Обучение чтению в раннем возрасте детей с ОНР

Лучший ответ

Сложный вопрос. Не в том плане, что неясный, а в том, что включает в себя несколько аспектов, оценить которые непрофессиональному человеку нелегко. . С одной стороны, да, в процессе обучения чтению многие недостатки речи исправляются сами собой. Но при этом важно уметь учить детей. В это понятие входит и понимание реального уровня развития и способностей ребенка, и выбор правильных азбук, и знание шагов и этапов, таких как складывание слов из разрезной азбуки, и одновременное обучение письму, чтобы процессы анализа и синтеза шли параллельно, и многое другое. В частности, на картинке в посте как раз образец того, как учить нельзя - все буквы кучей и только в словах, без отработки в предложениях. Ничего хорошего из такого "обучения" не получится. . С другой стороны, есть еще один очень важный аспект, значимость которого, во многом, перекрывает важность исправления недостатков речи. Это готовность детского мозга к знакомству со знаковыми системами. Дело в том, что до шести лет примерно закладывается основа того, чего человек достигнет в будущем. Поэтому до этого возраста необходимо развивать творческие способности, креативность, мыслительный процесс в целом (смекалку, аналитические способности (умение наблюдать, сравнивать, искать сходства и отличия, причины и следствия и самостоятельно приходить к выводам с помощью жизненных и игровых ситуаций и вопросов взрослого). И все это не только в познавательной сфере, но и в эмоциональной и волевой. . Жизненно важно на этом этапе поощрять ничем не ограниченный полет фантазии, умение придумывать что угодно - сюжеты игр, сравнения, смешные слова, постройки и рисунки и т.д. Вот такое обучение бесценно, потому что оно позволит в будущем ребенку с успехом овладеть любой знаковой системой и наукой и буквально "пробить горизонты". Такие люди в будущем являются ценными специалистами в любой области, т.к. обладают критическим мышлением и способны генерировать идеи. В противном случае получаются рядовые исполнители, способные выполнять команды других. . Чтобы не погружаться в научные термины, можно представить себе маленькое деревце, только укоренившийся саженец, который еще под каждым ветром гнется. И вот сверху на него поставили и закрепили металлическую паутину из детской площадки. Вопрос: прорастет ли дерево? В большинстве случаев да, т.к. способность живых организмов приспосабливаться очень высока. Но вырастет ли оно таким же сильным и могучим, как могло бы быть без решетки? Ответ очевиден - оно искривится, пробираясь в отверстия, но таким, как могло бы, никогда не станет. Вот точно такое же воздействие любая знаковая система - будь то чтение или ментальная математика - оказывает на неготовый к ней мозг. . То, что надо учить читать детей до школы, бесспорно. Но сложность в том, что маленькие дети занимаются очень мало по времени, так что нужно тщательно выбирать, чем это время заполнить. Если говорить, например, о 2х годах, то это занятия 2 раза в день по 15-20 минут, и если потратить даже половину (а меньше смысла нет - ребенок ничего не запомнит) этого времени на чтение, а не на то, чтобы быть "придумщиком", в будущем это может аукнуться серьезными проблемами с учебой, особенно в старших классах, и обострениями проблем в нервной системе из-за перенапряжения мозга. . Так что до 5 лет можно учить только детей, которые проявляют явный и стойкий интерес к чтению - постоянно спрашивают названия букв, по своей инициативе ищут и узнают их на вывесках на улице и в книгах, спрашивают, как читать, пробуют как-то сами и т.д. При этом у них уже должна быть вышеописанная разносторонняя подготовка, т.е. уровень интеллекта, общего развития и способностей в целом должен быть высоким.
23.11.2022
Пользователь, почему считается что там где у ребёнка начинаются буквы, заканчивается полет фантазии или нормальное развитие? Я с сыном занимаюсь ежедневно и если к этим занятиям я добавлю минут 15 на буквы мне кажется ничего не изменится. Буквами он увлекался с 2 лет, искал уже известные ему буквы в словах, но я пустила все на самотёк, решила этим не заниматься так рано, а после всем нам известного поста на бб я вдруг вспомнила как невролог говорила о важности раннего чтения для таких детей. Кто мне даст гарантию что если я сейчас не исправлю коверкание в речи оно пройдёт само через год? А если не пройдёт? За что я и переживаю, т.к любой маленький прогресс даётся с боем, а тем более связанный с нарушением слоговой структуры. У таких детей обычно очень хорошо развита зрительная память, это и используется для улучшения качества речи. И конечно я не буду действовать наобум, я изучу как этот метод применяется и спрошу мнение у логопеда. И я уже писала что мои дети увлекаются алфавитом, а сын уже старается писать простые слова и этим они занимались без меня, это был их общий интерес, и то что Вы пишите про "стойкий интерес" у сына есть давно. Про 2 года, знакомство с буквами/слогами это ещё и способ запуска речи, но там не просто дают буквы конечно, там целая система, не могу в неё Вас посветить т.к. сыну запускали речь иным способом. Я могу Вам дать интересную ссылку, которую я нашла вчера про пользу раннего обучения буквам и чтению детей-алаликов, т.е. детей, у которых ещё не запустили речь, приводится опыт Московского центра патологии и речи https://vk.com/wall211662128_4...
24.11.2022
Я читала, что это один из действенных методов для детей с ОНР
23.11.2022
Olga M, супер! Жаль что я упустила это ранее
23.11.2022
Надо же. Никогда не слышала. Таким детям легче учить буквы? У нас просто тоже есть эта странность,так сказать-дочь заговорила около трех лет. Но быквы знала в 1,5. В 2 уже точно все в любом порядке. У нас сложность в том, что говорит она на русском, а буквы-иврит. И я не могу начать учить читать. Говорит сейчас полными фразами, но ошибки делает. И довольно много. Учить русским буквам и читать? Это очень интересный метод, надо изучить. Спасибо за идею.
23.11.2022
Julia, да, я читала что такие дети имеют тягу к буквам раньше чем дети, у которых речь развивается нормально. Мой тоже ошибки делает, говорит полностью, но речь полна ошибок, у него ОНР 3. И он тоже выучил английский алфавит, русский я давала играючи, в пол силы вместе с логопедом, а сегодня решила сделать проверку этого метода и начала учить написанному на русском слову, хотя это ещё сложно, но мне хотелось сиюминутно увидеть будет ли результат и он был! Одно слово ребёнок быстро запомнил (хотя месяц учила и сам без подсказки не называл), а второе произнёс правильно. Завтра почитаю про это больше чтобы понимать как надо действовать
23.11.2022
Как здорово, что у нас в саду этим занимаются! Я, когда отдавала детей, спросила "а зачем это в 2 года, когда ребёнок ещё и не говорит". Так мне и сказали, что это один и способов запуска речи. Честно, не вникала тогда. Решила "ну занимаются и ладно, пусть будет". А может именно это сейчас даёт прогресс в речи у младшего. Замечательно!
23.11.2022
Кама, да, прямо с 2 лет и начинают учить буквам, я как раз сегодня статью читала как таким образом речь запускают. Моему уже запустили, теперь чтением хочу улучшить, сегодня попробовала, у нас сработало)
23.11.2022
Женя, здорово!
24.11.2022
Я о таком влиянии чтения не знала. У сына был диагноз ОНР (в какой-то легкой степени, конечно). Занимались с логопедом, ставили звуки, работали над их правильным произношением, над четкостью речи, просто развитием речи много занимались. Читать я его сама научила, ребенок захотел ближе к 5 годам. Понял очень быстро как складывать слоги и читать слова. Не знаю, насколько это повлияло на него. Он и сейчас не прям что бы четко говорит, но звуки произносит правильно хотя бы. В данный момент ходим на подготовку к школе, учительница им довольна, сказала, читает очень даже хорошо. Слова пишет так, как слышит (учителя так же говорят, что это нормально, но я боюсь, что могут быть сложности дальше с правильностью в русском языке).
23.11.2022
Яна, вот я читала что у таких детей тяга к буквам и чтению раньше начинается) У племянника в итоге проблемы с русским в школе, но сестра нашла специалиста, которая с ним занимается, результат есть, правда читал он плохо, а вот рассуждения очень хорошие вёл
23.11.2022
Женя, у нас, скорее, по-другому. Сын проявляет хорошие математические способности, логическое мышление замечательно развито. А вот чтение долгое время не воспринимал, даже мне не разрешал ему читать, или просто не слушал. Только к 4 годам проникся немного))) ну и как-то легко ему далось научиться читать, что меня удивило, честно говоря. И все равно цифры наше все))) он даже в рисунках их использует, цифры везде, все постоянно считаем и высчитываем))))
24.11.2022
у меня как раз такой ребёнок, который, имея в арсенале до 20 слов (до 8 лет условно) вперёд научился читать (с лет 6 мы начали это пробовать), нежели говорить. Речь пришла только в 9,5 лет... чтение беглое, осознанное, но при этом на качестве речи не сказывается, увы.
23.11.2022
Елена, спасибо, у меня все же теплится надежда что поможет уменьшить количество ошибок в словах, хочу попробовать
23.11.2022
Дефектолог предлагала учить глабальному чтению уже в 2,5 года. Но мне почему то было лень это изучать 🙈
23.11.2022
Елена, а я вот сейчас думаю что идея хорошая чтобы уйти от коверкания слов))
23.11.2022
Женя, возможно) Я поверхностно читала кончено об этой методике. Думаю её легко внедрить, если ребенок усидчив и любит заниматься)
23.11.2022
Елена, я теперь хочу попробовать))
23.11.2022
Женя, употреблять в разговорной речи и знать,как читается это разница. Только автоматизация. Мы и с кабинетной речью столкнулись. Надо ходить и все время исправлять ребенка.
23.11.2022
Татьяна, я уже год исправляю, а те же ошибки как были так и есть, хочу что-то ещё попробовать
23.11.2022
Женя, нейропсихолога попробуйте и развитие крупной моторики спортом
23.11.2022
Пробовали,но не смог освоить раньше 6 лет.
23.11.2022
Татьяна, а после освоения чтения речь стала чище?
23.11.2022
Женя, нет. с возрастом становится чище. много общения,хор,логопед. Закрепленный навык и дозрел мозг. Логопед учила с 4-х лет читать. Но он слоги читал,а в слова не складывал. И так до 6 лет,а потом за одно лето зачитал.
23.11.2022
Татьяна, спасибо за опыт)
23.11.2022
В тему вчерашнего дня😄
23.11.2022
Aleksandra, ага, навело на мысль, спасибо тому посту 😁
23.11.2022
Женя, страшно обучать детей буквам с раннего возраста - чужие люди сильно этим обеспокоены😁
23.11.2022
Aleksandra, ага, эксперты по чужим детям)) На самом деле спасибо тому посту что напомнил мне про пользу раннего чтения, я теперь жалею что ещё год назад сына не учила, ему с его проблемой это действительно пошло бы на пользу
23.11.2022
ОНР 3 и нарушение слоговой структуры слова Мальчик 4 года долго дует еду и плохо разговаривает