На обороте каждой карточки название и факты о цвете. Карточки удобны для первого знакомства малыша с основными цветами или их оттенками.
Что делали.
Смотрели карточки основного цвета и его оттенков.
Проговаривала название цвета и интересный факт про него.
Группировали карточки одного цвета: светлые, темные, яркие и т.п.
Подбирали карточки с наиболее подходящим оттенком для различных предметов.
Передача эмоций через цвет.
Материалы.
Карточки с оттенками, сгруппированными по настроению, эмоциям.
Это, пожалуй, самая субъективная часть.
У меня были карточки Dulux (как и где я их достала). Оттенки каждого цвета этих карточек поделены на 4 настроения, я воспользовалась данными подсказками:
Rich: насыщенный, глубокий, яркий.
Warm: теплый, мягкий, нежный, приглушенный.
Fresh: свежий, легкий, яркий.
Calm: спокойный.
Я объедина карточки по оттенкам и настроениям в группы. Вот так, например, выглядят 4 группы зеленых оттенков:
Конечно, можно придумать свое деление, ведь это задание на передачу личных ощущений. Но поскольку я внутренне согласилась с предложенным делением, то решила его и оставить. А более детальное отложить на более поздний срок и группировать оттенки уже с Алисой.
Что делали.
Демонстрировала палитру для каждого настроения в рамках одного цвета.
Кроме того для создания «цветного» настроения я делала цветные плакаты: на перекидной календарь формата А2 с обратной стороны страниц крепила карточки с оттенками текущего цвета. Крепила канцелярскими скрепками, чтобы в любой момент, как только дочка заинтересуется содержимым, карточки можно было быстро снять и дать в руки для детального изучения:) Вот такие плакаты получились:
Плакты имели такой успех, что я стала крепить и другие материалы (очень хорошо получалось с репродукциями), а также просто вешала страницы календаря с нужными оттенками:
Смотрели ролики соответствующего цвета. Рассказала Алисе, что цвета — это не просто оттенок на карточке, это характеристика любого предмета. Для закрепления искали вокруг предметы соответствующего цвета.
Передача цвета через картины
Материалы.
Репродукции известных художников с преобладанием соответствующего цвета в картине.
Примечание: картины легко найти в Яндексе (картинки) по запросу «репродукции известных художников» с фильтром нужного цвета. Например: репродукции в красных тонах.
Я выбирала картины руководствуясь следующими критериями:
Картина мне нравится
Картина передает многообразие оттенков нужного цвета
Картина и ее автор известны и популярны
Репродукции я распечатала на фотобумаге форматом А5.
Отобранные мной картины в архиве материалов занятия.
Что делали.
Демонстрировала картины, озвучивала авторов, названия.
Подбирали карточки из набора 100 цветов с оттенками, наиболее подходящими картине.
Чтение
Материалы
Книжки-листалки со стихами про цвета.
Задалась целью представить цвета и через слова-письменность. Мы сейчас читаем небольшие книжки с предложениями 3-5 слов, поэтому для книжек я выбирала короткие стихи про цвета. Также я искала стихи, где по-максимуму были бы представлены типичные предметы выбранного оттенка, чтобы получить стойкую ассоциацию (например, синий карандаш не подходит, так как карандаш может быть любого цвета, а вот синие небо или красная малина — то, что нужно).
При оформлении также старалась по-максимуму задействовать нужный цвет и в картинках, и в тексте.
Получившиеся книжки также в архиве материалов занятия.
Что делали
«Читали» книжки несколько раз в течение дня.
PS Перед занятиями показала дочке все незнакомые нам слова из книжек в рамках методики Домана.
Искали нужный цвет среди мелких деталей (платье куклы, цветной рисунок и прочее).
Сортировали одноцветные предметы по цветам.
Среди группы однотипных предметов находили лишний (по цвету) — три зеленых кубика и один красный.
Рисование
Материалы.
Фломастеры, пальчиковые краски, доска-мольберт, бумага, цветное тесто для лепки и пр.
Что делали.
Много рисовали различными способами: пальчиковыми красками, фломастерами, на молоке, через файлы, ладошками, губками-печатками. Подробнее о каждом способе в дневнике каждого дня занятий.
Лепили из соленого теста (мяли, щипали).
Занятия английским
Дополнила наши занятия английским видеопрезентациями по цветам:
В двух словах — игрались с цветами: искали заданные оттенки, подбирали похожие цвета, сортировали карточки, пересматривали видео материалы всех дней, перечитывали книжки с цветными стихами.
Для наглядности приведу несколько примеров.
Из карточек 100 цветов выбрала по три каждого оттенка (самый яркий, самый светлый, самый темный).
Сортировали по цветам (6 групп: красные, синие, зеленые, желтые, оранжевые, фиолетовые) и по оттенкам (яркие, темные, светлые).
Показывала карточки одного цвета, например зеленого и просила выбрать среди репродукций картины в этих оттенках.
И наоборот, к картине просила подобрать наиболее подходящие ей по оттенкам карточки с цветами.
На цветных картинках искали нужные нам цвета. Для простоты я брала книжку про цвета из 7 гнов 0+, там простые двухцветные картинки.
Использовали однотонные игрушки: хорошо подошли кубики и кольца пирамидки: выбирали и подавали нужные цвета.
Порядок ввода цветов продиктован соображениями контрастности (новый цвет значительно отличается от предыдущего) и колористики (если вводится «смешанный» цвет, то его можно презентовать через уже знакомые основные (оранжевый -это результат смешения красного и желтого).