Мнение психолога, учить ли давать сдачи в песочнице?
Психология и ВоспитаниеДавать или не давать сдачи в песочнице, влезать ли в детские «разборки», защищая своего малыша или "пусть дети сами разберуться..." - вопросы актуальные, как для мам мальчиков, так и для мам девочек. Нас всегда учили – да, сдачу нужно давать, нужно разбираться самому, нужно уметь договариваться. Оказывается, сейчас есть и другая точка зрения. Некоторые специалисты считают, что до 4х лет ребенка нужно поддерживать и ограждать от конфликтов в песочнице. До 4х лет ребенок до конца не способен осознавать и признавать другую (чужую) точку зрения/позицию, а умение понимать ситуацию/договариваться на прямую зависит от этой способности.
В этом возрасте важнее привить доверие к матери, укрепить уверенность ребенка, в том, что у него есть надежный тыл, а не оставлять малыша морально один на один с обидчиком. Ребенок должен быть четко уверен, что он может в любой момент обратиться к Вам за защитой и поддержкой.
Не бойтесь вырастить ябеду. К 5 годам сформируются надежные модели и функция заботливой мамы начнет переходить к той части личности ребенка которую называют Внутренним Родителем. Он будет сам делать то, что сделала бы мама/папа и опираться таким образом на себя.
Как новорожденного важно не оттолкнуть во время так называемого «ручного периода», чтобы потом вырос уверенный в родителях самостоятельный человек, который насытился руками и нежностью и не пытается постоянно выпрашивать внимания, как дети, которых изначально боялись приучить к рукам. Так и с малышом в песочнице – не придумывайте себе страхов, мол, вырастит трусихой, ябедой… До 4х лет можно смело поддерживать и защищать, даже нужно! Нельзя в этом возрасте обвинять ребенка в ябедничестве или прогонять со словами «Иди сам дай сдачи». Ведь он ждет Вашей защиты, он доверяет Вам, ведь в его понимании «родители – самый надежный тыл, к которому всегда можно обратиться». Так и должно быть для развития самостоятельной гармоничной личности.
*************************
Моя ББ-шная подруга Олька разместила у себя ссылки по данной теме и я просто не смогла не перепостить себе эти статьи, т.к. в них действительно актуальная для меня сейчас информации. Ведь мы только постигаем науку общения в песочнице. Статьи спорные, но некоторые утверждения довольно справедливы. Есть над чем задуматься. В общем, если интересно, ныряйте под кат - ооочень много текста ))
*************************
Давать или не давать сдачи в песочнице
Возник вопрос про агрессию на детской площадке и в песочнице и «давать ли сдачу». Мнения разделились.
Первое мнение - «да», при условии: агрессия целенаправлена (и повторяется несколько раз); ребенок, несущий агрессию, приблизительно такого же возраста и комплекции (ну или чуть старше и больше).
Второе мнение - «нет». Аргументы:
- это не по христиански - мы должны воспитывать сердце ребенка - а в нем не должно быть агрессии;
- все равно дочка слабее мальчика (речь в разговоре идёт о девочке) который её пытается обидеть (честно говоря, очень странное утверждение в связке с христианством);
- ребенок если его учить "дать сдачи" не способен понять, что бить можно только в ответ на агрессию и будет колотить всех подряд по любому поводу;
- мы должны думать куда приведет такая стратегия в будущем - например, девушке не стоит пытаться давать сдачу пацанам - безтолку - только хуже сделает;
- существуют более мирные способы - например, можно убежать, отойти или отвелечь нападающего, предложив ему игрушку;
- ребенка от агрессии другого ребенка должна защитить мама (вот только мама не всегда успевает добегать);
- нужно провести разговор с мамой нападающего ребенка - это ее задача найти подход к своему ребенку и наказать его.
Мой ответ:
Я против того, чтобы маленькие дети сами разруливали ситуации агрессии, в которые они попадают. Но не по тем причинам, которые предложены выше.
Когда вы учите ребёнка «давать сдачи» (учите пусть даже из самых лучших побуждений), какой посыл вы ему транслируете? Вы делаете ребёнка ответственным за его благополучие и его проблемы. Вы как бы говорите ему: "Разбирайся сам, меня может и не быть поблизости, я не всегда смогу защитить тебя". И это прямо противоположно тому, что мы должны транслировать ребёнку: «Я твоя защита и опора, ты всегда можешь положиться на меня, ты за мной, как за каменной стеной».
Да, мы для себя знаем, что не всегда возможно быть рядом, как бы ни старался, но привязанность ребёнка к нам, его чувство защищённости от уверенности, что его любят и о нём заботятся, и есть тот самый «щит», который оградит его от травмы в случае чего. Поэтому, когда вы идёте на детскую площадку (в песочницу, в гости), именно Вы отвечаете за ребёнка и то, что с ним там произойдёт. Вы — его основная защита.
После того, как вы приняли на себя ответственность, уже понятно, что делать.
Учите ребёнка при проблемах обращаться к маме (или другому «своему» взрослому). Если на ребёнка напали, отобрали, обидели, то первым его порывом должен быть крик «Мама!», а все разговоры насчёт ябед, слабаков и маменькиных сыночков придуманы, чтобы успешнее манипулировать нашими детьми. Если на вашего ребёнка постоянно нападают другие дети, то может не стоит водить его именно в эту песочницу, или именно в это время.
В песочнице, раз вы привели туда ребёнка, именно вы отвечаете за его безопасность. Если вы не уверены в других детях, находИтесь поблизости. Ограждайте своего ребёнка, если надо, сидите возле него. Если бы у моей дочки отняли игрушку, а она была не настроена делиться, я бы спокойно забрала её у другого ребёнка и пусть уж он сам разбирается со своей мамой. Может быть спрятала её, чтобы не дразнить чужого малыша, но ни в коем случае не стыдила ребёнка тем, что «надо делиться».
Важно помнить, что агрессия у маленьких детей - это импульсивная реакция на раздражённость. Если ваш ребёнок дерётся на площадке, я бы поискала источники раздражённости (и в большинстве случаев это будет разделение с основной привязанностью). А если ваш ребёнок «даёт сдачи», то сильно не ругала бы (особенно при чужих), но обьяснила, что это не решение проблемы, и в следующий раз прошу обращаться ко мне. А когда ребёнок обратиться, то уж не подвела бы его, а действительно защитила.
UPD. Вопросы - ответы
Если я "поймала" чужого ребенка, который только что толкнул или обидел мою дочь - тут же "на месте преступления" - что я могу с ним сделать? Обычно я хватаю его за руку или плечо и тряхнув, говорю что-то типа "не бей мою дочь - она тебя не бьет и ты ее не бей! Я не разрешаю тебе бить ее!" Это правильно или это "превышение моих полномочий"? Или я просто должна поговорить с его мамой или просто отодвинуть?
Поговорить с мамой, если вам не известна её реакция. Но часто маме такого ребёнка уже сто раз жаловались на него, и если она не реагирует, то и 101-ый раз вы тоже ничего от неё не добьётесь. "Не бей! Я не разрешаю тебе драться (бить, ломать игрушки и т.п.)" - по моему, вполне достаточно. Чужой ребёнок, конечно, к вам не привязан, и будет слушаться из голого уважения к силе, но если мама ребёнка не несёт ответственности за безопасность других детей на площадке, значит это придётся делать вам. Если ребёнок маленький, год-полтора-два, то на слова он вряд ли отреагирует, просто отодвиньте.
**************************
Ваш ответ применим как к мальчику, так и к девочке?
Да, и к мальчикам, и к девочкам. Гендерные различия всё равно будут, учи-не учи. Девочки, обычно, более охотно выплакивают свою раздражённость (фрустрацию), мальчики же более склонны выражать её в агрессии\самоагрессии.
**************************
Не понятен последний абзац. Почему, если ребенок решил сам дать сдачи, то это плохо и надо что бы он обращался к маме?
Мне не нравится ситуация, когда ребёнок считает, что он может справиться с проблемой лучше, чем мама. Это подрывает мамино положение Заботливой альфы, а если ребёнок склонен к доминированию, то небольшая потеря авторитета может иметь большие последствия.
**************************
Как не перегнуть палку и не получить вечно жалующегося по любой мелочи на других детей ребёнка?
Вечно жалуются дети, совсем не уверенные в родителях, те, кому отказывали в помощи. Они, таким образом, цепляются за родителей. Дети, уверенные в родителях, по любой мелочи к ним не бегают.
Давать или не давать сдачи в песочнице - дополнение
Я никогда не учила детей «давать сдачи», в том числе и потому, что у меня четверо и я не хотела, чтобы они «давали сдачи» друг другу. Был один случай буллинга, когда мы только приехали в Канаду. Дети из нашего комплекса спрятали Антона велосипед и дразнили его. Антон прибежал в слезах, ему было очень обидно. У меня и мысли не было посылать сына разбираться самому. Я сходила, нашла велосипед, а потом пошла жаловаться маме зачинщика травли. Мама, кстати, оказалась очень адекватной, замученная младенцем и тоддлером, она всё приняла близко к сердцу, и больше случаев травли не было.
Но я советую не учить давать сдачи не потому, что мне очень нравятся детские площадки в Канаде. Да, в Канаде общественно неприемлемо насилие на детских площадках и в школах, но никого не интересует, почему дети не дерутся. Вы можете запугать своего ребёнка, или отдрессировать через вознаграждение, и все будут счастливы. Я же пытаюсь обьяснить, что дети могут договариваться, избегать неприятностей и переживать травму с минимальными потерями, когда они уверены, что за плечами надёжный тыл. Тогда у них рождается желание «Я сам», «Я справлюсь», «Я могу».
И не кричат такие дети по каждому поводу «Мама!». Как правильно отметили в комментариях: «Уверенный в прочном тыле ребёнок ведёт себя по-другому, чем тот, кому не повезло. Таких детей я видела - они умеют справляться с опасными ситуациями как-то незаметно.»
Когда вы учите своего ребёнка «самого решать свои проблемы», «дать сдачи», «постоять за себя» вы подрываете его веру в вас, подрываете надёжность его привязанности к вам. А за привязанностью лезут и другие косяки. Ребёнок, который сам отвечает за свою безопасность и благополучие, такой ребёнок постоянно находится «в защите», «настороже», не может расслабиться. А условие покоя является одним из базовых для развития. Понаблюдайте за агрессивными детьми на площадке, способны ли они на творческую игру, есть ли у них энергия дерзновения?
Дальше. Необходимость «стоять за себя» - это очень уязвимое для ребёнка положение. Чтобы притупить чувство беззащитности мозг включает защиту - онемение чувств. Сравните спектр эмоций, которые в состоянии испытывать агрессивные и неагрессивные дети. В том числе, такие дети перестают ощущать потенциальную опасность. Вы учите «давать сдачи», но обязательно появится кто-то сильнее, или хитрее, или их будет больше. Что тогда будет делать ваш ребёнок? Вы уверены, что он сможет определить, когда ещё можно «разобраться самому», а когда уже пора делать ноги или орать «помогите!»?
С детьми, которых мы учим защищать самих себя, происходит две, на первый взгляд противоречивых, метаморфозы. С одной стороны, они становятся уязвимее по отношению к внешнему миру, они чаще попадают в драки, в другие потенциально опасные ситуации; с другой стороны, они становятся «эмоциональными истуканами», не способными чувствовать не только боль, но и сострадание, и любовь, в том числе, и к родителям.
Прозвучало мнение, что чтобы дети сами могли договариваться, их надо этому специально учить. И лучше начинать это делать пораньше. Замечу, что умение договариваться проистекает из способности ребёнка осознать и признать другую (отличную от его собственной) точку зрения\позицию. Пока мозг не способен на такую операцию, учить бесполезно.
Предложите ребёнку пройти так называемый тест «Салли-Энн» (имена у кукол могут быть любые): У Салли есть корзинка, а у Энн – коробочка. Салли положила в корзинку шарик (конфетку и т.п.) и вышла. Энн переложила шарик в коробку. Ребенка спрашивают: «Когда вернется Салли, где она будет искать шарик?». Дети до 4 лет отвечают, что в коробке, а после 4 лет, а чаще в 5 лет – в корзинке.
Вот когда ваш ребёнок сможет представить себя на месте другого человека, тогда и можно начинать учить его неким формулам поведения, типа «вначале надо спросить» или «попробуй предложить поменяться». Но вы с удивлением заметите, что ребёнок, социальный мозг которого достаточно развит, уже и без вашей подсказки умеет договариваться.
Детям, даже не готовым к взаимодействию, важно время от времени наблюдать себе подобных. Спрашивается, что тут можно сделать? Как сделать так, чтобы ребёнок не дрался и не ломал чужие игрушки? Мы можем отрежиссировать поведение: «Когда мы приходим в песочницу, то песок на голову других детей мы НЕ сыпем и к чужим игрушкам мы подходим ТОЛЬКО с разрешения мамы. Иначе мы уходим с площадки». Ребёнок смысла этих странных правил, конечно, не понимает, но из любви к вам и желания быть на площадке — подчиняется.
В сухом остатке мы имеем вот что. Если вы считаете, что без умения «давать сдачи» ваш ребёнок в доставшемся ему мире не выживет — учите, конечно. Только, боюсь, результат будет прямо противоположным ожидаемому. Мало того, что ребёнок будет обеднён эмоционально, так он ещё и в беду будет попадать чаще.
Какая схема развития при таком подходе? То есть маленький зовет маму, потом в нем крепнет чувство уверенности и появляется ощущение "я сам! я справлюсь" и он неосознанно избегает ситуаций агрессии, так? Или на примере маминых действий учиться разруливать такие ситуации и потом маму уже не зовет?
Какой-то однозначной, линейной схемы нет. Всё завязано в узел: надёжная привязанность это необходимое условие для гармоничного взросления. Гармоничное взросление включает в себя присутствие жизненной энергии, способность адаптироваться и интегративное мышление. Способность изменяться в ситуациях, которые ты не можешь изменить и умение видеть проблему с разных сторон позволяет с достоинством улаживать конфликты.
Пример ваших действий важен, но информацию уверенный в себе ребёнок черпает не только от вас, а отовсюду. Он запросто может и кулаками вопрос решить,если попадёт в соответствующую компанию и других способов выйти из ситуации не будет. Гармонично развитый ребёнок не застревает в каких-то схемах поведения (бей других \ не бей других), а хорошо импровизирует, учитывая ситуацию. Уверенные в себе дети открыты миру, они анализируют исходные данные, действуют, анализируют ответ, адаптируются и снова реагируют уже с учётом изменившихся условий.
***************************
Все эти советы подходят для заботливой альфы, с эмблемой супергероя на груди, которая все может и умеет. А я обычный нормальный человек, а не супермен. Я считаю несправедливым требовать от меня изменить мир в котором я живу. Все твои посты об этом - ребенок не может того, этого и этого. А мама нет! Мама все может! Она же заботливая альфа, а значит неуязвимый супергерой.
Смысл не в том, чтобы быть супергероем, и даже не в том, чтобы быть суперродителем, а в том, чтобы быть родителем, который нужен вашему ребёнку. Быть ответом на его чаяния, быть ему опорой и защитой. Пожать плечами и уйти от конфликта требует не меньше альфовости (а часто и больше), чем броситься в драку с кулаками.
***************************
Ещё прозвучало такое мнение, что у меня «несколько преувеличенная боязнь самой агрессии как потенциальной угрозы моим детям и таким же, у кого хватило ресурсов не попасть в сад”.
Не в волнении за своих детей я писала эти посты про «дай сдачи! дай в лоб! сам решай свои проблемы!», а пыталась обяснить, что таким посылом вы, в первую очередь, вредите СВОЕМУ ребёнку. Вы подрываете его базовое доверие миру, обедняете его эмоционально, ограничиваете его набор реакций на неожиданные ситуации. Жаль, если это так и осталось не понятым, но доступнее я пока не умею. sorry.
***************************
Вообще каждый родитель должен постараться "поставить себя на место ребенка" и попробовать представить, какой бы он помощи хотел от родителя - при чем поставить себя на место не рассуждениями, а эмоциями. Ну, например, представить, что Вас в ресторане обозвал мужик за соседним столиком - а Ваш Любимый - сидя напротив вас - просто проигнорировал этот момент. Мужик обозвал вас еще раз - вы смотрите на любимого в надежде на помощь - а он отворачивается, делая вид, что ничего не замечает. В третий раз вас обзывает мужик за соседним столом - вы открыто просите помощи у любимого, а он отвечает "Что ты пристала ко мне? Двинь ему в морду, да и все". По крайней мере мне легче понять что переживает мой ребенок представляя ситуацию, когда я испытываю негативные эмоции, а от любимого поддержка ноль.
***
... речь тут идет заведомо о ситуации где ребенок однозначно не может сам справиться. Где чужой/малознакомый ребенок неожиданно агрессивен. В семье, где сформированы отношения привязанности между братьями/сестрами такие ситуации просто черезвычайно редки. Чем больше детей тем реже ситуации.
во-вторых, способность себя защитить и опереться на себя, это не упражнение, оно не вырабатывается тренировками. это качество, которое в ребенке формируется во внутреннем мире, внутри личности. И оно складывается прежде всего из тех моделей , которые показывают родители.
Такой подход - давать разбираться самим и практиковаться в общении реален и возможен во-первых с детьми старше 5ти лет, во-вторых между детьми со сформированной привязанностью друг к другу. которые если даже подерутся, то все равно базово друг друга любят и жить друг без друга не могут При отсутствии привязанности такого рода разборки заканчиваются плачевно для ребенка.
До 5ти лет примерно,. пока у ребенка еще формируются модели взаимодействия с миром лучшая самостоятельность и лучший выход из любой трудной ситуации - помощь родителя. Только так и никак иначе. К 5 годам сформируются надежные модели и функция заботливой альфы начнет переходить к той части личности ребенка которую называют Внутренним Родителем. Он будет сам делать то, что сделала бы мама/папа и опираться таким образом на себя.
детский психолог Ольга Писарик
Взято у Мира, чтобы не потерять...еще не прочитала до конца...