Правильное образование (часть 1)
Искажение слов. Подмена понятий.Существует множество религиозных и научных представлений о мироустройстве, они дружат или воюют, но каждое представление так или иначе претендует на место фундамента.
Попробуем рассмотреть волнующий нас предмет образования с точки зрения близкой нам славянской культуры. Славянской потому что эта культура владеет словом-образом.
Иосиф Шенгелая (философ):
"Можно сказать, что это как бы обретение образа человеческого, целостного во всех его проявлениях. Мы же понимаем, что когда слово входит в обиход, то оно уже носит такое чисто техническое значение, к сожалению... В свое время А.А. Солженицын, еще в 70-е годы написал статью «Об образованщине». Речь шла о широком слое советских людей. Ведь все получили образование, могли гордиться: мы духовнее всех, потому что мы любим ходить в театры, книжки читать, у нас метро самое читающее в мире…, а ведь очень часто это не образованный человек, потому что он не обрел, действительно, этого образа человеческого, высшего, духовного. И часто охват у нас поверхностный. Знают то, что надо знать здесь и сейчас, что принято знать. Не могут и часто просто не умеют выразить себя как такового, целостность свою, потому что ее нет. А есть нечто, что дает набор признаков: вот это интеллигент, это учитель, вот это врач… Мы гордились своей системой образования и она, действительно, была замечательной, до поры – до времени".
Согласно словарю Ожегова:
- Ошибка – это неправильность в действиях, мыслях.
- Правильный – это не отступающий от правил, норм, пропорций; закономерный.
- Закон – связи и взаимозависимость явлений действительности.
- Действительность – реальное существование чего-либо; реальность.
- Реальность – объективно существующее явление; действительность.
Выходит Реальность и Действительность – одно и то же? Это явная ошибка! Тем более, что она не своя, а чужая. И присутствуют такие ошибки во многих авторитетных изданиях, которыми пользуются миллионы людей, и которые заведомо будут ошибаться, доверяя написанному.
Вы думаете это несущественно, понимать разницу между словами Реальность и Действительность?! Или Мораль и Этика, Империя и Держава… От понимания значения этих слов зависит движение нашей истории.
В обиходе давно появились выражения типа: Человеку свойственно ошибаться, Учиться на ошибках и другие… Они стали устойчивыми, хотя неполно и неправильно ориентируют подход к обучению. Более того, они вредны, так как, согласившись с таким подходом, человек перестает поступать ответственно.
Ответственность. Вот еще одно замечательное словечко, непонимание смысла которого приводит к тотальному замешательству на всю жизнь! Как правило, с этим словом ассоциируется что-то не очень комфортное, какая-то нежелательная обязанность отвечать за последствия. В словарях пишут: Ответственность – это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях и поступках. Поступать ответственно, значит поступать в соответствии с вето; законом, то есть ограничением.
Вот еще одно словарное определение: Ответственность – это способность и готовность принять статус полного источника и причины за все действия.
Когда речь идет об ответственности, имеется в виду определенность, создаваемая причиной, например вами, которая приводит к созданию определенного действия. Ответственности нет, когда вы игнорируете что-то, воюете с чем-то или отстраняетесь от чего-то. Ответственность – это не вина, это осознание бытия причины.
Есть здесь и более глубинный смысл. Если проследить все мутации этого слова к славянским корням, и вернуть на изначальное место букву Д (Отведственность), можно обнаружить глобальное расширение значения слова до Действия от знания; Ведания. То есть – ведаю, что творю.
Иосиф Шенгелая (философ):
"Природа человека, в общем-то, едина и стержень ее един… для всех. Поэтому важно, чтобы он состоялся. Важно, чтобы то лучшее, что есть в человеке, как в родовом существе, части рода человеческого, родовые признаки, они работали".
Учиться надо не на ошибках. Ошибка – это неправильность в действиях и мыслях. Чтобы не ошибаться, нужно поступать правильно, но перед тем как правильно поступать, нужно правильно мыслить. Если мысль правильная, ошибки быть не может.
А что значит правильно мыслить?
Анатолий Костенников (музыковед):
"Когда мы открываем библию, мы читаем: «В начале было слово», ведь слово – это уже фактор высочайшей цивилизации и культуры, значит, до слова что-то уже было…".
Слово Славяне имеет древнее происхождение. Толковый словарь определяет значение этого слова как «Одна из крупнейших в Европе групп, родственных по языку и культуре народов», составляющих три ветви:
- Восточно-славянскую (русские, украинцы, белорусы);
- Западно-славянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане);
- Южно-славянскую (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы).
Сознание славянского языкового и этнического единства нашло отражение в древнем самоназвании всех славян - Словене. По мнению академика Трубачева, это этимологически что-то вроде «Ясно говорящие». В Повести временных лет (древнерусском летописном своде начала 12 века) говорится: «…а словенский язык и русский одно есть». Слово язык употреблено здесь в значении речь. Но это слово имеет более древнее значение. Язык – это народ. Вот почему славян называли язычниками – родившимися с языком.
В подавляющем количестве публикаций разных времен и даже в учебниках по истории можно найти так называемые свидетельства о том, что славяне были диким народом, не имели языка, письменности и даже справляли человеческие жертвоприношения.
Эта доктрина последовательно внедряется кукловодами из западного мира в сознание славян с определенной целью – создать удобное для управления общество массовой культуры и потребления западного типа на как можно большей территории. И внедряется небезуспешно.
Слово SLAV (англ.) означает славянин, а SLAVE – раб, невольник. Такое же значение у немецкого слова SKLAVE и французского ESCLAVE. Очень странное совпадение в словообразовании более поздних по отношению к русскому европейских языков. Ведь до 16 века практически вся Европа говорила на одном языке, и это был русский язык.
Пусть чутье, интуиция подскажет вам причины современного состояния некогда цельного языческого славянского мира. В учебниках истории ответа на такой вопрос не найти.
Кстати, по поводу слова Религия. Смотрим словарь.
Религия – одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения.
А теперь проясним глубинное значение этого слова. Ведь слова резонируют с сознанием именно на глубинном уровне. Как видим, слово религия состоит из двух составных: РЕ и ЛИГА.
- Ре – преобразование, реконструкция, переделывание. Ре образует глаголы и существительные со значением повторности или противоположности.
- Лига – союз, объединение, дуга (объединяющая группу нот в цельное звучание).
И получается, что религия – это переобъединение или преобразование уже существующей цельности.
Вас не удивляет такое большое количество религий на планете?
В русский язык разными путями вмонтировано много импортных словечек, которые разъединяют цельность и выразительность языка. А, следовательно, и его носителей.
Анатолий Костенников (музыковед):
"Когда мы говорим о славянском менталитете, мы как то не хотим задумываться, что это та неисчерпаемая глубина, которая отличает нас от всех остальных культур. Я здесь не хочу идеализировать, но я хочу индивидуализировать. И поэтому нельзя какие-то европейские или американские стандарты насильно насаждать на нашу славянскую почву, на наш славянский менталитет. А ведь это тоже составная часть образования. Когда мы говорим об образовании, мы имеем в виду – образовать такого человека, который необходим и полезен именно своему государству и, следовательно, он должен продолжать те глубокие традиции и сделать так, чтобы особенности нашего менталитета не исчезли. А всегда ли мы наше образование направляем на это?! И когда мы, в рамках нашего образования, хотим создать личность, которая себя до конца реализует где-то за границей, а у нас есть такая направленность… Образование ли это, или преобразование?"
Словарный запас русского языка составляет 5 миллионов слов, это самый богатый язык на планете. Базовые слова русского языка относятся к перворечи и имеют сакральный смысл. Сегодня 40% слов в русском языке неоднозначны. Слова терялись, пропадали, изменялись, слова ломали, слова запрещали. Базовые слова вытесняются как якобы архаичные. Вместе с потерей этих слов мы постепенно теряем нашу память.
Ученые лингвисты называют это естественным процессом. Язык, мол, развивается. А теперь обратите внимание на слово Развитие. Не такое уж оно однозначное это слово. Помимо присутствия в нем современного смысла качественного изменения к новому (Развитие – переход от старого состояния к новому, более совершенному), более древнее значение слова Развитие – это Разъединение. Может стоит внимательнее отнестись не только к академическому представлению развития нашей истории?!
Иосиф Шенгелая (философ):
"Сегодня, говоря об истории, мы можем говорить только об определенной версии. Это набор версий. Когда мы рассматриваем историю, как сумму фактов, дат, то она приобретает некое бумажное, мертвое тело. Мы теряем самое важное, чем насыщена история – её смысл. Ведь важнее не сам по себе факт, а то как мы определим причинно-следственную связь. Но я уверен, что в любом событии, в любой истории всегда много всяких вариаций и много эмоционального, в том числе, которое не учитывается и остается сухой факт. А за этим стоят живые люди со своими идеалами, чаяниями, надеждами, пристрастиями, пороками".
Если обратиться к фольклору и данным из некоторых архивов, то действия по разделению Росов можно проследить от первобытных племен. Первобытных – не означает примитивных. Сказки народов мира, в наименьшей степени подвергшиеся искажениям, раскрывают иную картину исторических событий, касающихся времен расцвета и уничтожения Атлантиды – первоосновы человеческой цивилизации.
Атлантическим океаном называлось еще пресное тогда Черное море. А река Волга носила в те времена название Ра.
Ценный конечный продукт образования – человек. Каким должен быть образованный человек? Что это за образ?
Иосиф Шенгелая (философ):
"Это то совершенство, которое должно быть. Это миропонимание. Понимание чего-то очень важного, что в общем-то глубже знают".
Совершенство по словарю, это полнота всех достоинств, высшая степень какого-либо положительного качества. Если говорить по-русски, это совершение замысла, что, по сути, означает конец игры. Но, по каким-то причинам, человек не заканчивает эту игру…
Анатолий Костенников (музыковед):
"Когда ты достигаешь совершенства, ты начинаешь понимать насколько ты несовершенен. В знаниях должно быть только одно лицо – это собственное Я".
Похоже, критерием совершенства является собственное, индивидуальное суждение о совершенстве.
Удивительным образом эта мысль соотносится с самой природой язычества, как естественной, базовой религиозностью человека. В каком-то смысле любой человек сначала язычник, а уже потом христианин или мусульманин. Язычество – не просто идеология или религия или еще что-либо подобное одностороннее. Это целостное миропереживание, приводящее к соответствующему миропониманию. Лишь найдя целостность в себе, человек может прийти к целостной жизни. Эта целостность всего сущего и есть бог.
Анатолий Костенников (музыковед):
"Когда мы говорим об образовании, то мне кажется, прежде всего, нужно создать такую программу, в которой бы все предметы были взаимосвязаны. Чтобы они не воспринимались отдельно друг от друга, а наоборот, находились точки соприкосновения. Учебная программа должна в целом учащемуся представить наш окружающий мир. Потому что все предметы вышли из этого мира, а не какого-то другого. Я бы хотел, чтобы каждый предмет имел такой мостик, который переводил бы его от одного вида знаний к другому. И благодаря этому мы могли бы увидеть в чем цельность нашего мироздания".
Увидеть цельность нашего мироздания можно, если восстановить свою глубинную память. Одним из доступных способов восстановления является бережное отношение к слову.
Слово – это символ, выражающий образ. Несколько лет назад международная группа специалистов провели эксперимент, результаты которого ученый академический мир предпочитает не афишировать.
Для опыта были использованы слова из разных языков. Славянину и англоязычному человеку сообщались в закодированном виде на разных языках слова одного значения, например пёс, hund, dog, canis и так далее, событием эксперимента стали показания датчиков, установленных над речевой зоной мозга, они фиксировали соответствующий резонанс только при воспроизведении слова Пёс. Вывод был очевиден – вся сложная система преобразования символа в химические элементы организма имеет русский декодер.
Анатолий Костенников (музыковед):
"Я бы хотел сказать, что именно в звуке уже заключена та вечность с которой мы не можем порвать связь. Когда я студентам даю композиции, в которых выражены вот эти примитивные ритмы и звуковые комбинации, они начинают реагировать. Именно эти качества звука заставляют меня к музыкальному произведению относиться как к комплексу богатейших кодов, заложенных в каждом звуке, и поэтому каждый человек по-своему это разгадывает. Музыка Баха звучит уже более 300 лет, и человечество не может насытиться, почему? Да потому что каждое поколение и каждый индивидуум сталкивается с загадкой, которая заложена в этих звуках".
Человек изначально был создан как совершенное существо. Постепенно он накапливал опыт и собственные умозаключения по выживанию. Почему он утратил свои способности, это вопрос для самостоятельного осмысления. Но кое-что человек все-таки сохранил. Это интуиция. Или по-русски Чутьё.
Интуиция – тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо. Или непосредственное, без обоснования доказательствами, постижение истины.
Мост возвращения к цельности существует. Чтобы быть цельным, надо быть честным! Вот и вся формула цельности. И это базовая основа знания.
«Много знаний важных и нужных. Но самое главное – как жить»
Лев Толстой
Еще в середине 19 века, фундаментально занимаясь вопросами образования, великий Лев Толстой обращал внимание на то, что развитие ошибочно принимается за цель…, что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается вечная ошибка всех педагогических теорий.
Иосиф Шенгелая (философ):
"Опыт гениев всегда очень важен. Характерно и то, что Россия не приняла Толстого. Его учение оказалось тем случаем, когда нет пророка в своем отечестве. Мощно повлияв на путь за пределами России – это Ганди, который приезжал на встречу с Львом Николаевичем и беседовал с ним, и рассматривал его как своего учителя… Это и Мартин Лютер Кинг, который провел негров США безнасильственными действиями к равноправию, которое мы видим сегодня. По пути Толстого. В целом это была личность, которая была устремлена на действительно создание человека, это был замысел – работать с человеком сызмальства, с азбуки и давать маленькому человечку высочайшие образцы нравственности".
В яснополянской школе Толстой организовал экспериментальное обучение, в результате которого создал цельную, гармоничную систему методик преподавания. Педагог, по мысли Льва Николаевича, уподобляется плохому ваятелю, который вместо того, чтобы соскабливать лишнее, налепливает, залепляет, раздувает, кидающиеся в глаза неправильности, исправляет, воспитывает.
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Иосиф Шенгелая (философ):
"Дело в том, что Толстой очень интересовался вообще всем опытом человечества. У него появляется такое выражение – Учителя человечества. И учителя человечества для него – это и Будда, и Конфуций, и Лао Дзы, и Христос, и Магомед, и ряд других… Для него это был единый путь, который по разному формулировался, но он искал и находил, прежде всего, то общее".
Творчество Льва Толстого, его протест против стереотипов, желание вселить веру в свои силы каждому человеку, несет огромный потенциал народной глубинной мудрости. Но по каким-то диким причинам наши издатели миллионными тиражами распространяют этикетские заморочки Дейла Карнеги.
Особый вклад в образование человека делается с помощью средств массовой информации (СМИ). В самом названии этих средств есть что-то циничное. Что-то от лопаты, бросающей уголь в топку паровоза. Нас скорее культивируют, а не информируют. А если мы переключаемся на какой-нибудь познавательный канал, то получаем новую порцию замешательства из-за противоречивых сенсаций на любую тему. Да и революции у нас стали какие-то телевизионные, с драматургией, спецэффектами и в нужном темпоритме.
Анатолий Костенников (музыковед):
"Все ритуальные танцы древнего мира и были построены на этом гипнотическом воздействии ритма на человека. Ведь звук – это не просто эстетическая категория, это совокупность эстетического и физического. Ведь мы же прекрасно знаем, что частоты ниже 16 герц человек воспринимает с ощущением страха, паники, ужаса и т.д. И, зная эти особенности, можно влиять на огромное количество людей. На массы".
Алексей Григорьев (продюсер ТВ):
"Очень важно кто стоит по ту сторону камеры, кто является автором и режиссером, с какими целями человек пришел на телевидение. Только тогда мы можем рассчитывать на то, что воздействие будет чистым, если у человека чистое сердце и чистый разум. Потому что я знаю, что такое телевидение и как оно делается. Как можно сформировать общественное мнение. Есть целые семинары, на которые ездят пиарщики продакшн-студий, есть пиарщики более высокого уровня, которые разрабатывают стратегии политических компаний, выборов… А мы смотрим и чувствуем как телевизор давит, давит на наши мозги, и через какое-то время мы просто поднимаем руки и верим и съедаем все то, что на нас льется. Еще и спорим потом в очередях: «А ты слышал, это так и так, а это оказывается вот так…» Это ж по Новостям сказали, а Новости вроде как факты. Не обманывайтесь. Новости это не факты, а комментарии фактов, и любой телеканал, делающий новости прекрасно это знает. Здесь сидит умный кукловод, который знает какой у него работает журналист и что он может сказать".
Политические игры, в которые нас постоянно вовлекают, на самом деле игры экономические. Политикам необходимо наше с вами внимание и ресурсы для ведения собственных игр. И они будут вольно или невольно создавать искусственную напряженность для политического торга. Ведь в среде политиков рыночные отношения были всегда.
Алексей Григорьев (продюсер ТВ):
"Там своя машина, там свои интересы. Политика никогда не была чистой и с чистыми помыслами. И то, что каждый раз, когда меняется власть, мы думаем, что вот, идеи народа, наши идеи начнут воплощаться, потому что пришел к власти тот за кого я проголосовал… Это иллюзия. Иллюзия, навязанная СМИ".
Если не обратить вспять процессы разъединения славянского мира, дышать на нашей планете будет трудно. Эти сложные геополитические игры непросто рассмотреть, когда внимание занято собственным выживанием, но фокус состоит в том, что если сегодня от них отмахиваешься как от чего-то далекого и фантастического, завтра уже не вспомнишь, как угодил в гипнотизирующий загон потребления.
В самом развитии нет ничего плохого, это интересная игра, опасность здесь в том, что развиваясь, можно забыть дорогу домой, к цельности. Единственный разумный способ выживания в современных условиях разъединенности – это восстановление собственной цельности и честности. И это возможно только при правильном образовании.
Что же это такое – Правильное образование?
Иосиф Шенгелая (философ):
"Невозможно ничему научить, можно только научиться. Очень хотелось бы передать детям поле смыслов, важнейших. Чтобы отозвалась работа их сознания на нахождение их смысла. Образование должно опираться не на сию минуту, не на злобу дня, а прежде всего на нечто гораздо более высокое. Где-то вечное, где-то необходимое, важнейшие мотивы того, что выработало человечество".
Образование нас интересует в первую очередь с точки зрения собственного выживания, а коль скоро мы живем в обществе – общине, правильным будет способствовать выживанию общины. Цельность общины – это цельность каждого человека, при этом условии мы будем иметь стопроцентную выживаемость, так жили наши славянские предки, они были просты и могущественны своей целью и не нуждались в образовании, поскольку являли собой самодостаточные образы.
Сегодня принято считать, что Образование – это приобретение систематизированных знаний и навыков в результате обучения. Давайте попробуем посмотреть на словосочетание Правильное образование с точки зрения изначальных базовых понятий.
Правильный, как мы уже смотрели в словаре, это соответствующий правилам и нормам, а теперь обратите внимание на ряд этих слов: радость, радуга, рассвет, брат, правда, растение, прачка, радиация, рассказ, образ, работа, все они содержат древний слог РА, значение которого есть свет, солнце, источник. Таким образом правильное образование можно рассмотреть как высветление, проявление того, что и так есть, изначальное ведание, а не налепливание и исправление, о чем говорил Лев Толстой.
Если выписать по такому же принципу слова других языков, вы сделаете неожиданное открытие – в большинстве из них еще вибрируют русские слоги.
Слова – это магические символы общения, резонирующие с первородными кодами человека, использовать их можно с пользой. Например, прояснять и исцеляться. В среде специалистов, изучающих происхождение слов, есть такое предположение: если прояснить первоначальное значение всех слов, можно достичь просветления.
Алексей Григорьев (продюсер ТВ):
"Нужно читать хорошие книги, разные книги, и не бояться того, что мировоззрение может меняться".
Анатолий Костенников (музыковед):
"В наше время есть возможность построить именно тот универсальный фундамент, в котором бы отображались особенности любой нации. Наверно это и есть тот момент, на который стоило бы обратить очень серьезное внимание и самым главным лицам, которые возглавляют и образование и культуру, нельзя отделять одно от другого".
Иосиф Шенгелая (философ):
"Невозможно разъединить. Тело культуры оно неразъемное и абсолютно целостное".
Фундамент здания должен быть прочным, без изъянов. Иначе здание когда-нибудь рухнет. В течение десятков тысячелетий из фундамента нашего славянского мира выбивались самые прочные блоки, самые базовые слова-образы, сначала извне, затем изнутри. Но фундамент уцелел. Сейчас нашему дому нужен не косметический евроремонт, а капитальное восстановление. Оно возможно только через индивидуальное восстановление собственной цельности каждого жителя. И, конечно же, через образование. Так как непонимание ведет к снижению способностей, а если человек не способный, он начинает принижать всех в окружении до уровня своего сознания.
Одним из критериев правильного образования стоит использовать следующий: Ничто не может являться для вас истиной, пока вы не пронаблюдали это сами, даже та информация, которая содержится на этом сайте.
Сергей Стрижак. "Игры богов"