Пресловутый звук "Р" и как мы с ним справились
Готовимся к школеУ моего старшего ребенка всегда была проблема, он говорил звук «Р» горлом или по-другому картавил.
Знаю, что это довольно таки распространенная проблема, поэтому я решилась написать этот пост о наших занятиях и наших результатах, надеюсь кому-нибудь пригодится наш опыт.
Хочу сказать сразу (наверно я не для кого не открою Америку), если у вас есть какие либо речевые проблемы, сначала лучше обратитесь к специалисту - логопеду, даже если вам кажется, что вы супер-все на свете знающая мама. Именно такой я всегда себя считала и конечно решила, что мы сами справимся с этой проблемой, но вот ребенку уже 4 года, 5 лет и уже скоро 6 лет, а проблема то ни куда не делась, не смотря на все наши старания.
И вот только тогда я решилась попросить помощи у логопеда, и не пожалела, хотя этот специалист мне показался слабоватым (мне вообще очень трудно угодить
), не смотря на это, она нас научила ПРАВИЛЬНО делать логопедические упражнения. Для меня это было большим открытием, ведь мне всегда казалось, что это так просто, оказалось ни чего подобного. И не какие книги и видео-уроки этому не научат, ведь речевой аппарат у всех деток разный и даже самую простую «Улыбку» или по другому «Лягушку» мы учились правильно делать минут 30.
С этим специалистом мы встречались всего пару раз, она нам помогла в выборе нескольких необходимых для нас упражнений и научила правильно их делать, весь остальной комплекс я составила сама, на основе умных книжек и интернета.
И уже через 2 недели таких регулярных занятий были видны результаты, у моего ребенка стал получаться этот звук в нескольких слогах « рю, ир, ар», он стал понимать и запоминать механизм правильного произношения и уже через месяц с начала работы, у Дани уже стало получаться чистое «Р».
Это все было предисловие, теперь собственно сам комплекс.
1. Дыхательные упражнения.
Мы надували шары и дули в дудки. Возможны множество других упражнений: дуть на перья, на листики, на ватку, дуть через соломинку на воду и т.д.
2. Массаж пальчиков.
Об этом интересно и подробно описано в этом пособии ( его можно найти и в электронном виде).
Вот наши помощники для упражнений.

3. Логопедические упражнения.
3. Еще раз повторюсь, для наибольшей эффективности обратитесь к логопеду, чтобы он научил правильно выполнять эти упражнения. И лучше всего их делать перед зеркалом, это не банальная фраза, это действительно работает. Ребенок, глядя на себя, быстрее осваивает правильное положение речевого аппарата.
Не обязательно делать все упражнения сразу, можно выбрать несколько, потом добавлять ещё.
Упражнения для губ
1) «Лягушка (Улыбка)» Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Удерживаем 10 сек.
2) «Трубочка (Слон)» . Вытягиваем губы трубочкой, как бы беззвучно произносим букву у.
3). "Лягушка - Трубочка".Чередование положений губ в улыбке - трубочкой. Упражнения выполняются ритмично, под счет.
Упражнения для растягивания уздечки.
1) «Чистим зубки». «Улыбка», приоткрываем рот и кончиком языка «как зубной щеткой» чистим с внутренней стороны сначала нижние зубки, движение вправо-влево.
Затем чистим верхние зубки. Движение выполняем также вправо-влево верхних зубов по внутренней стороне.
2) «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
Упражнения для язычка.
1) «Блинчик». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
2) «Иголочка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
3) «Блинчик-Иголочка». Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
4) «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.
5) «Лошадка». Цокать языком, медленно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.
6) «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.
4. Чистоговорки и не только.
Вот здесь много всего https://www.babyblog.ru/user/swetikova/3019437.
Повторяем.
5. Скороговорки.
Бобр добр до бобрят.
Пекарь Петр пек пирог.
Перед коровой короб корок.
Три вороны на воротах.
Добры бобры идут в боры.
На горе Арарат
Рвет Варвара виноград.
На горе, на горке
Горько ревет Егорка.
У Кондрата куртка коротковата.
У редьки и репки корень крепкий.
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
Крута гора,
В горе - дыра,
В дыре - кротовая нора.
На дворе - трава,
На траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора!
Обрадован баран -
У барана - барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.
Сыворотка из-под простокваши.
Архип осип, Осип охрип.
Осип осип, Архип охрип.
Наши покупки - крупы да крупки.
По двору, подворью -
В добром здоровье.
Привез Пров Егору
Во двор дров гору.