Большой пост про прикорм
ПитаниеСуммирую здесь мои знания и личный опыт. На истину в последней инстанции не претендую.
Для начала, давайте попробуем разобраться, что такое прикорм и для чего он вообще нужен.
Новорожденный ребенок пьет исключительно мамино молоко или адаптированную (то есть приближеную к нему по составу) смесь. И ему этого абсолютно достаточно (кроме витаминов Д и К). А взрослый человек на такой диете долго не протянет, как вы понимаете. Взрослые люди едят овощи, мясо, рыбу, крупы и фрукты. Значит, должен быть какой-то момент в жизни человека, когда грудное молоко или смесь заменяется взрослой пищей. И понятно, что этот переход должен быть постепенным.
Введение прикорма - это первый шаг на этом пути. Его цель - пока еще не заменить молоко овощами и мясом, а подготовить ребенка к этой замене. Подготовить нужно несколько вещей.
1. Необходимо обучить ребенка необходимым навыкам. Молоко жидкое, его сосут и пьют, а еда - твердая, ее жуют, глотают и едят (в нашей культуре) ложкой.
2. Необходимо перестроить организм ребенка на переваривание другого вида пищи.
3. Ребенок получает удовольствие от еды, в том числе и от процесса. Ребенок привык, что процесс - это сосание (здесь еще и инстинкт работает). Необходимо "перестроить" ребенка психологически, чтобы вот это удовольствие он стал получать теперь от процесса еды с ложки.
Вот эти три пункта и есть цель прикорма. Теперь о сроках. Ребенку до года нет никакой необходимости есть что-то кроме молока или смеси. Но примерно с года ему необходимо прежде всего железо и некоторые другие витамины, содержащиеся в основном в мясных и злаковых продуктах. То есть, к году очень желательно, чтобы ребенок ел мясо, рыбу, злаки в более-менее достаточных количествах, в дополнение к молоку или смеси. И соответственно, именно к году ребенок должен в идеале овладеть всеми этими тремя навыками. А чтобы научиться к году - начать рекомендуют как раз в 6 месяцев. Позже - можно, но есть нюансы, о которых ниже. Раньше - теоретически можно, но не нужно. В идеале ребенок должен съесть первую порцию своей "взрослой" пищи, когда он сам ее выпросил. Поэтому если нет причин торопиться с прикормом, то лучше заняться тем, что почаще показывать ребенку, что вообще-то взрослые люди иногда едят) Теперь о каждом навыке более подробно.
Жевание.
Довольно интересно, что многие думают, что этот навык связан с появлением зубов. И это действительно так, эти вещи связаны, но не так, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что ребенок отлично жует при отсустствии зубов, благодаря врожденному инстинкту - разминает пищу деснами и языком. Но как только появляется хотя бы один - два зуба - жевать становится значительно сложнее (представьте сами), вплоть до появления хотя бы одной пары жевательных зубов. То есть, ребенок с резцами, но без жевательных зубов жует так же деснами, как и ребенок без зубов вообще, только делать это ему сложнее.
Поэтому, если не познакомить ребенка с процессом жевания до того, как вылезли зубки, то это знакомство становится проблематичным. Думаю, многие знают, что в последнее время зубы у детей стали появляться значительно раньше. И думаю, в том числе поэтому так часто стали возникать проблемы с жеванием. Родители просто не успевают познакомить ребенка с кусочками до появления первых зубов. Это конечно не значит, что если у вашего ребенка зубки прорезались в 3 месяца - то все потеряно. Но скорее всего, вам придется постараться чуть больше с переходом на кусочки (если конечно к тому моменту не вылезут уже и жевательные). У детей без зубов проблем с жеванием обычно не возникает, при соблюдении еще одного момента. Это так называемое "окно" навыка. Дело в том, что ребенка необходимо знакомить с кусочками не позднее 10-11 месяцев, иначе его врожденный инстинкт жевания (он есть у всех детей, как и инстинкт сосания) угасает за ненадобностью. То есть, не позднее 10-11 месяцев желательно перестать блендерить вне зависимости от наличия зубов.
Глотание. С глотанием проблемы возникают у всех детей без исключения на первых этапах. Так работает защитный рефлекс. Если что-то твердое касается заднего кончика языка - срабатывает рвотный рефлекс, ребенок кашляет и сплевывает еду обратно. Это очень полезный навык, практически исключающий возможность удушения у совсем маленького ребенка. Ведь как только что-то твердое чуть прикасается к языку - ребенок это выплевывает. У взрослых людей есть остатки этого рефлекса, но просто прикоснуться к языку уже недостаточно, необходимо приложить усилия.
В самом начале ребенок еще не может прожевать достаточно качественно с первого раза. Пытается сглотнуть - срабатывает рефлекс - сплевывает обратно и жует дальше. Не очень красиво, но эффективно. Поначалу ребенок таким образом превращает кусочки в привычное пюре, почти жидкое, и глотает уже его. Но со временем (пара недель обычно) этот защитный рефлекс подстраивается под новые условия и постепенно ослабевает. Теперь ребенок может глотать не только пюре, но и небольшие кусочки. Но к сожалению теперь он может подавиться. Здесь только еще упомяну, что переход от жидкого молока к чуть более густому пюре тоже требует некоторой подстройки этого навыка, то есть поначалу многим (или всем) деткам сложно проглотить даже пюре.
То есть, если ваш ребенок подавился пюре, закашлялся, сплюнул, но потом открывает ротик или тянется за следующей ложкой - все в полном порядке. Кривиться ребенок тоже имеет полное право) Если же отворачивается, не открывает ротик - значит, на сегодня хватит.
Ложка. Обучение еде с ложки и впоследствии ложкой - наиболее сложный этап. В основном, потому что он не заложен природой в виде инстинкта. Это именно навык, которым необходимо овладеть. С другой стороны, именно потому, что этот навык не завязан на природных инстинктах, четких сроков и "окон" здесь тоже нет. Нет никакой проблемы, если в год ребенок будет есть кусочки мяса руками. И это в разы лучше, чем если он будет продолжать есть пюре с ложки. Плюс, самостоятельный прием пищи - лучше чем кормление мамой. Так как именно ребенок знает и чувствует, когда он наелся (в его понимании - устал есть). То есть, при самостоятельном потреблении пищи ребенок лучше может регулировать количество съеденного. Ну и обычно, если нет других проблем с прикормом (то есть ребенок без труда жует, глотает, делает это с удовольствием), то обучение самостоятельной еде тоже проходит легко. Главное дать ребенку эту возможность, когда он попросит. А он попросит. Отличная идея - кормить его своей ложкой, пока он играет со своей. В игре ребенок как раз и обучается всем необходимым навыкам обращения с новым предметом.
ЖКТ. Именно для постепенной перестройки ЖКТ и нужен порядок введения новых продуктов. Начинают обычно с мягких белых и зеленых овощей - они гипоалергенны и являются пищей для заселяющих кишечник бактерий, то есть способствуют их размножению. Впоследствии именно эти бактерии будут переваривать и усваивать более сложные продукты. Затем вводят "цветные" овощи и мясо - рыбу. Самые "лучшие" фрукты на первых этапах - груша и банан. Ну в общем тут я думаю информация большинству известная. Единственное, о чем бы хотелось поговорить тут - это о том, что многие находят в подгузнике кусочки непереваренной пищи и волнуются на этот счет. Так вот, это совершенно нормально и кишечнику это ни коим образом не вредит (а даже наоборот, способствует его очищению). Да, организм не получил питательных веществ из этого кусочка. Но как вы помните, получение питательных веществ на этапе прикорма - не является целью. Постепенно организм научится переваривать и кусочки, но для этого эти кусочки должны в организм поступать). Внимательность необходима только в отношении аллергий. Изменения консистенции на первых этапах - тоже абсолютно нормальный процесс. Краткосрочные запоры или наоборот диарея - тоже нормально, если это не постоянно. Ну не справился ребенок в этот раз, справится в следующий. Возможно, стоит сократить объем, это никогда не повредит.
Удовольствие от еды. Об этом аспекте многие даже не задумываются, но весь прикорм имеет смысл только в том случае, если ребенку нравится этот процесс. Именно процесс. Вкус здесь ни при чем. Обычно детям нравится привычный вкус и не нравится новый (если это не сладкое). Но процесс - должен нравиться. Как это сделать? Ну во-первых, почаще есть при ребенке и показывать, как это вкусно. Во-вторых - ни при каких обстоятельствах не давить на ребенка. В-третьих - не подменять удовольствие от поглощения пищи удовольствием от общения с мамой или мультиками (это когда кормят, отвлекая чем-то). Если ребенок сегодня съел одну ложку и больше не хочет - значит вернетесь к этому вопросу завтра. Самое естественное - это когда ребенок играет с едой, потом тянет ее в рот и пробует проглотить. И тут мы медленно подходим к теме педагогического прикорма...
Педагогический прикорм основывается на всех вышеизложенных принципах, так же как и прикорм привычный, рекомендуемый ВОЗ. Но в этом прикорме пропускается этап пюре, вместо этого, ребенку предлагается действительно обычная взрослая еда (здоровая), которую он ест сразу самостоятельно или с небольшой помощью мамы. Главное - что по собственной инициативе. При педагогическом прикорме не заменяются кормления, по-крайней мере поначалу, а прикорм дается по настроению, между кормлениями или даже после. Подстройка ЖКТ в случае педприкорма происходит по-другому. Сначала ребенок вообще только сосет кусочек еды, потом постепенно учится жевать совсем мягкие разваренные овощи (фасоль например из супа) и т.д. То есть, вместо щадящих продуктов используются щадящие количества. Ну и конечно, никто не начинает даже педагогический прикорм с куска свинины копченой. Этот вид прикорма был единственно возможным до появления блендеров и магазинных пюре. Но в то время и пища была более здоровой - щи да каша...Однако, в случае любых проблем с введением прикорма (кроме аллергий), я считаю что рациональная мама вполне может попробовать педагогический прикорм и в наши дни, и в большинстве случаев, проблемы решатся. Так как чаще всего ребенок отказывается от прикорма, потому что было нарушено как раз последнее правило - удовольствие от процесса. Наигравшись же с кусочком хлеба ребенок 8-9 месяцев ну просто обязательно засунет его в рот. Или сидя за общим столом и наблюдая, рано или поздно он захочет подражать маме и папе.
На мой взгляд, кусочки не являются обязательным условием для педагогического прикорма. Вы можете и пюре ребенка кормить основываясь на его принципах. Для этого поставьте перед ним тарелку с пюре, дайте ложку и закройте глаза) Если так не работает - попробуйте сами есть это самое пюре, желательно с гримасой удовольствия на лице.
Ну а самое главное правило любого прикорма - не надо стараться ребенка накормить. Цель - научить его есть. Мотивировать в процессе, привлекать внимание, когда отвлекся - конечно необходимо. Но если вам на самом деле без разницы, сколько он съел, и съел ли вообще (а вам должно быть без разницы, ведь цель не накормить=) - то все пройдет гораздо проще и без лишних проблем. И я считаю, что всегда лучше одна половинка фасолинки, чем банка брокколи. Она большему ребенка научит.
Ну и наконец, кратко, мой личный (очень спорный, не рекомендованный ВОЗ) опыт:
- с 6 мес. безуспешно пыталась засунуть в ребенка хотя бы пол чайной ложки какого-нибудь пюре (в 4 мес. и в 5 мес. тоже пробовала пару раз).
- с 7 мес. стала сажать с собой за стол, давала ему ложку, тарелку, в тарелку клала например три рисинки и половинку фасолинки и "забывала" про него, ела сама с "показным" удовольствем.
- через неделю перестал давиться рисом и фасолью.
- через три недели - самостоятельно рукой ел куриные самодельные тефтельки, все овощи из супа, рыбу (по кусочку-два чего-то в день). Ел всегда то что даю, постепенно стал съедать столько сколько даю (а давала я примерно 1-2 столовых ложки).
- с 8-9 мес. стала готовить ему отдельно, например рожки с соусом из овощей и фарша, и давала их с ложки (он вырывал ложку из рук, так как привык есть сам, я сначала сопротивлялась, потом перестала - давала ложку с едой ему в руку).
- в 10 мес. заменили одно кормление. Стала помогать ему зачерпывать еду его рукой (доносил ложку до рта он уже отлично).
- в 11 мес. отказался от смеси полностью (сам, просто в один день перестал на нее соглашаться, хотя до этого обожал и как мне казалось до школы будет ее требовать). Пришлось заменить все остальные кормления, кое-как уговорила его оставить смесь на ночь.
- с года стал полностью есть сам (имея, кстати, при этом только 2 зуба). Готовила я для него иногда отдельно, иногда ел то же что и мы (в зависимости от того что мы ели). Так же, есть банки с кусочками (в России - gerber). Я брала те, где кусочки покрупнее, даже если было написано с года например (читала состав).
- с 1.5. примерно отдельно ему не готовлю.