Поветлужье, история, народы
Ветлу́га (мар. Юр) - город (с 1778) в Нижегородской области России. Административный центр Ветлужского муниципального района.
Город расположен на правом возвышенном берегу реки Ветлуги, при впадении в неё реки Красницы, в 47 км к северу от железнодорожной станции Урень на новой линии Транссиба. Через город проходит автодорога Р157 Урень - Котлас.
Населённый пункт был основан в 1636 году (по другим данным - в XIII веке). Статус города получил в 1778 году. Город был административным центром крупнейшего в Поветлужье уезда.
ПОВЕТЛУЖСКИЙ КРАЙ
Поветлужье - это прибрежная
Во времена царствования Екатерины II на этой земле были образованы два уезда: Ветлужский уезд (в верхнем и среднем течении реки) и Варнавинский уезд (в среднем и нижнем). Уездные города Ветлуга и Варнавин имели свои гербы и входили в Костромскую губернию. В советское время эта территория многократно делилась.
Шахунья - Покровская церковь
В настоящее время территория Поветлужья охватывает
Районы Вологодской области
Кичменгско-Городецкий
Никольский
Районы Костромской области
Октябрьский (Боговарово)
Вохомский
Павинский
Пыщугский
Шарьинский
Поназыревский
Макарьевский
Районы Кировской области
Опаринский
Даровскиой
Шабалинский
Свечинский
Котельничский
Кикнурский
Урень, храм Трех святителей
Районы Нижегородской области
Ветлужский
Шахунский
Тоншаевский
Ковернинский
Варнавинский
Уренский
Тонкинский
Краснобаковский
Семеновский
Воскресенский
Шарангский
Борский
Лысковский
Воротынский
Районы Республики Марий Эл
Юринский
Килемарский
Горномарийский
С давних времен в Поветлужье проживали марийцы, затем началось массовое заселение края русскими. В то же время, проведённые археологические исследования позволили учёным сказать о том, что до появления в этом крае марийского, а затем и русского населения здесь на протяжении более двух тысячелетий жили родовые коллективы племён первобытных культур. Так, во втором тысячелетии до нашей эры с правобережья Волги пришли сюда балахнинские охотники и рыболовы и фатьяновско-балановские скотоводы с орудиями неолита и эпохи меди и бронзы. В первом тысячелетии до н.э. из Прикамья прибыли племена ананьинских земледельцев с культурой раннего железного века. Исследования названий рек и ручьев Поветлужья показали происхождение достаточно большого числа названий из удмуртских языков, что дает основания предполагать присутствие в начале первого тысячелетия н.э. в Поветлужье племян вотяков, а также зырян.
древнее Ветлужское городище
По Ветлуге обнаружены древние городища:
Русенихинское, что в 7 км от с. Воскресенское (ананьинское),
Богородское - на территории Варнавинского района (нижний слой - ананьинское, верхний слой - древнемарийское),
Чёртово - в 7 км вниз по течению от г. Ветлути (ананьинское),
Одоевское - в 30 км вверх по течению от г. Ветлуги (ананьинское),
Спасское - в 6 км вверх по течению от г. Ветлуги (древнемарийское),
Троицкое (древнемарийское)
Осетровское (древнемарийское),
Паново - близ села Старое-Шангское и более молодое -
Шангское, что при впадении р. Шанги в Ветлугу (древнемарийское),
Шилинское (древнемарийское).
АРХЕОЛОГИЯ ПОВЕТЛУЖЬЯ
Первым археологом, посетившим Поветлужье, был археолог Ф. Л. Нефёдов. В 1883-1885 годы он проводил раскопки на Одоевском городище. Учёный нашел здесь богатый материал и назвал городище «фабрикой изделии из камня, глины и кости». Данные древней истории Ветлужского края были подтверждены в результате работы и исследования в Поветлужье и Поунжье большой экспедиции Московского Государственного Университета за время с 1924 по 1926 годы. Археологические работы проводились группой учёных под руководством археолога О. Н. Бадера на всех известных тогда городищах по Ветлуге: Русенихинском (Воскресенский район), Богородском (Варнавинский район), Чёртовом и Спасском (Ветлужский район), Одоевском, Троицком и Шангском (Шарьинский район).
Результаты работы археологов были обобщены О. Н. Бадером в его работе «Городища Ветлуги и Унжи», опубликованной в «Материалах исследований археологии СССР» (т.22, М., 1951 г.) В этом же томе помещены работы профессора А. Н. Формозова с анализом фауны края того времени и работа профессора М. В. Воеводского с описанием керамики городищ. В лесных глухих района реки Ветлуги славяне появились несколько позднее, чем марийцы. Известно, что с развитием на Руси земледельческого хозяйства и феодальных отношений проходила славянская колонизация земель с финно-угорским населением.
Она началась ещё во времена Киевской Руси. Славяне-кривичи, например, уже в X веке заняли земли племен меря по Волго-Окскому междуречью, где возник русский Суздальский край. В XI-XII веках суздальцы переходят в Заволжье и занимают земли мерянских племён между реками Шексной и Унжей, становятся соседями с Ветлужскими марийцами. Тогда же новгородские славяне занимают большое пространство земель, заселённых племенами чудь, коми, югра и пермь. Они проникают в верховья рек Ветлуги и Вятки. Ветлужские и другие Заволжские марийцы с запада и севера полукольцом были окружены русским населением. История Поветлужья, начиная с X по XIX века недостаточно изучена и ждет своих исследователей.
Ветлу́га (горномар. Вӹтлӓ; луговомар. Вӱтла)
Длина реки - 889 км, площадь бассейна 39 400 км². Среднегодовой расход воды - в низовье 255 м³/с. Левый берег низменный, правый высокий (до 100 м) сложен мергелями и песчаниками. Течение медленное, много стариц. Притоки: Нея, Большая Какша, Уста, Юронга - левые; Вохма, Люнда - правые. Питание снеговое. Ледостав с начала ноября по апрель. Сплавная. Судоходна на 700 км от устья.
На реке расположены города Шарья и Ветлуга, посёлки городского типа Варнавино, Ветлужский (Костромская область), Ветлужский (Нижегородская область), Красные Баки, Воскресенское. На берегу Чебоксарского водохранилища, при впадении Ветлуги находится посёлок городского типа Юрино.
Жители Поветлужья называют себя «ветлугаи» (ед. число «ветлугай») или «ветлужанами». Второй вариант более распространён, первый практически не встречается.
СТИХИ ПРО ИСТОК ВЕТЛУГИ
Силу Ветлуга у нас набирает
В Круглыжских лесах и прокосах
Воды десятков речушек вбирает
И бережно в Волгу уносит.
Так, значит есть в Волге и наша вода,
С круглыжских лесов и полей, и лугов,
Круглыжская радость и боль, и беда,
И счастье людей и любовь.
Есть в Волге круглыжских цветов аромат
И свежесть круглыжской росы.
И волжские воды надёжно хранят
Невинность девичьей красы
Июнь 1996 г.
Cтихи Эдуарда Витальевича Кулакова
Владимирская церковь в селе Владимирское
ИСТОРИЯ ПОВЕТЛУЖЬЯ
В лесных глухих районах реки Ветлуги славяне появились несколько позднее, чем марийцы .
На основании предметов, обнаруженных на Веселовском могильнике и Черемисском кладбище, можно сделать вывод, что по среднему течению реки Малой Какши и по среднему и нижнему течению Большой Какши марийцы жили с VIII века н.э.
Принято считать, что марийцы относятся к группе финно-угорских народов. Однако существует другая точка зрения . Согласно древним марийским преданиям, этот народ в далекие времена пришел из Древнего Ирана, родины пророка Заратустры, и расселился вдоль Волги, где как раз и смешался с местными финно-угорскими племенами, однако сохранил свою самобытность.
Это версию подтверждают также и филологи.
Как утверждает доктор филологических наук, профессор Марийского Государственного Университета С. Черных:
из 100 марийских слов 35 финно-угорские, 28 тюркские и индоиранские, а остальные славянского происхождения и других народов.
Тщательно исследовав молитвенные тексты древней марийской религии, профессор С.Я.Черных пришел к удивительному выводу:
молитвенные слова марийцев более чем на 50% имеют индоиранское происхождение.
Именно в молитвенных текстах и сохранился праязык современных марийцев, неподверженный влиянию народов, с которыми они имели контакты в более поздние периоды.
Несмотря на различие культур, смешение населения не вызывало каких-либо известных конфликтов.
ПОВЕТЛУЖСКИЕ МАРИЙЦЫ
Жильем марийцев было так называемое кудо - лачуга, шалаш (вероятно от русского "худо" - дыряво, плохо). Это слово у современных марийцев означает усадьба, двор. Оно состояло из бревенчатого сруба, верхние венцы которого с двух сторон сводились, оставив вверху отверстие.
Пол - земляной, посредине очаг для варки пищи, отопления помещения и сушки одежды и обуви. Дым очага выходил в отверстие. Вдоль стен устраивались сплошные нары для спанья. В одной из стен прорубался лаз с двухстворчатой дверкой. Верхние бревна свода конопатились мхом и покрывались лубом липы или корой ели. Иногда в стенах прорубались небольшие отверстия вместо окон.
Поскольку древнерусская культура стояла на более высоком уровне, марийцы, по мере установления с ними экономических связей, постепенно воспринимали их хозяйственные и технологические навыки, обычаи и быт.
Так перенято жилье с вертикальными стенами, полом и потолком, что видно из названий конструкций дома - стеня, окня, потолок, рама. Перенятое пашенное земледелие дало название ржи - уржа, coxa-косуля - косиля. В то же время политическое устройство жизни марийцев было более демократическое, чем на Руси.
Вершиной власти у марийцев был кугуз (мар. кугу оза, кугыза - «великий хозяин, Верховный князь»). Власть Верховным князьям не передавалась по наследству, а была выборной.
К сожалению, источники слабо обрисовали структуру Ветлужского кугузства, однако все же явствует, что власть князей ограничивалась советом старейшин. Огромное влияние оказывали и языческие жрецы, которые пользовались большим авторитетом среди местного населения.
В конце XII - начале XIII веков единственным марийским регионом, над которым власть русских княжеств и булгар была достаточно условна, являлся район между реками Вяткой и Ветлугой в их среднем течении.
ВЕРОВАНИЯ ПОВЕТЛУЖСКИХ МАРИ
Русь уже была христианской, а соседние княжества Мари - языческими.
В 1164 г Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский попытался насильно перенести православие в марийские племена. Миссионерскую деятельность проводит новгородский монах Николай, прозванный Кием.
На Ветлуге строятся первые церкви, в которых проводится крещение. Всесторонний охват не получился. Этому мешало расселение языческого народа по множествам рек и лесов. Единения не произошло, а наоборот возникло активное сопротивление носителям христианской веры.
В галичских рукописях упоминается первая битва под Галичем в 1170 году. Марийское воинство вышло на галичскую территорию и попыталось захватить г.Галич.
В 1171 году марийское воинство было разбито и прогнано от Галича Мерьского
В 1174 году марийское население само подвергается нападению. "Ветлужский летописец" повествует: "новгородские повольники завоевали у марийцев их город Кокшаров на реке Вятке и назвали его Котельничем, последние ушли к Юме и Ветлуге".
В 1181 году новгородцы завоевали территорию на Юме, в этой связи марийцы ушли на реки Пижму, Ветлугу (Энер), Шангу и Якшангу .
МАРИЙСКИЕ КНЯЗЬЯ
Юмский князь Коджа Ералтем строит
В то же время эти земли принадлежали марийскому кугузу (князю) Каю. Естественно, между ними возникли конфликты, за сферы влияния на этой территории.
Закончилось это победой Кая, который объединил княжества и центром сделал город Шанзе (Шанга).
Эта крепость на реке Энер (Ветлуга) была построена ранее (годы ее основания неизвестны). Считается, что основателем был Кай, т.к. именно он создал на данной территории такой мощный военно-стратегический центр марийского княжества. Одновременно крепость использовалась как сторожевой пост (глаза), который наблюдал за военными передвижениями с севера и запада и мог противостоять нарастающему продвижению русских на земли марийцев.
Выставить такую сторожевую крепость под силу только достаточно крупному военно-административному центру (княжеству), объединявшему значительные племена марийцев.
Начиная с 1185 года, Галичские и Владимиро-Суздальские князья безуспешно пытались отбить у марийского княжества Шангу.
Более того, в 1190 году мари поставили на Ветлуге еще один "город Хлынов" (Ветлужский ), во главе которого был тот же кугуз Кай.
В 1229 году русским князьям удалось принудить Кая заключить с ними мир и платить дань, но через год произошел конфликт и марийский князь отказался платить дань.
МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ
В 1237 г. по Руси прошло нашествие Батыя.
Беженцы, в основном из Галича, заполнили правобережье Ветлуги и построили свои поселения. На Ветлуге имеются поселения, названия которых до сих пор напоминают о временах совместного проживания марийцев и русских (кривичей).
В 1238 Батый создал мощное ханство Золотая Орда и марийские князья, признав его Владыкой, передали свои земли под его покровительство. На берегах Ветлуги стали возводиться новые и укрепляться существующие крепости.
Якшан стал мощной крепостью, а укрепленная крепость Шанга стала перевалочным сборным пунктом дани для Золотой Орды.
К 40-м годам ветлужское марийское княжество стало иметь мощный военный потенциал.
Поэтому Шангские марийцы, уверовав в свою военную и экономическую мощь, стали нападать, грабить и сжигать русские поселения.
Жалобы русских поселенцев дошли до новгородского Великого князя Александра.
Шахунья в 60-е года прошлого века
В 1242 году Александр Невский посылает рать, сжигает крепость Шангу и изгоняет марийцев за реку Ветлугу.
Они снова строят, на левом берегу Ветлуги крепость Шангу ( в настоящее время это селение Николо - Шанга)
Нападения марийцев продолжаются. Они грабят и уничтожают имущество в русских селениях. В этой связи в 1245 году по жалобе галичского князя Константина Ярославича Удалого ( брата Александра Невского ) и для упорядочения отношений между марийцами и русскими, Великий хан Батый передал правый берег реки Ветлуги галичскому князю, левый марийцам.
Кровавые схватки марийцев с русскими соседями разгорелись с новой силой. Естественно, у марийских князей появилась обида и на Великого хана, т.к. марийские поселения на правом берегу остались во владении русских.
Чтобы упредить растущее недовольство, в 1246 году поселения в Поветлужье подверглись внезапному нападению и разорению войсками Батыя. Многие жители были убиты или захвачены в плен, остальные разбежались по лесам.
О масштабах разорения говорит "Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского":
"В то же лета... запусте от пленения того поганьского Батыя...
Русское и марийское население, скрываясь от набегов татар и междоусобиц, оседает в Шанге и Якшане (на левом берегу Ветлуги).
Все правобережье Ветлуги передается непосредственно князю Александру Невскому.
В 1247 году великий князь Александр Невский заключил мир с марийцами и повелел производить торговлю и обмен товаров в Шанге.
В этот период марийский князь Кай (Шангский), опасаясь русских дружин, укрепляет города Хлынов ветлужский, и Шангу (на левом берегу Ветлуги) . В это же время на смену старому ветлужскому кугузу приходит следующий марийский князь Кий (Хлыновский).
В 1256 году в очередном военном походе своей смертью, умер Хан - Батый, оставив после себя огромную территорию Золотой Орды. Эти владения унаследовал его брат Берке.
В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани. Возникла опасность вторжения ордынских войск. В этом же году сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться устранить возникшую угрозу.
Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь, но последним городом на его пути был Городец.
14 (21) ноября 1263 года, приняв схиму под именем Алексия, в городе Городец Александр Невский скончался.
Его наследники-дети получили княжества:
старший сын Дмитрий Александрович (1250 - 1294) мальчиком был оставлен отцом княжить в Новгороде;
Андрей Александрович (1263 - 1304) княжил в городе Городец ( на Волге, выше Нижнего Новгорода ).
В 1281 г. он получил в Орде ярлык на великое княжение, явился на Русь с татарской ратью и в союзе с примкнувшими к нему русскими князьями опустошил земли возле Владимира, Юрьева, Твери, Торжка, Ростова и Переславля;
Даниил Александрович (1261 - 1303) - младший сын.
Отец выделил Даниилу Московское княжество, когда тому было всего два года, но фактически после смерти Александра Московское княжество было присоединено к великому княжению, и как князь московский Даниил упоминается лишь в 1283 г.
После смерти Великого русского князя Поветлужье попадает под влияние галичского княжества.
В 1277 году галичский князь Давид Константинович (племянник Александра Невского) вывел торговые отношения с марийцами на высокий уровень. Развилась торговля мехами, медом, гончарными изделиями и военной амуницией.
Однако уже в 1280 году брат Давида Василий Константинович развязал конфликт с марийским княжеством.
В одном из сражений марийский князь Кий Хлыновский был убит, а княжество обязали платить дань Галичу.
Новый марийский князь Бай , оставаясь данником Галичских князей, укрепил города Шангу и Якшан, Булаксы и Юр (Булаксы - с. Одоевское Шарьинского района, Юр - поселение на реке Юрьевке <Ветлуга > ).
Напряжение между «соседями» нарастает, но на открытые конфликты обе стороны не идут - проводится политика тихой дипломатии.
древняя карта Поветлужья
В 1290 году марийский князь Бай посещает город Великий Устюг и принимает крещение. Епископ Тарасий окрестил марийского князя, под именем Иван. С этого времени он способствует распространению христианства среди марийцев, строит церкви.
Однако в противоборстве с картами через некоторое время снова переходит к язычеству.
В декабре 1312 года умер хан Золотой Орды Тохта.
Последний хан, который обладал достаточным влиянием, чтобы не допускать на Руси явных междоусобиц. Последний хан, заставлявший решать споры в Орде, а не в бою. Последний хан, не воевавший со своим русским вассалом.
В Золотой Орде начинается борьба за первенство правления. Побеждает хан Узбек, который насаждает мусульманские традиции и законы. Карает неподчинившихся язычников, в т.ч. татар.
Период 1312-1359 г.г. был зенитом могущества Золотой Орды. В то же время этот период характеризуется борьбой русских князей за передел владений.
За это время также уже практически перестала существовать Древняя Русь, доставшись частью Литве, частью Польше, частью Венгрии.
К этому времени Золотая Орда стала исламским государством.
В спорах за первенство, русские князья (за этот период) приезжали в Орду не менее 73 раз. Семь из них были там казнены.
Учитывая создавшуюся политическую ситуацию, московский князь Иван I
(Калита - внук А.Невского), проявив безусловно хитрую соглашательскую с ордынцами политику, получает ярлык на Великое русское княжество. Московский князь «часто ездил в Орду с дарами и раболепно кланялся» хану. Он получал от хана помощь в борьбе с соперниками, и таким образом самих татар сделал орудием для усиления Москвы. Присвоив себе право собирать дань с удельных князей и доставлять её в Орду, Калита искусно пользовался им, чтобы увеличить свою собственную казну.
В 1339 году, прощаясь с Иваном Калитой, хан Узбек подарил ему на память шапку-тюбетейку, сделанную из искусно спаянных золотых проволочек. Пройдёт время, и московские ювелиры, слегка переделав ханский подарок, превратят его в историческую достопримечательность - «шапку Мономаха».
В этот период Поветлужье тоже постепенно ушло из-под русского влияния. За время правления Золотой Ордой Узбек-ханом, марийские князья имеют с ним тесное союзническое отношение и находятся под его опекой. Марийские княжества перестают платить Галичу дань.
Их военная мощь стала непреодолима для разобщенных русских.
В то же время казанское ханство получило еще одного своего союзника в своей политике.
В 1341 году умирает Узбек-хан. После его смерти в Орде начинается Смутное время. Идет война многих претендентов за власть. Так до 1380 года в правлении Золотой Ордой перебывало более 25 борющихся между собой ханов. Имена этих ханов известны из мусульманских источников и русских летописей, но главным образом из монет.
Используя политическую обстановку, на Волге, Вятке, Каме, Ветлуге появились новгородские ушкуйники, которые захватывали прибрежные города, водный транспорт купцов и попросту грабили их.
В 1374 г. они появились и у черемисов. Вследствие этого, вся территория Поветлужья оказалась разграбленной и разоренной.
Русские летописи повествуют о том, что часть их отряда в 40 ушкуев, спустившись по Вятке и Каме, а затем поднявшись по Волге и Ветлуге, разорили и пограбили прибрежные города.
«...пойдоша вверх по Волзе и дошеде до Обухова пограбиша всё Засурье и Маркваш и перешед за Волгу суда все иссекоша, а сами пойдоша к Вятке на конех и много сел по Ветлузе идуще пограбиша» [Херсонский ,с 189]
В 1375 г. под начальством некоего Прокопа ушкуйники числом 1500 разбили пятитысячную рать костромского воеводы Плещеева и захватили город Кострому, затем взяли Нижний Новгород и спустились к Астрахани, грабя всех по дороге, но в Астрахани войско Золотой Орды перебило их всех.
В этот период от московских князей ордынцы требуют покончить с ушкуйниками, но те не спешат подчиняться и готовятся к войне с ними. Мамай тоже угрожает разорить московские княжества. Он договаривается с литовцами, которые давно мечтали оказаться во главе Руси. Готовится войско. Напряжение нарастает. Дмитрий старается договориться с Мамаем без применения военной силы.
В летописи об этом описывается так:
«Князь же великий Дмитрий Иванович послал к нечестивому царю Мамаю избранного своего юношу, по имени Захарий Тютчев, испытанного разумом и смыслом, дав ему много золота и двух переводчиков, знающих татарский язык. Захарий же, дойдя до земли Рязанской и узнав, что Олег Рязанский и Ольгерд Литовский присоединились к поганому царю Мамаю, послал быстро вестника скрытно к великому князю».
Московский князь бьет тревогу, рассылает грамоты во все дружественные княжества, просит о помощи.
"Будьте же все готовы идти на мою службу, на битву с безбожными агарянами татарами; соединимся же в Коломне на Успение святой богородицы".
В княжествах собирают дружины и идут на помощь москвичам.
Сражение состоялось 8 сентября 1380 года и получило историческое название «КУЛИКОВСКАЯ БИТВА»
Как считают историки - это была первая победа русских в уничтожении татарского ига, первая победа над Золотой Ордой.
Воскресенское Поветлужье - карта Парка
Власть в Орде берет Тохтамыш.
Чтобы продемонстрировать Ордынскую силу, он собирает войско. Оно пополняется черемисами - вассалами Казани. Нижегородский князь, узнав о походе Тохтамыша и желая спасти свою землю от разорения, послал к нему своих сыновей Василия и Семена. Олег Рязанский, руководствуясь теми же мотивами, указал ему броды на реке Оке.
В 1382 г. хан Тохтамыш захватил и сжег Москву, снова заставил московского князя платить дань.
В 1382 - 83 г.г. Поветлужье передается Нижегородскому княжеству за участие в походе с татарским войском и захват Москвы.
В те же года в Поветлужье из-за неурожая хлебов и наводнения, которым смыло "город Хлынов" ( ветлужский ), начался голод. Вспыхнула эпидемия, унесшая жизни значительной части населения, в т.ч. ветлужского кугуза (Верховного марийского князя).
Столкновение с Тохтамышем сильно ослабило положение великого князя Дмитрия.
Ведь ярлык на великое княжение, как и раньше, давал хан, поскольку куликовская битва не изменила политических взаимоотношений Орды и Москвы: великое княжение связывалось с княжением московским "волей" ордынского царя.
"Нелюбием", возникшим между Дмитрием и Тохтамышем, решила воспользоваться Тверь. Но попытки тверского князя Михаила Александровича получить от хана великое княжение успеха не имели: Дмитрий послал в Орду своего сына, княжича Василия, и тому удалось сохранить великое княжение за Москвой.
В 1392 году после присоединения Нижегородского княжества к Москве земли на Ветлуге управлялись марийскими князьями.
Поветлужье оказалось самостоятельным княжеством, т.к. осталось враждебным для Москвы (после участия в походе и сожжении Москвы 1382 г.).
В то же время ак-чирмышы (черемисы) оказались освобожденными от всех налогов, кроме рекрутских наборов в татарские войска, и оставались под защитой Орды. В этой связи марийцы как могли демонстрировали свою преданность татарским ханам и неоднократно пополняли войско Тохтамыша для его военных походов.
Такая политика Тохтамыша была вполне оправдана тем, что в преддверии столкновения с Тимуром Тамерланом, требовалась военная помощь всех своих сателлитов, и в первую очередь Москвы. Это и было условием при выдаче ярлыка.
В очередной раз в 1391 году от москвичей тоже потребовалось привести войско для поддержки Тохтамыша в войне с Тимуром.
Князь Василий войско привел, но никакого желания сражаться за Тохтамыша у русского князя не было: слишком свежа оставалась память о разорении Москвы в 1382 г.
18 июня 1391 года произошло одно из крупнейших сражений Средневековья: по разным оценкам, в нем принимали участие от 200 до 400 тысяч человек.
Тимур, совершив стремительный бросок, с ходу прижал ханские войска к Волге. Несмотря на все мужество татарской конницы, Тохтамыш потерпел поражение. В решительный момент столкновения со среднеазиатскими тюрками московский князь не вступил в бой, и только из своего лагеря наблюдал за военными действиями противоборствующих сторон.
Регулярная армия Тимура, его грозные гулямы одержали решительную победу в битве при реке Кондурче - одном из притоков Волги. Сам Тохтамыш успел переправиться на правый берег Волги, но дело его было проиграно.
Василий, увидев, как поворачиваются события, повел свое войско в низовья Камы и тоже ушел на правый берег Волги, спасаясь от Тимура.
В 1392 году черемисские земли снова подверглись набегу новгородских ушкуйников.
Черемисам пришлось справляться с этой задачей самостоятельно. Помощи ждать было не от кого. В Орде были свои нерешенные проблемы.
В 1396 году Ветлужским черемисским князем становиться Кильдибек .
Используя данную политическую обстановку, он укрепляет свои города и усиливает военную мощь марийского княжества. Кильдибек создает сильное во всех отношениях государственное образование, позволяющее самостоятельно решать военные, политические и экономические задачи.
В 1398 году территория черемисской Ветлуги и Вятки передается во владение Великого Новгорода.
В 1417 Кильдибек со своим войском совершил набег на Великий Устюг, разорил и сжег город. Ценности монастырей и устюжан были вывезены и поделены между знатью.
Тогда же пленные устюжане, в том числе священники, были приведены в Шангу и Якшан.
Среди них был Преподобный Варнава.
Еще в 1238 г. после разорения шведами карельских и новгородских церквей в Якшан пришли новгородские монахи, и с ними был пустынник Кий, в монашестве Николай, из Карельского Николаевского монастыря. Они основали на берегу Ветлуги монастырь Карельский, назвавшийся Якшангским (впоследствии Кажировский). Монастырь стал почитаемым местным населением. При Кильдибеке в нем нашли пристанище и вели службу Преподобные Макарий и Тихон.
Через некоторое время Кельдибек полюбил священника, дал свободу Преподобному Варнаве и позволил служить в известном монастыре. Там же он получил признание и стал почитаем среди служителей церкви.
В это время начинается сговор тверских и некоторых других княжеств против Великого московского.
Обе стороны спешно собирают войска. Черемисы не хотят участвовать в этом.
Князь галичский Василий Косой вместе с братьями Дмитрием Красным и Дмитрием Шемякою идут набирать войско, используя военную силу, и разоряют марийские города.
В 1434 году при очередном столкновении с черемисами они убивают ветлужского кугуза Кильдебека.
Вследствие этого на всей территории Ветлужского края черемисы начали разорять и сжигать русские селения и церкви. Им помогают казанские татары.
Преподобный Варнава и иноки спасаются, уйдя вниз по реке на небольшом суденышке.
С этого момента они ведут миссионерскую христианскую службу с населением по берегам Ветлуги. На одном из станов Преподобные Варнава, Макарий (желтоводский) и Тихон расходятся.
Каждый из них строит на своем стане небольшую церковь, в которой служит Богу и проповедует христианскую веру.
парк Воскресенское Поветлужье
Через некоторое время один из ордынских царевичей Кичи Мухаммед выступил против Улу Мухаммед-хана.
Тегин-мурза, потерпевший унижение от Улу Мухаммеда, тут же переметнулся на сторону Кичи Мухаммеда. Перевес сил оказался на стороне врагов, и Улу Мухаммед-хану пришлось покинуть Сарай.
Это произошло в 1437 году. Взяв с собой семью и три тысячи верных ему людей, большинство из которых были женщины и дети, Улу Мухаммед-хан подошел к границе Руси и расположился в небольшом городе Белеве, что находился неподалеку от Тулы.
Цель хана состояла в том, чтобы, укрепившись здесь, собрать вокруг себя побольше войска, связаться со сторонниками в Сарае и попытаться вернуть себе потерянный трон.
Большие надежды он возлагал на помощь Великого князя Василия II, которому некогда оказал благодеяние, выдав ярлык на московское княжение.
Но каково же было удивление Улу, когда вместо понимания и помощи Василий II через своего посланника велел передать ему: "Пусть уходит с нашей земли!"
Услышав такой ответ, хан был потрясен, он горько сокрушался, однако же, будучи правителем гордым и обладая величием души, не попрекнул Василия за неблагодарность, отправив княжеского человека без ответа.
Между тем Василий II не ограничился только предупреждением, а послал своих двоюродных братьев Шемяку и Дмитрия Красного с 40-тысячным войском против 3-тысячного отряда Улу Мухаммед-хана.
Хан, узнав о приближении русского войска к Белеву, весьма встревожился и выслал навстречу своего человека просить мира. Однако Шемяка с Дмитрием пренебрегли словами хана и напали на город.
В этом бою был убит один из зятьев Улу Мухаммеда.
Видя безнадежность своего положения, Улу Мухаммед хан наконец-то решился: сначала он совершил омовение, сев под деревом, сотворил два раката намаза и со слезами на глазах просил у Аллаха помощи и защиты. Закончив это, он поднялся на боевого коня и уверенным голосом крикнул: "Аллах акбар! Велик Аллах!" и повел своих людей на решительный бой. Ярость татар была так велика, что самоуверенное русское войско дрогнуло и начало беспорядочно бежать. (Видно, тут сыграла свою роль внезапность атаки.) 40-тысячное русское войско было наголову разбито одной тысячью доведенных до отчаяния татар. Воины хана долго еще рубили бежавшие остатки русских.
Эта неожиданная для самих татар победа не вскружила голову Улу Мухаммед-хану. Вскоре он пересек со своими людьми Идель и направился в пришедший в запустение из-за нападений русских город Казань, относившийся к владениям булгарских эмиров.
На старом месте был построен деревянный город.
Услышав о приходе нового правителя, сюда со всей округи стали собираться не только булгары, но и чуваши и черемисы, которые, выражая покорность, просили хана защитить их от постоянных грабежей русских князей и ушкуйников.
Так в 1439 года город Казань возродился во второй раз и образовалось Казанское ханство.
В 1439 году казанский хан Улу подошел к Нижнему Новгороду и взял внешний город в пределах посадских деревянный стен. Цитадель некоторое время сопротивлялась, но после того, как воеводы поняли бесперспективность сопротивления, они ночью подожгли кремль и ушли. Нижний Новгород стал базой нового "меча", пришедшего покарать Россию.
Появление в Среднем Поволжье «сильной руки» золотоордынского хана Улу-Мухаммеда, его двора и боеспособного войска в совокупности сыграли роль мощного катализатора в деле консолидации населения Поветлужья , Среднего и Нижнего Заволжья для создания государственного образования, способного противостоять объединенному Великому московскому княжеству.
В 1439 г. к ветлужским черемисам вместо убитого черемисского князя Кельдибека от хана Улу Мухаммеда является новый наместник. Согласно историческим сведениям от Ветлужского летописца, марийские и татарские воины уничтожили все русские поселения на территории бывшего Ветлужского кугузства. Называются имена казанских «наместников»: Ибраг и кугуз - мурза Зюдзин.
Однако новгородцы по-прежнему считают Поветлужье своими владениями (по договору от 1398 года с Тохтамышем ). После смерти Новгородского посадника Борецкого его вдова Марфа восстанавливает разрушенные села и церкви по Ветлуге и населяет погосты духовенством и своими мирскими новгородскими людьми. Черемисы нападают на новых поселенцев, но получают отпор.
Ибраг был схвачен и, как разбойник, казнен в Великом Новгороде. Военная сила новгородцев усмиряет черемисские княжества и устанавливается кратковременный мир.
В 1445 году умирает Улу-Мухаммед.
Его сыновья для утверждения своего влияния на московского князя пошли на Русь и 7 июля 1445 в битве под Суздалем разбили русские войска , пленив Василия II.
Власть в Москве перешла к Шемяке. Условием освобождения Василия II был выкуп (200000 рублей), который выплачивать Шемяка не собирался. Однако жена Василия нашла возможность выплатить часть выкупа, а оставшийся долг сам Василий II пообещал Касиму (сыну Улу ) восполнить передачей городов Городец-Мещерский, Муром и службой при московском дворе. При возвращении князя в Москву обещание было выполнено.
Моковское княжество укрепилось и усилилось с приходом в 1462 г. на престол Ивана III .
В это время в Новгороде начинается политика на сближение с Литвой
В 1463 году «казанцы с черемисами приходили в Устюжанскую область и пленили много людей».
Устюжане догнали и побили их. В том же году «Против их Иван III отправляет соседних устюжан, вологжан и галичан».
Подобное положение было не только в районе городов Костромы и Галича, а и в Поволжье, где черемисские и казанские рати совершали набеги на поволжские города и даже на Нижний Новгород - самый крупный русский город на восточной окраине, прикрывавший Москву с Волги.
В ответ на это в 1468 г Великий князь московский Иван Васильевич посылает князя Семена Романовича Ярославского с ратью разорять черемисскую Ветлужскую область.
Поход был зимою в стужу. В начале этого года прошедший дремучими лесами князь опустошил область Ветлужскую и все население черемисское; много жителей взято в плен, много избито и сожжено, а скот и имущество уничтожены.
Как описывает это Д. Дементьев в очерке «Краткие сведения о Кажировской пустыни»
Галичское войско завоевало и разорило основные марийские города-крепости - Ветля-Шангон (Шанга) и Ветля-Юр, расположенные на Ветлуге.
Оставшимся в живых без крова и пищи, в зимнее время в этих местах жить стало невозможно . Территория Поветлужья обезлюдела на несколько десятилетий.
Часть марийцев ушла на восток и юго-восток, ближе к Казани, образовав новые поселения, часть - в леса, и только немногие остались на своих местах, подвергнувшись с течением времени обрусению.
Если город Шанга в последствии частично был восстановлен, то от города Юр не осталось ни следа. И только селения на правом берегу Ветлуги (на р. Нужна, на расстоянии 20 км от г.Ветлуги,) Юриха , Юрюпино (Урюпино) напоминают о бывшем опорном центре марийского княжества. В них, как напоминание о городе и варнавинском стане, жители по-прежнему отмечают «ВАРНАВИН ДЕНЬ» (24 июня). В деревне Юрюпино Преподобный Варнава считается ее покровителем.
В 1468-69 годах были предприняты походы из Нижнего Новгорода и Москвы на Казань. Хотя считать удачными их было нельзя, но после них нападения казанских ханов как в Поволжье, так и в Поветлужье временно были прекращены. Ветлужские черемисы, в свою очередь, тоже перестали играть значимую роль сателлитов казанской Орды и утратили способность организованных походов на русские территории.
В 1487 году русские объявили войну Казани. Город после осады был взят. Русские поставили ханом Мухаммад-Амина , а Иван III принял титул князя Болгарского.
Началось время так называемого русского протектората. Казань должна была согласовывать с Москвой назначение хана, не воевать против нее и не обижать русских купцов. Союз достиг апофеоза в 1490 году, когда российско-казанское войско уничтожило последние остатки собственно Золотой Орды и взяло г.Сарай.
Вследствие такой политики Поветлужье тоже перешло в полное введение московских князей и опустевшие земли постепенно стали заселяться, однако веками обустроенная марийцами инфраструктура была нарушена. Поэтому, если верхнее и нижнее Поветлужье постепенно обросло поселениями черемисов и русских ,то среднее более века осталось безлюдным лесным краем.
Казанское ханство, контролирующее эти земли, уже не могло рассчитывать на мощные черемисские военные соединения.
16-ЫЙ ВЕК
В это время, используя междоусобные схватки русских князей, Казань усиливает свое военное положение и продолжает угрожать жизненным интересам Московского княжества.
Началось это в 1505 году. Тогда казанцы перерезали сначала русских купцов у себя, потом пошли на Нижний Новгород. Войско казанцев было многочисленное. Оно усилилось ногайским войском, которое успело подойти к началу великого нашествия.
Если перевести и выделить основное событие из исторического источника, то получим следующее содержание:
Нижний оказался один на один против 40 тысяч татар и
20 тысяч ногайцев. Дело было бы решенным, если бы не литовские пленные, томившиеся в нижегородских застенках. Это были пушкари, захваченные со своими пушками еще в 1500 году в сражении при реке Ведроше (бассейн Днепра).
С их пушками никто из русских обращаться не умел. Литовцам пообещали свободу за меткие выстрелы.
Первый же залп Феди Литвича (Литовца) убил ногайского мурзу.
Блестящее достижение с учетом того, каковы были тогда пушки, и того, что за 5 лет плена пушкари должны были потерять профессиональные навыки! Ногайцы почему-то подумали, что мурзу убили татары, и схватились с ними.
Нижегородцы с изумлением наблюдали за сражением в стане врагов. Хан казанский, не умея унять междоусобие, отвел войска от города.
27 октября 1505 года умирает Иван III .
Василий III принимает правление и становится полноправным Великим князем.
Со временем разобравшись со своими проблемами, казанцы снова организовались и стали совершать нападения на поволжские города .
В этот период произошел захват татарами восточных окраин Поветлужья.
В 1522 году немногочисленные Шангские городки и другие поселения на Ветлуге были захвачены и удерживались черемисами и татарами до 1540 года. В эти же года возобновились их набеги на другие русские земли.
В ответ на разорение Унжи в 1523 году Василий III отправил в Понизовье судовую и конную рать. Поход оказался удачным. При впадении реки Суры в Волгу на Казанской стороне был заложен город-крепость Васильсурск, затем строятся деревянно-земляные крепости близ Солигалича, Кологрива, Галича, Чухломы и современного поселка Воскресенское на реке Ветлуге.
Крепости строились не зря. В 1532 году совершены очередные набеги татар на Солигалич и Вологду.
3 декабря 1533 года от заражения крови умер Василий III.
Наследником московского престола стал Иван (Иоанн IV), трехлетний сын великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской. Елена Глинская умерла в 1538 году, когда ему было 8 лет.
Учитывая политическую нестабильность в Москве и на Руси, набеги татар участились и практически стали периодическими. Поветлужье, уже обескровленное, не могло играть самостоятельную политическую роль.
Однако черемисы, сотрудничая с татарами, предоставляют свои земли для свободного передвижения татарских войск. Хорошо зная свою территорию, используются в качестве проводников, обеспечивают татар кровом и пищей.
Так, в январе 1536 года шеститысячный отряд татар прорвался к Галичу, вероятно, через Поветлужье, ибо пройти незамеченным мимо Нижнего, Васильсурска и Городца он не мог.
Разграбив Вологду, Галич и Кострому, по пути домой отряд напал на Балахну.
В 1539 и 1540 годах произошли набеги на Кострому и Галичскую волость. Имеются сведения о походе в 1542 году казанской рати из татар и черемисов на Великий Устюг. Пробравшись незаметно по Вятке и ее притоку Моломе, черемисы и татары взяли и разграбили Великий Устюг, население было пленено. Вятичи, узнав о набеге татар на соседей - устюжан, решили напасть на захватчиков.
С этой целью они устроили засаду в устье Моломы.
Как только казанцы появились на плотах с пленными и награбленным, вятичи внезапно напали на них. В бою татары были истреблены полностью, только черемисы ушли лесами в свои поселения на Пижме (вятичи по-соседски отпустили марийцев).
До середины XVI века
16 января 1547 в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха.
В связи с участившимися вылазками татар и черемис из Поветлужья, Иван Грозный проводит политику экономического блокирования ветлужской области.
В жалованной грамоте Ивана Грозного, которую он дал в 1551 г. игумену Варнавинского монастыря на Ветлуге, записано:
«И по той реке Ветлуге русских людей называть безпенно и починки ставить и расчищать, а за межу русским людям не ходить и пашни не пахать и сено не косить и угодья не угаживать». [Московский архив Грамоты И. VI]
мост через
КАЗАНСКИЕ ПОХОДЫ ИВАНА ГРОЗНОГО
В 1552 году Иван Васильевич Грозный предпринял поход на Казань, закончившийся победой над Казанским ханством.
В войне участвовало со стороны Ивана IV около 200 тысяч человек. Непосредственно в штурме Казани участвовало 150 тысяч человек.
Казанское Ханство было уничтожено.
В честь взятия Казани Иван Грозный построил в Москве собор Покрова Пресвятой Богородицы (Храм Василия Блаженного).
После покорения Казанского ханства Поветлужье вошло в состав Московского княжества и постепенно стало заселяться русскими. Несмотря на то, что эта лесная территория, пересеченная множеством рек и озер, оказалась малозаселенной, для Росси она имела важное значение.
Река Ветлуга - древний водный путь, соединявший Волгу с реками Севера. На водоразделах притоков Волги и Северной Двины у деревень Куданга, Андонга существовали волоки, по которым плавучие средства перетаскивались по суше. Один из путей доставки товаров с юга на север был по реке Ветлуге до верховья реки Пыщуг (Костромская область), затем по сухопутному волоку севернее Петряева, а затем по речке Куданге, а по ней попадали в реку Юг, а далее в Великий Устюг и Северную Двину.
Зимой же товары доставлялись по тракту, проходившему из Нижнего Новгорода на Никольск и далее на Великий Устюг.
На тракте при пересечении с рекой Юг было поселение Пермас с пристанью, на которой складировались товары, поставляемые зимой, а с открытием рек эти товары с пристани Пермас сплавлялись вниз по рекам на север.
Торгово-производственные связи с Русским государством поднимали культуру производства, сельского хозяйства, ремесел. Хитрость Ивана IV в отношениях с местной знатью (марийскими князьями и татарскими мурзами) - раздача государственных должностей, поместий с крестьянами, различных льгот позволила мирно снизить накал народной борьбы с русскими и укрепить власть царя на окраинах.
История Поветлужья на этом не закончилась, но это уже была другая история.
ПОСЛЕСЛОВИЕ:
Документально историю Поветлужья можно проследить с 1620г., когда оно было передано царем Михаилом Федоровичем в вотчину князю Ф.И.Мстиславскому.
В переписной книге Галичского уезда 1616 г. Поветлужье названо «Черными станами на реке Ветлуге», и входили они в состав Унженской осады, центр которой был в городе Унжа.
Ветлужские станы в 1616 г. принадлежали лично московскому государю, были не обелены, т.е не освобождены от повинностей и налогов, но помещиков и вотчинников здесь не было.
Один из населенных пунктов была деревня Шулепниково (Щупликово), впоследствии названная селом Верхнее Воскресение, а с образованием в 1778 году уезда - уездный город Ветлуга.
Большую роль в укрупнении русских поселений играла церковь. В поселениях воздвигались православные храмы, вокруг которых образовывались приходы. Такие поселения стали назывались селами.
Таким образом, в созданном Ветлужском уезде церквей с сельскими приходами было более 50.
По существу, церкви играли и продолжают играть объединяющую роль для православных людей.
Об этом свидетельствует история Поветлужья. Поэтому церковь находилась и находится на особом месте в истории Поветлужья, России и в истории человечества. А так как историю создаем все мы, то это необходимо учитывать и поддерживать то, что питает и поддерживает нас!
Действительно, до 988 года на территории современной Европейской России, Украины, Литвы и Белоруссии никакого «русского народа» не было! Здесь жили вятичи, кривичи, поляне, древляне, кияне, венеды, чудь, жмудь, мокша, рось, рзя, мурома и прочие племена с интересными названиями - а вот Русского Народа не было. И кто знает - появился бы такой народ вообще, или нет, если бы в 988 году от Рождества Христова киевский князь Владимир не приказал бы срубить и сбросить в Днепр окровавленного человеческой «жертвенной» кровью идола Перуна, не крестился бы во Христа сам, и не крестил бы свой народ. Лишь Православная Вера превратила киян и кривичей, венедов и рзю - а также всех остальных - в единый Народ, не дала раствориться во тьме веков, рассеяться, исчезнуть.
Это надо знать каждому русскому человеку, независимо от места проживания, чтобы понять - что есть основа и цементирующая сила русской нации.
____________________________________________________________________________________________