Изучаем циферблат
Изучение циферблата часов – важный момент в образовании ребенка и освоении им окружающего мира. Помимо ощутимой практической пользы, оно способствует развитию математического мышления у малыша, помогает ему запомнить цифры и овладеть порядковым счетом, а также освоить сложение методом увеличения числа на единицу. Как же научить ребенка определять время? Сделать это помогут несколько несложных и увлекательных для крохи упражнений.

В среднем детский мозг способен разобраться со стрелками и числами на циферблате примерно к шести-семи годам, но, как и в случае со многими другими жизненными премудростями, подготовку следует начать несколько раньше.
Подготовительный этап
Для начала нужно, чтобы ребенок освоил понятия «сутки» и «части суток» и осознал, что за утром идет день, затем – вечер, а за вечером – ночь. Также малыш должен усвоить последовательность событий: сначала он просыпается, потом умывается и чистит зубы, затем завтракает и т.д. Ежедневно повторяя последовательную цепь событий, малыш изучает, какое действие за каким следует.
Следующий важный этап в освоении категории времени – работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Их изучение лучше строить на жизненных примерах: беседа или игра с ребенком происходит в настоящем, за окошком зима и идет снег – тоже в настоящем. А то, что случится завтра, через неделю или весной, - это будущее.
Далее следует освоение ребенком времен года, месяцев и дней недели. Легче всего малышам удается запомнить зиму, весну, лето и осень: дети быстро схватывают изменения погоды и состояния природы, но и осилить 12 месяцев и семь дней недели дошколенку вполне под силу.
Заключительный этап – освоение цифр и умение считать.
После овладения этими знаниями, главное из которых – осознание протяженности времени, ребенка можно начинать знакомить с часами.
Знакомство с часами
Для продолжения занятий вам понадобится «наглядное пособие» - часы или циферблат со стрелками. Их можно как приобрести, так и сделать своими руками (что еще больше заинтересует ребенка), или же просто приспособить имеющийся в доме неисправный механизм.
Сначала следует объяснить ребенку, что такое часы и для чего они нужны: часы – это прибор для измерения времени, на которые мы смотрим, когда хотим узнать, который сейчас час. Они бывают наручные, карманные, настенные, настольные и башенные. Также часы бывают со стрелками, электронные, солнечные, песочные.
Опишите ребенку часы и их части: круг с делениями называется циферблатом. На нем нарисованы цифры. У часов есть две стрелки: одна – короткая, часовая - двигается медленно и совершает один круг по циферблату ровно за один час. Другая – длинная, минутная - движется быстрее и отмеряет минуты.
Сначала освойте с ребенком часовую стрелку, объясняя малышу, в какое время он встает (ставим часовую стрелку на 7 часов), в какое время завтракает, обедает или ужинает, в какое время ложится спать и т. д. Затем приступайте к изучению минут: показывайте на макете, что от одной черточки до другой – пять минут, что каждое маленькое деление соответствует одной минуте.
Чтобы сделать занятия для ребенка более интересными, а заодно облегчить ему задачу, приклейте на маленькую стрелку, которая медленно двигается, черепашку, а на длинную – птичку. Рядом с каждой цифрой наклейте разных зверюшек. Теперь можно говорить: «Когда птичка придет к зайчику, мы пойдем гулять».
Закрепление знаний
Для закрепления знаний поиграйте в разные игры со временем. Например:
1. Располагайте стрелки по-разному и спрашивайте «Который сейчас час?» - пусть ребенок ответит.
2. Попросите малыша ставить стрелки на бумажных часиках так же, как показывает время на настенных часах, и при этом называть часы и минуты, например: 09.40 - девять часов сорок минут.
3. Когда ребенок станет ловко определять время по часовой и минутной стрелкам, научите его употреблять такие выражения, как «пятнадцать минут десятого» (это 15 минут после девяти), «без десяти минут девять» (это 10 минут до девяти), «половина одиннадцатого» и т.п.
И, конечно же, используйте любую возможность, чтобы закрепить с малышом полученные навыки: обращайте его внимание на уличные часы, мимо которых вы с ним проходите во время прогулки, почаще интересуйтесь у него, который сейчас час, да и просто подарите ему первые в его жизни наручные часики – теперь-то они ему уже точно пригодятся!