Правила психодиагностики детей
Понятно желание родителей узнать особенности умственного и психического развития ребенка, выявить наличие способностей. Для этого существует ряд диагностических процедур: наблюдение, тестирование, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности (рисунки, разные поделки ребенка и т.п.), группа проективных методов и др. Реальное общение с родителями и анализ получаемых вопросов свидетельствует о необходимости рассмотрения данного вопроса более ответственно. Особенно это касается тестов и проективных методов. Весь диагностический материал можно сравнить с лекарственными препаратами. В зависимости от состава и спектра их действия одни препараты продаются без рецепта, а для приобретения других иногда необходима подпись не только лечащего врача, но целой комиссии. Такие препараты имеют сильное действие на организм, и назначать их может только квалифицированный специалист. Так же и с методиками. Не знание требований проведения диагностики ребенка, неумения интерпретации полученных результатов, дают необъективный результат.
К большому сожалению, многие родители, да и начинающие психологи, считают легкими и доступными рисуночные методы исследования, такие как «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Несуществующее животное» и др. Читаю комментарии к вопросам видно, как легко многие родители дают оценку рисункам детей (эти рисунки они НЕ ВИДЯТ!). Это не просто оценка. Это диагностика психического состояния ребенка! Рисуночные методы являются частью проективных методов исследования. Да, каждый названный метод имеет определенную шкалу интерпретации. Например, место расположения рисунка на листе свидетельствует о самооценке испытуемого (адекватная, заниженная, завышенная). Кроме этого необходимо учитывать:
________________
Статья подготовлена по материалам Клуба по раннему развитию
БЕСПЛАТНЫЕ консультации специалистов по детскому развитию:
Хотите читать новые материалы по развитию и воспитанию детей у себя в ленте? Добавляйте нас в друзья.