Комплексное занятие по развитию речи (по мотивам сказки Муха-Цокотуха)
1.ЗАГАДКИ.
Кто жужжит и поёт
Собирает сладкий мёд?
(Пчела)
Он противный и усатый,
В доме лазает везде,
Мы его сегодня с братом
Обнаружили в еде!
Я прибить его хотел,
Да вот только не успел -
Вмиг умчался за диван
Вредный рыжий ...(Таракан)
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а летает.
Яркая, нарядная
Над цветами порхает.
(Бабочка)
Люди все его боятся -
Очень любит он кусаться,
Хоть и маленький бандит.
А когда летит - пищит.
(Комар)
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
(Муха-Цоко туха)
Как думаешь, какую сказку мы теперь читать будем?
2. Читаем сказку. К. Чуковского «Муха_Цокотуха». Беседа по сказке.
Кто нашел денежку?
Куда пошла муха? Что купила?
Что принесли бложки? А бабушка-пчела?
Кто испортил праздник?
А что сделали все насекомые?
Кто спас муху?
3. Пальчиковая гимнастика.
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
«Паучки» ползают на голове.
4. Артикуляционная гимнастика.
«Гусеница»
«Гусеница хоть мала, листья - лучшая еда!
Она много листьев съела и, конечно, потолстела.
(Щечки «надули-сдули» - 5 раз)
«Муха»
«Муха, муха-цокотуха - позолоченное брюхо.
Муха села на цветок - будет чистить хоботок».
(Улыбочка-трубочка- 8 раз)
«Бабочка»
«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-
Крылышками машет»
(язык вверх-вниз - 8 раз)
«Шмель»
«Если на цветок шмель сел-
Значит, он нектар там ел.
А потом он всем сказал:
«Очень вкусный был нектар!»
(Облизываем верхнюю губу- 5 раз)
«Жук»
«Он летит во весь опор
И жужжит его мотор….»
(Бр-р-р… губами)
5. Дыхательная гимнастика.
Сдуваем с ладони насекомых (предварительно вырезанных из бумаги).
Пришел паук и все насекомые быстро убежали-улетели-попрятались;
6. Игра «Подбери словечко»
Бабочка какая? - красивая, разноцветная, легкая…
Муравей…
Комар…
Пчела…
Муравей…
Божья коровка…
Кузнечник…
Стрекоза...
- 7. Подготовка руки к письму.
Помоги пауку доплести паутину. (Рисуем паутину, но пропускаем часть паутинок).
8. Развиваем мелкую моторику.
Учимся рисовать на природных материалах.
Рисуем насекомое на камне.