О сроках и нормах. Личное мнение.
Сроки и нормы развития (таблицы, пособия, НЕ вопросы)Большинство деток земного шара - средненькие и близко к ним. По определению. Эта мысль кажется очень простой для всех, кроме мам. Ведь нам так хочется, чтобы наш был быстрее, выше и сильнее одновременно. Хотя нет, в первую очередь - умнее. Они ведь все бегают, прыгают и лазают, а вот знают животных саванны и отличают их от животных джунглей в 2 года - не все.
Особенно мысль о том, чтобы быть мамой среднего ребенка пугает мам у которых ребенок (пока что) только один. Мой единственный сын - и "средний"? Да быть не может! Ко всему прочему, прибавьте сюда завышенные в СНГ еще с советских времен нормы развития. Все мы еще до беременности откуда-то знаем, что ребенок должен пойти к году. При этом средний возраст освоения навыка самостоятельной ходьбы по мировой статистике - 1.2-1.3. Средний!! Это значит, что "ранние" детки пойдут в 9 месяцев, а "поздние" - в полтора года. Зачем это было нужно советскому союзу - ну так растили комсомольцев и космонавтов. Так что если не соответствует нормам космонавтики - значит отстает. Не от среднего, а от нужного для поддержания имиджа советской страны.
Но раз есть средние, то есть и отстающие. Действительно есть детки кто в 5 лет "выдает" развитие на все 7. А есть кто в те же 5 больше похож на среднюю трехлетку. И это все о здоровых детях, представляете, какой разброс? Но вот интересно: постепенно темпы развития снижаются у всех - и к подростковому возрасту все уже развито. И 99% отстающих деток к 14-15 годам догоняет середнячков. Так же как и 99% опережавших скатываются туда же. И отсюда - с подросткового возраста - и начинается действительно "разделение" на деток мотивированных и нет. На трудолюбивых и лентяев. На тех, кому родители помогли отыскать таланты, и тех, кто раньше был хорош во всем, а теперь везде средний. А что же с 1% из той и другой категории? Ну судьба гениев всем известна. Им не помочь. А помочь 1% из второй категории найти свое место в жизни - вполне себе реально.
Зачем же тогда вообще нужны эти осмотры, нормы и сроки? По сути, единственная их задача - определить, здоров ли ваш ребенок. Не его будущее, не его перспективы, а только здоровье. Где же граница? Я имею в виду: вот есть ребенок 5 месяцев, который не переворачивается. А есть ребенок 6 месяцев, который тоже не переворачивается. Единственная разница между ними в том, что 6-месячного ребенка стоит обследовать тщательнее. Ведь есть вероятность, что ему действительно нужна помощь. Помощь не в том, чтобы перевернуться быстрее, а в том, чтобы перевернуться вообще. То есть, есть вероятность, что без помощи этот ребенок никогда не перевернется, не поползет и не пойдет. А вот в 5 месяцев волноваться с точки зрения врача не о чем. Ну кроме блестящего будущего конечно) Как вести себя в этой ситуации (с 5-месячным, или с двухлеткой, который не знает животных саванны) маме - вопрос сложный. Российские мамы скорее всего будут считать своим долгом помочь догнать быстрее. Европейские мамы - будут стараться принять все как есть. Да, отстает от сверстников. Ему или ей проще и интереснее с детками помладше. Так в чем проблема - отдадим в школу на год позже. То есть, российская мама (среднестатистическая, включая меня, но я работаю над собой=) будет стараться подтянуть отстающего ребенка до середнячка. Европейская же мама сделает так, что отставание ребенка будет незаметным даже ему самому.
Точнее не так, одинаковыми детки конечно не будут никогда. Только разность будет не в исходных данных, типа темпа развития, а в характере, уверенности в себе, навыках общения, психологическом и физическом здоровье. А эти вещи напрямую зависят от того, смогла ли мама принять своего ребенка, увидеть его, а не свои представления о том, каким он должен быть. Разумеется, мамам ранних деток в этом проще. Хотя, тут тоже большой соблазн провозгласить своего ребенка гением или присвоить его заслуги. "Вашему уже полтора и он еще не говорит??? Ну не знаю, моя уже стихи повторяла в этом возрасте. Но я начала с ней заниматься с 3 месяцев, попробуйте карточки Домана!"
Напоследок, мое любимое сравнение (не я придумала). Развитие ребенка - это как выращивание довольно прихотливого деревца из семян. Ему нужен полив в определенное время суток, определенный уровень освещения и температурный режим, питание разумеется, при чем каждому деревцу - разное. Если все это подобрано правильно - то получится красивое здоровое деревце, какое именно - ель или яблоня - мы изменить не можем, но каждое красиво по-своему. Идеально подобрать условия получается далеко не сразу и не у всех. Но никакие ошибки в уходе не сравнятся с попытками некоторых тянуть деревце вверх за только что сформировавшиеся листочки...