Немного о подростковой литературе
Нина Дашевская - "
Тамара Крюкова - "
Книги
были в летнем программном чтении у старшего, поскольку я их раньше не
читала, а интересно, что дают читать современным детям, то тоже прочла,
благо, там чтения-то на пару вечеров. С Дашевской познакомилась впервые;
по "КостяНике" видела когда-то фильм ("КостяНика. Время лета"), но,
когда ребенок начал делиться впечатлениями, поняла, что или он чего-то
не понял, или я забыла, или фильм от книги сильно отличается (оказалось,
кстати, последнее).
Нина Дашевская - "Около музыки" (рекомендовано читателям от 11 лет)
От
называется, правильно писать о сложнейших подростковых и
общечеловеческих проблемах это нужно не просто уметь - для этого нужно
быть человеком с большой буквы. Аплодирую автору стоя.
По сути,
перед нами небольшой сборник рассказов, где жизнь героев преломляется
через музыку. Дашевская и сама музыкант, это видно. Её герои -
музыкально одаренные дети: для некоторых это благо, для других - бремя.
Здесь
про одиночество, недопонимание с родителями, первые неудобные
влюбленности, резкою инакость, невозможность вписаться в коллектив,
здесь даже про антисемитизм в очень простой и при этом пронзительной
форме.
Язык тоже выше всяких похвал. Учителю, который включил эту
вещь в рекомендуемое чтение, искренняя моя благодарность. Ребенку (12
лет) тоже очень понравилось, заинтересовался после прочтения сольфеджио
(не музыкант, математик; говорят, им обычно хорошо дается теория
музыки).
Лично я как открыла, так и не смогла закрыть, пока не
дочитала до конца. Мне думается, родителям детей сходного возраста
стоило бы прочесть. Книга не сладенькая, но и не модно-чернушная. Она
настоящая и правильная, впрочем, об этом я уже говорила.Цитаты
Когда тебе говорят, - да, у тебя реально уши торчат, но ты не дура, это круче, чем папино: "Сонечка у нас умница и красавица!"
Тамара Крюкова - "Костя+Ника"
КостяНику
я сперва не оценила. Фильм, который я видела гораздо раньше, впрочем,
на меня тоже особого впечатления не произвел, но из него хотя бы убрали
всю мистическую составляющую, которая в книге как-то внезапно и
непонятно сходят на нет. Фильм от потери мистической линии, которая в
книге то ли есть, то ли нет, ничего не потерял.
Тут, наверное, играет
роль тот факт, что книга, хоть и вышла в свет в начале двухтысячных,
написана еще в девяностых. Это я о реалиях жизни дачного поселка. Хотя
некоторые вещи логике не поддаются. Например, мне так и неясно, почему
мать главного героя, которая так-то живет в Москве, ведет себя, говорит и
рассуждает, как тетенька из очень глубокой глубинки (сорри за
тавтологию).
Мне книга напомнила мыльную оперу с поправкой на
условный возраст целевой аудитории (кстати, мне кажется, что он
несколько выше пресловутых 11-12 лет): любовные интрижки, причем, не
только подростков (возраст героев примерно14-16 лет; Нике и Косте по 15 -
это указано), но и их родителей, ссоры, пустое дачное времяпровождение с
пивом и картами (да, я о детях), разговорчики о сексе.
На этом
хотелось бы отдельно остановиться: я понимаю, что это, наверное,
жизненно, но словечки типа "сука" (не о собачках) и "гомик" мне в
подростковой литературе как-то режут глаз, тем паче, что они там не для
построения зримого образа, и для красного словца, эдакое заигрывание с
публикой.
Язык в общем не порадовал. Примитивно. Пусть для
подростков, но примитивно и от того путано и скучно. Кстати, для
подростков вполне себе можно писать красиво, вот хоть ту же Дашевскую
взять.
Понравились две сюжетные вещи: здесь показано, как и почему
подростки решаются на суицид и сложности взаимодействия
подростка-инвалида с коллективом. Вот ради этого опять-таки стоило бы
почитать и родителям.
Ребенку книга не понравилась: запутался в
сюжетных хитросплетениях, требовал "сурдоперевода", сиречь, кто кому кем
и кто кому что (я же говорю, сериал). Чрезмерный (истерический, я бы
сказала) накал эмоций его тоже раздражал (и меня).
Но вот тем для обсуждения нам с ним книга дала много, тут не поспоришь.