Марафон "Порядок в детской". День 5. Приучаем детей к порядку.
Марафон планирования
Как приучить детей к порядку.
Если мы говорим о детской, то не стоит забывать, что ГЛАВНЫМ хозяином детской комнаты является ребёнок. Насколько бы проще была жизнь мамы, если бы ребёнок сам поддерживал порядок в своей комнате. Как этого добиться?
Для начала давайте разберём, что вообще должен уметь ребёнок в том, или ином возрасте:

Не забирайте у детей такую важную и ответственную часть их воспитание, как возможность подражать взрослым. Если ребенок хочет подметать, вешать белье, готовить омлет, пылесосить или мыть ботинки покажите ему как это делать, не переделывайте у него на глазах, хвалите. В этом я полностью согласна с системой Монтессори - подражание лучший способ воспитания. Мы очень сильно оберегаем детей от всего с благими мыслями "пусть у него будет детство", "лучше я сделаю это за него, а он отдохнёт". Чаще всего мы начинаем просить у детей помощи, когда им уже исполняется лет 10 и повлиять на них уже сложно. Приучать у порядку нужно с 2 лет.
Теперь о том что такое привычки и с чем их едят.
Привы́чка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для человека характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действие, поступки». При формировании привычки неоднократно выполняется какое-либо действие, чрезвычайно важное значение имеет вызываемое самим осуществлением этого действия приятное эмоциональное переживание, так как оно является «усвоенным…, которое стало автоматическим и совершается без усилий».
Принято считать, что привычка формируется за 21 день, но это не совсем так. На срок формирования привычки влияют два фактора - регулярность выполнения действия и эмоциональный окрас этого действия. То есть если вам нужно сделать что-то приятное, то привычка вырабатывается легко и быстро. А вот если нужно делать что-то неприятное, непонятное для вас, то на выработку привычки может потребоваться очень много времени. У детей быстрее, чем у взрослых, вырабатываются привычки.
Давайте подробно разберём как выработать привычку на примере привычки "убирать игрушки после игры на место".
Итак, я предлагаю делать для детей трекер привычки:

Он может выглядеть как угодно - банка с конфетами, полка с машинами, горка из конструктора ЛЕГО.
Мы рисуем 30 элементов (конфет, машинок, кружков), и за каждый день выполненного задания мы закрашиваем один кружок.
И так основные правила:
-
Будьте для них примером.
Это основной момент. Если вы говорите, что нужно делать зарядку, то лучшим вариантом будет, если будете делать её сами. Если хотите, чтобы они складывала вещи - загляните в свой шкаф.
-
Вводите по одной привычке за раз. Награждайте их не материальными подарками, которые они выберут сами - они должны понимать что они делают, зачем это и что будет в итоге.Для начала объясните ребенку зачем это надо, ребенок должен понимать, что его действия хороши, полезны для семьи и для ребенка (уберешь игрушки, маме будет приятно, ей меньше убирать, значит она больше времени сможет провести с тобой и будет в хорошем настроении). Далее проговорите, что именно вы от него хотите - убирать игрушки после каждой игры, чтобы он убирал игрушки вечером перед сном или как-то ещё. Далее ребенок должен выбрать себе подарки - за КАЖДУЮ неделю (7 закрашенных элементов) ребенок выбирает сам себе какой-то не материальный подарок (поход в кино, игровой центр или что-то, что сам ребенок захочет), запишите их. И выберете конечный подарок за то, что ребенок 30 дней выполнял задания (тоже НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ), постарайтесь чтобы ребенок выбрал подарок себе сам.
-
Хвалите их за успехи, хвалите себя за их успехи. Говорите им спасибо!
Их привычки, это ваши достижения. Их привычки, это облегчение вашей жизни.
Детям тоже можно делать лист заданий -вот варианты исполнения:

Но не забывайте главное правило - не вводите за раз больше одной привычки!
Для семей с несколькими детьми хорошо подходит взаимная поддержка и контроль. Определите по 3-4 основных пункта контроля в каждой зоне (кухня - убрать со стола, накрыть на стол, проследить чтобы посуда была вымыта, вынести мусор; Ванная - чистая раковина, чистая ванна, грязное белье в корзине для белья; детская - убранные игрушки, собранный портфель, одежда подготовлена на завтра и тд.). И для каждого ребенка распределите свои зоны ответственности, и каждую неделю меняйте их. Пример: Дети - Маша, Паша и Федя. Предлагаем им играть в МАМУ. с 1 по 7 число месяца Маша отвечает а кухню, Паша за ванную, Федя за детскую. В их задачу входит проконтролировать чтобы дела были сделаны, напомнить об этом братьям-сестрам и родителям. с 8 по 14 число месяца дети меняются зонами. Спустя 2-3 круга они понимают, что проще самим делать дела и не ждать пока тебя проконтролируют )
Про командный центр мы говорили во вторник, но вот еще несколько идей, как его можно оформить:

Ваши кураторы в этом марафоне:
Екатерина Федосеева, Москва. @org.dreams
Екатерина Кондакова, Санкт-Петербурга. @freehome.vizer
Светлана Голис, Россошь Воронежской области. @orgproffi