Самый детский день рождения
Ещё одна статья :) тоже - на случай, если вдруг кому надо :) Просьба при цитировании - ссылаться на издание :)
Как много детских игр Вы знаете?
Я без всякого затруднения навскидку могу
назвать и сиюминутно организовать 3-4 десятка самых разных игр: для большой
компании и не очень, спортивных и на смекалку, для помещения и для улицы, тихих
и ну очень громких… Нет, я не игротехник
и не аниматор. Просто у меня было очень, а по нынешним меркам - даже чересчур
счастливое детство, в котором мы с друзьями целыми днями торчали во дворе,
играя, бегая, веселясь и терроризируя старушек-соседок своими кричалками и
вопилками. С утра мы играли в «Светофор», перед обедом в «Войнушку», вместо
полдника – в «Казаки-разбойники», а на ужин - в «Английские прятки» и «Разрывные
цепи». И это я ещё не упомянула «Колечко», «Бабушка, распутай нас!» и прочую
«мелочь», которой мы забавились, пока для более серьёзных игрищ не собиралась
вся наша ватага. Ну, а обожаемые всеми девчонками резиночки? А мальчишеские «Слон»
и «Ножички»?...
Печально, но когда вопрос про игры я задала своей крестнице-третьекласснице, в ответ я услышала «Angry Birds» и «Alex Gordon». И никаких тебе «Чёртиков-ангелов» и «Штандера». Да и, признаться, ничего удивительного. Мало, кого из современных школьников, сегодня увидишь играющими во дворе. Максимум – по лавкам сидят с телефонами да свежим контентом обмениваются. Впрочем, старушки-соседки довольны – никаких визгов под окнами, помятых цветов и потоптанных клумб. Тишь да благодать!
Но разве ж это детство!
Вот и решила я, когда подошло время праздновать первый юбилей моей девочки, отказаться от обычной анимационной программы «Человек-паук» или «Принцессы-супергеройки» и устроить ей большое празднование с игрищами. Всё, думаю, дети повеселятся да игры новые узнают. Будет потом, чем себя на переменках занять.
Правда, от идеи настоящих дворовых игр – жаль!, - пришлось сразу отказаться – весна, слякоть, дожди… Для веселья мы арендовали небольшой зал размером с обычную школьную рекреацию и пригласили туда весь класс именинницы – без малого 30 человек.
К юбилею мы подготовили насыщенную программу, рассчитанную на 2,5-3 часа. В её основу легли самые обычные дворовые игры, в которые когда-то играли мы, а до того – наши родители, а до них – наши бабушки и дедушки. На самом деле, у многих дворовых игр – довольно солидная история, насчитывающая столетия. Взять хотя бы те же «Казаки-разбойники» или «Жмурки», известные по всей России. А потому составление программы, помимо прочего, представилось нам важнейшей миссией: сиим мы передавали потомкам нашим ценнейшие знания, доставшиеся нам от наших предков. И, главное, при всей своей ценности, эти знания были необыкновенно весёлыми и интересными. Так что передавать их было, не скрою, одно удовольствие!
Игровую программу мы разделили на пять основных блоков, где активное времяпрепровождение сменялось спокойным. И даже при такой формуле праздника от темы игр мы не отходили не на минуту.
Первый блок. Короткие игры. (30 мин.+)
Как мы вполне справедливо решили, все 30 человек на празднование одномоментно не соберутся. Как всегда будут «жаворонки», любящие приходить раньше урочного времени, и будут «совушки», которые опоздают на все полчаса. Однако пассивно ждать непунктуальных – унылая затея, а потому первый блок программы проводился нами по ходу ожидания «подтягивающихся». К конкретному времени начало программы мы привязывать не стали – решили стартовать, когда в сборе будут первые пять гостей праздника. До начала организованных игр ребята могли позабавиться заранее подготовленными нами бирюльками и прочими с виду незатейливыми, но на деле увлекательными игрушками. Окончание блока было намечено через полчаса после официального времени начала приёма. Естественно, отсутствие чётких временных рамок у первого блока требовало его максимальной мобильности, а потому заполнить его мы решили так называемыми «короткими играми» - непродолжительными, без серьёзного тематического состава, завершить которые можно было в любой момент. При этом важно было помнить, что основная функция данного блока – «разогрев» публики и её подготовка к дальнейшему довольно интенсивному погружению в дворовое детство.
Подобранные нами для первого блока игры были несложными в проведении и требовали участия лишь одного ведущего. Его основной задачей было объяснять правила и далее в процессе следить, чтобы они выполнялись. Каждой игре отводилось не более 7-10 минут. При этом важно было отслеживать интерес детей к текущему занятию. Как только он падал, следовало сменить игру. Впрочем, справедливости ради, отмечу, что такого в нашем случае не произошло ни разу. Маленькие гости оказались настолько благодарной публикой, что, казалось, они только того и ждали, чтобы с ними кто-нибудь поиграл. И хотя список заготовленных нами игр насчитывал не менее десяти позиций, на деле успели мы отыграть лишь в пять: «Кошки-мышки», «Бабушка, распутай нас!», «Платочек», «Вышибалы в кругу» и «Коршун и наседка». Согласитесь, ничего сверхоригинального – всё это известно большинству из нас с детства. И в то же время почти для всех наших гостей даже пресловутые «Кошки-мышки» стали настоящим открытием.
Второй блок. Поздравление. (10 мин.)
Игры играми, а у мероприятия нашего всё же был вполне конкретный повод – первый юбилей нашей девочки, и обойтись без поздравления никак было нельзя. Удивительно, но в русской игровой традиции оказалось довольно мало игр, связанных с именинами и днями рождениями. Помимо всем известного «Каравая», ничего интересного нам не встретилось ни на волнах нашей памяти, ни в доступных источниках. В то же время, «Каравай» - игра довольно специфическая, которая хорошо идёт на детей дошкольного возраста и категорию «16+», а вот для нашей целевой аудитории она подходила не совсем. Пришлось обратиться сразу к нескольким именинным традициям.
По завершении первого блока, мы собрали детей в круг, где, дав им время передохнуть от азарта игр, провели краткий экскурс в историю именин. Что за праздник, откуда взялся, как праздновался, пару интересных фактов – например, почему Матвей, Федя и Богдан – тёзки или зачем нашем пращурам были нужны сразу три имени. В завершение мы рассказали о довольно забавной русской традиции ломать над головой именинника пирог, дабы количеством крошек обозначить счастье и удачу, его ожидающих. Именно эту традицию мы и решили взять на вооружение на нашем празднике. Спев в хороводе полагающиеся строчки про «ширину» и «нижину», мы выбрали трёх ребят и с их помощью «осчастливили» нашу юбиляршу: двое держали над головой именинницы платок, оберегая её праздничный наряд, а третий под аплодисменты окружающих согласно традиции старательно ломал именинный пирог.
Третий блок. Большая игра (50 мин.)
Это был центральный блок нашей программы. Здесь нами предполагались любые командные игры, отвечающие двум основным требованиям: 1. они должны быть интересны для команд в 10-15 человек; 2. они могут проводиться в закрытом помещении на ограниченной территории. После долгих поисков, в ходе которых пришлось отказаться от довольно интересных стратегических «Казаков-разбойников» и ярких и артистичных «Чёртиков-ангелов», наш выбор пал на «Пограничников» и «День и ночь». Хороши они были помимо всего своим разным характером: если первая игра требовала малых скоростей, осторожности и аккуратности, то во второй дети набегались, напрыгались и заметно подустали. Пришло время для следующего блока, более спокойного.
Четвёртый блок. Мастер-классы (30 мин.)
И вновь мы здесь обратились к русским традициям, пригласив на творческую мастерскую резчика по дереву для мальчишек и красавицу-рукодельницу для девчат. Тема мастер-класса была общей для всех: народные игрушки. Только вот мастерили девочки тряпичных кукол, а мальчики - известных богородских «кузнецов». Результат своих трудов каждый унёс к себе домой. Сама же мастерская довольно благотворно повлияла на детвору, дав им возможность отдохнуть от активных игр и набраться сил перед решающим этапом.
Пятый блок. Молодецкие игры (30 мин.)
Само собой, с поделками все ребята справились не в один момент. Кто-то закончил раньше, кто-то позже. Да и подустали к тому моменту уже многие – один захотел перекусить, другой – передохнуть и поболтать с друзьями. Именно поэтому очередной блок нашей программы не требовал единовременного присутствия всех участников на площадке. Однако в том и была хитрость очередной вехи: соревновательная часть подразумевала постепенное втягивание гостей в игровой процесс. Никакой обязаловки: те, у кого запас сил не иссяк, первыми ринулись в бой; остальные, если и не участвовали, то вольно или невольно становились болельщиками. И как показала практика, только «болеть» долго не получалось – в итоге показать себя в соревнованиях захотел каждый.
На данном этапе девочек и мальчиков пришлось разделить. Для первых мы устроили первенства по резиночкам, скакалке и командному плетению кос из атласных лент, для вторых – традиционные русские забавы «Сорви шапку», «Вырви палку» и «Вытолкни за круг». Ох, как азартно сражалась наша ребятня! Шёл уже третий час игрищ, а энергия била ключом. Расходиться никто и не думал.
Поэтому, когда по закрытию турнирных таблиц наша именинница отправилась награждать победителей, по задним рядам пронёсся едва уловимый вздох: всем хотелось продолжения праздника. Но тут оказалось, что большой именинный торт давно простаивает, и вообще, неплохо бы подкрепиться…
Далее у ребят было ещё полчаса на «свободную программу», и они лишний раз убедили нас в правильности «выбранного курса». Наскоро поглотив по куску торта, дети разбежались по залу небольшими группками. Девчонки играли в резиночки, мальчишки пихались в кругу за шапку, кто-то организовал «Вышибалы», а кто-то тренировался на разведчика…
Миссия выполнена! И не только потому, что праздник ребятам запомнится надолго, но потому, что дворовые игры не затеряются среди популярных нынче консолей и игровых приставок. Всё-таки вкус настоящего счастливого детства никакой прогресс не заменит!
Игры с праздника:
1 блок:
«Кошки-мышки»
Количество играющих варьируется от 10 до 30 человек. Перед началом игры нужно выбрать двух водящих – «кошку» и «мышку». Остальные игроки встают в круг и берутся за руки. Мышка становится в круг, кошка остаётся за его пределами. Задача кошки – поймать мышку. Для этого она может подлезать под руки стоящих в кругу либо разрывать их цепь. Задача мышки – не попасться. Для этого она может перемещаться в кругу и за его пределами, не покидая, однако, его «орбиту». Стоящие в кругу игроки участвуют в игре, помогая мышке и препятствуя кошке. Впрочем, если мышка чем-то им насолила, то возможен и обратный вариант. Игра заканчивается, когда кошка ловит мышку. Далее традиционно пойманная мышка встаёт в общий круг игроков, среди которых, тем временем выбирается один новый водящий. Теперь он – кошка. А тот, кто исполнял эту роль ранее – мышка.
«Бабушка, распутай нас!»
Выбирается один ведущий, который и будет «бабушкой». Остальные игроки берутся за руки и замыкают круг. Когда бабушка отворачивается, игроки начинают всячески запутываться: проходить друг у дружки под руками, перешагивать их, закручиваться… Единственное правило – не размыкать при этом рук. Закончив, зовут бабушку. Та должна распутать получившийся клубок. Руки игроков при этом, разумеется, по-прежнему размыкать не должны.
«Платочек»
Выбирается ведущий, которому вручается небольшой платочек. Остальные игроки допуститкогда за тобой нет ведущего. Ведущий же тем временем с платочком в руке за их спинами обходит круг и, согласно традиционной форме игры, при этом напевает. Его задача – незаметно обронить платочек за одним из игроков, а затем, оббежав весь круг, встать на его место. Задача игрока, за которым ведущий обронил платок, – вовремя это заметить, поднять упавший реквизит и догнать ведущего, метящего на освободившееся место. Если игрок успевает его поймать, то всё возвращается на круги своя. Если не успевает, то они с ведущим меняются ролями и водить теперь – незадачливому игроку.
«Коршун и наседка»
Выбирается один ведущий. Он – коршун. Остальные игроки встают в цепочку друг за другом и кладут руки либо на талию, либо на плечи впереди стоящему товарищу. Тот, кто оказывается впереди всех – наседка. Остальные игроки – её цыплятки, которых ей надобно защитить. По сигналу коршун бросается на выводок и пытается схватить последнего цыплёнка – того, кто стоит позади все. Наседка, расставив руки, старается не подпустить хищника. «Хвост» из цыплят прячется за мамину спину.
«Вышибалы в кругу»
Выбираются двое ведущих – собственно, тот, кого будут вышибать, и его защитник. Остальные игроки берут их в круг. Для игры нужен тряпичный набивной мяч – по-народному, «шалыга». Можно конечно, взять и обычный, но за ним придётся много бегать – не всегда ребятня на вылете из круга успевает его поймать. Игра начинается по сигналу. Стоящие в кругу игроки должны попасть мячом в «вышибаемого», а его защитник не должен этого допустить. Он может ловить мяч, подставляться под удар, «прятать» «вышибаемого». При этом им нельзя покидать круг. Игрокам же, стоящим в кругу, нельзя удерживать их на месте либо препятствовать их передвижению.
3 блок:
«Пограничники»
Играющие делятся на две равные команды. "Пограничники" выстраиваются на расстоянии вытянутых рук в одну шеренгу. Посредники завязывают им глаза. Ведущий даёт сигнал о начале игры. "Нарушители" должны бесшумно пройти сквозь строй "пограничников". Услышав шорох "пограничник" пытается рукой дотронуться до "нарушителя". За каждого задержанного команда "пограничников" получает 1 очко. "Нарушитель" успешно пересёкший границу приносит 1 очко своей команде. Затем команды меняются ролями.
«День и ночь»
Играющие делятся на две равных команды – «День» и «Ночь». Каждая выбирает своего ведущего. По земле/полу проводится черта (10-15 м). По обе стороны от черты чертятся квадраты со стороной 2-4 м (в зависимости от количества игроков). Это – «городки».
Команды встают по разные стороны от черты, причём команда «Ночи» встаёт на той стороне, где находится городок «Дня», и наоборот. Игроки становятся на расстоянии 10 шагов от разделяющей черты, обратившись спиной к ней; ведущие встают на её концах. Одному из ведущих даётся дощечка, одна сторона которой выкрашена в белый цвет, другая – в чёрный. Он подбрасывает её, и если дощечка падает белой стороной вверх, то второй ведущий кричит «День!», если чёрной – «Ночь!».
Допустим, выпал «день». Тогда команда «День» оборачивается и преследует команду «Ночь», игроки которой стремятся как можно быстрее добежать до своего городка. Каждый, пойманный или только ударенный Днем выбывает из игры. Преследование продолжается до тех пор, пока все непойманные игроки Ночи не вбегут в свой городок.
Как только это происходит, команды, теперь уже не в полном составе, вновь возвращаются на исходные позиции. Ведущие меняются ролями, и игра продолжается дальше. Проигрывает та команда, все игроки которой первыми оказываются пойманными.
При этом все игроки неукоснительно следуют следующим правилам: 1. Никто из игроков не должен оборачиваться, чтобы посмотреть, какой стороной упала дощечка. 2. Никто не может преследовать неприятеля, не перебежав через черту; за этим наблюдают ведущие. 3. Добравшихся до своего городка «замаять» уже нельзя.
5 блок:
Девочки – «Плетение атласных кос»
Играют две команды, по три человека в каждой. Им даются три разноцветных атласных ленты длиной 3-4 м. За один конец ленты удерживает ведущий, другие концы распределяют между собой игроки команды. По команде ведущего команды начинают плести из лент косы. При этом они следуют следующим правилам: 1. Каждый берёт конец только одной ленты. 2. За свою ленту игрок держится двумя руками. 3. Во время игры нельзя выпускать ленту из рук. Ведущий следит за выполнением правил. Выигрывает та команда, которая быстрее и аккуратнее заплетёт свою косу.
Мальчики:
Все поединки проходят в очерченном или обозначенном любым другим образом кругу. Диаметр круга не должен быть велик: не выходить за его границу – одно из правил при проведении данных соревнований. К слову, все они – из копилки народных традиционных русских игр.
«Вырви палку»
Двум участниками даётся палка (достаточно прочная, предварительно зачищенная от сучков и зазубрин. Идеально для таких целей подходит черенок от садовых инструментов). Есть два варианта проведения игры – с короткой палкой (до 50 см.) - в этом случае участники берутся за неё одной рукой, - и с длинной - участники берутся за палку двумя руками. По команде участники начинают вырывать палку у противника. Победил тот, кому это удалось.
Как понятно из названия, в данном поединке задача – сорвать шапку с противника. Шапки надеваются на участников непосредственно перед боем. Ещё один нюанс – во время поединка соперники перемещаются исключительно на одной ноге.
«Вытолкни из круга»
Количество участников – произвольно и ограничено только размером круга. Задача – выпихнуть из круга всех противников и остаться одному. Можно только толкаться и пихаться – все болевые приёмы, броски и прочие борцовские навыки категорически запрещаются. Поединок продолжается до тех пор, пока в кругу не останется один участник. Он и есть победитель.
Журнал "Праздник" №6 2013