
I ПЕРИОД психического развития (0-5 мес.) – Период формирования отношений в системе МАТЬ-ДИТЯ
Приобретения (вариант нормы)
К 10 дню. 1. Пытается поднять голову, лежа на животике
2. Задерживает взгляд на глазах матери, на ярком предмете.
В 2 недели. Различает (рефлекторно) тихие и резкие звуки.
1, 5 мес. 1. Удерживает головку.
2. Пытается сосредоточить внимание на предмете, который находится перед глазами.
3. Заметна реакция удивления (1-е ЧУДО – основа основ любого познания).
4. Различает (рефлекторно) интонацию и мимику, ободрение и порицание.
Рекомендации: А. На протяжении раннего детства для нормального развития ребёнка крайне важен режим сна, бодрствования ,кормления и прогулок.
Б. Незаменимы тёплые, ласковые интонации.
2-2,5 мес. 1. Уже выражает гримасой протест, неудовольствие.
2. Пытается следить за движущимся предметом.
3. Заметны предпосылки речи – гуление, воркование.
3 мес. 1. Прочно удерживает головку.
2. Реагирует на звуки, ищет их источник.
3. Начинает подражать взрослым ,пытается ударить рукой по погремушке. (Это ценно ,так как подражание – основа развития самостоятельности.)
4. Начинает формироваться эмоция страха. (Это ценное качество в рамках инстинкта самосохранения; в нём есть что-то, что защищает от испуга.)
5. Появляется капризное хныканье. (Так ребёнок сигнализирует о своих нуждах).
Рекомендации. А. Следует выявить причины хныканья и устранить их.
Б. Не допускать «сюсюканья», даже если ребёнок болен. Изнеживание и «сюсюканье» мгновенно улавливаются ребёнком и подсознательно связываются с поблажками и особым отношением. Будучи здоровым, такой малыш поведёт себя, как больной, требуя от родителей постоянной жалости и поблажек. Так начинается ИСТЕРИЧНОСТЬ.
4 мес. 1. Окончательно выделяет мать из всех окружающих.
2. На присутствие матери реагирует комплексом «оживления»: радуется ей ,улыбается, всплескивает ручками, быстро двигает ножками, гулит, воркочет, лепечет. Ребёнок уже ЭМОЦИОНАЛЕН.
Важно помнить!
1. Эмоциональность – движущая сила умственного развития ребёнка в этом возрасте.
2. Решающим условием воспитания эмоциональности ребёнка является ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МАТЕРИ. Чем богаче её внутренний мир, тем богаче и внутренний мир её ребёнка.
3. Не следует превращать естественное нежное отношение к ребёнку в изнеженность, иначе ребёнок «поработит» семью, и в первую очередь – мать.
II ПЕРИОД психического развития (5-12 мес.) – Период бурного развития двигательных навыков.
ПРИОБРЕТЕНИЯ (вариант нормы):
5-5,5 мес. 1. Манипулируя игрушками, ребёнок САМ её выбирает и не просто смотрит на неё, а сосредоточенно, с ИНТЕРЕСОМ и ВНИМАНИЕМ рассматривает её ,тащит в рот, пробует на вкус, что способствует о способности малыша КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ. Это волевой познавательный акт, ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТА (2-е ЧУДО!)
Важно помнить!
1. Ребёнок способен 10-15 мин следить за перемещающимся предметом.
2. Отсутствие у малыша устойчивого интереса и желания заниматься игрушками свидетельствует а) о наличии формирования в характере поверхностности, отвлекаемости ,несерьёзности; 2) о возможной задержке умственного развития.
6 мес. 1. Стремится освободить ручки (т.к. пробуждается инстинкт исследователя).
2. Начинает ползать. (Пополз – значит СОЗРЕЛ не только физически, но и УМСТВЕННО. Ползая, ребёнок развивается ,подготавливается к ходьбе)
7 мес. 1. Это период повышенной чувствительности психики к определённым внешним воздействиям, которые НЕОБРАТИМО запечатляются и серьёзно влияют на ВСЕ будущее поведение ребёнка. (Феномен такого запечатления в психологии назвается ИМПРИНТИНГОМ).
2. Различает близких (т.е. «что-то» постоянное) и всех остальных. (Способность различать и запоминать ПОСТОЯНСТВО ОБЪЕКТОВ составляет основу ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ ребёнка к одному или нескольким значимым для него людям).
3. Жажда познания поднимает малыша на «четвереньки».
4. Понимает обращённую к нему речь, и на вопросы: «Где мама?», «Где папа?» - ищет их взглядом.
5. Реагирует улыбкой на похвалу и обидой на порицание.
6. Начинает понимать смысл ограничения «нельзя».
Рекомендации:
1. Не следует молча тормошить ребёнка, как куклу, а необходимо всё объяснить, укрепляя ВАЖНОЕ понимание, КОГДА ИМ ДОВОЛЬНЫ, А КОГДА НЕТ (учитывая повышенную чувствительность психики к этим влияниям и «программирующий» инпринтинг-эффект).
2. Т.к. ребёнок реагирует на чужих людей испугом – им не следует брать его на руки ,пока он к ним не привыкнет.
8-9 мес. 1. Руки уже сводобны. Берёт игрушку, перекладывает её из руки в руку.
Рекомендация: Чтобы малыш бессмысленно не хватал и не разбрасывал игрушки, а СОСРЕДОТОЧЕННО их исследовал, целесообразно своевременно подкладывать ему новую игрушку.
Важно помнить! Сосредоточенность внимания, если её поощрять, обеспечит ребёнку будущие успехи в школе и в жизни.
2.Усваивает смысл ограничения «нельзя»
3. Знает своё имя, оборачивается на зов.
4. Начинает привставать, т.к. хочет видеть результаты своих усилий.
5. Может проявлять настырную истерическую требовательность.
Рекомендации:
1. Не следует потакать капризам ребёнка. Родителям целесообразно 1-2 раза выдержать истошный крик, чтобы истерика исчезла, не получив подкрепления.
2. Следует всемерно поощрять первые последующие УСИЛИЯ ребёнка на пути преодоления трудностей, не допуская у него выработки установки на взрослых, как на «скорую помощь».
10-11 мес. 1. Во взгляде проявляется пытливый интерес ко ВСЕМУ окружающему (ребёнок с умственной отсталостью тоже смотрит, но вяло, пассивно).
2. Ребёнок уже управляем или неуправляем.
3. Выполняет просьбу «Дай». (Находит и даёт знакомые предметы, это признак ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ I ступени развития самостоятельности).
4. Больше стремится к общению со сверстниками, НО это ещё не игра друг с другом, а РЯДОМ друг с другом.
Рекомендация: Родители должны следить за игрой детей, уберегая их от конфликтов, способствующих формированию таких черт характера ,как подозрительность и неуверенность.
Важно помнить! Если родители взаимно унижают и оскорбляют друг друга, то они становятся НЕ АВТОРИТЕТНЫМИ для ребёнка и немедленно «исключаются» им из процесса воспитания.
РЕЗЮМЕ: к 1 году
1. Должен быть разрешён 1-й психосоциальный кризис («доверчивость или подозрительность»), т.к. неудачное разрешение кризиса к положенном у времени приведёт к необходимости решать его противоречия в последующие периоды, что даётся гораздо труднее.
2. Окончательно усваивает смысл ограничения «нельзя».
3. Понимает речь ,использует 7-14 отдельных слов.
4. Состоялась 1 ступень развития самостоятельности – исполнительная активность.
5. Способен сосредоточенно заниматься одним делом до 15 мин.
6. Отношения между родителем и ребёнком строятся по принципу взаимной СИНХРОННОЙ привязанности друг к другу.
Основное приобретение к 1 году – ХОДЬБА.
Это 1-й ВЕЛИКИЙ МОМЕНТ в жизни ребёнка, позволяющий ему воспринимать МИР с разных точек обозрения, чего он раньше делать не мог.)
Ходьба смогла состояться благодаря важнейшему качеству, приобретённому ребёнком к году – СТРЕМЛЕНИЮ К ДЕЯТЕЛЬНОМУ СОСТОЯНИЮ.
Важно помнить!
У каждого ребёнка СВОЙ срок и час постижения!
Поэтому не следует стремиться к освоению умений и навыков последующего этапа (даже если пришло время), НЕ ОСВОИВ всего, что положено уметь и знать на предыдущем.
С началом «ходячего детства» возникает 2-й психосоциальный кризис ,суть которого «Независимость или стыд». Связан он с первым опытом обучения. А поскольку ребёнок овладевает в это время навыками чистоплотности и туалета, то разрешение кризиса определяется ОТНОШЕНИЕМ родителей к данной проблеме.
Важно помнить!
Терпение, поддержка, поощряющий контроль родителей помогут малышу спокойно освоить новые навыки и получить опыт независимости (свободы).
Во второй части будет продолжение о периодах психического развития деток 1-2-х и 2-3-х-летнего возраста.