Комплекс упражнений для выработки звуков Ш - Ж, Ч, Щ
Артикуляционная гимнастика1. "Лопатка"
Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губыне были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка не должны касаться уголков рта.
2. "Пирожок"
Рот открыт, губы в улыбке, язык высцнцт. Боковые края лопаатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
3. "Качели"
Рот открыт . Губы в улыбке. Движения языка:
* широкий язык поднимается и опускается к подбородку;
* широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
* широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
* широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
* широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за верхними резцами, затем за нижними
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнётся мой язык —
Артист!
4. "Язык перешагивает через зубы"
Рот открыт, губы в улыбке, движения языка:
* широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
* широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней
При выполнении упражнения следить. чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
5. "Маляр"
Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо. делая движения языка вперед-назад (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности аерхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась
6. "Горка"
Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить за тем, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Улыбаюсь, рот открыт —
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
7. "Заборчик"
Зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.
8. "Трубочка"
Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке [У]
9. "Бублик"
Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке [О]. Верхние и нижние резцы видны.
10. "Заборчик" - "Бублик" - "Трубочка"
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков [И] - [О] - [У].
Улыбается ребёнок,
Хобот вытянул слонёнок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
11. "Грибок"
Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и удержать в таком положении под счет от 1 до 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка. а растянутая подъязычная уздечка - ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу, чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот нужно открывать шире.
Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз — и вся учёба.
12. "Гармошка"
Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз —
У неё такой круиз.
13. "Вкусное варенье"
Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот. к центру нёба.
Как будто варенье лежит на губе —
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
14. "Чашечка"
Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении удерживать под счет от 1 до 10. (Язычок в форме "чашечки").
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края —
Вот и «чашечка» моя.
15. "Фокус"
Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы ватка летела строго вверх.
Я «чашку» выведу вперёд,
С неё подую вверх.
И тёплый воздух обдаёт
Мой носик, например.
16. "Саночки"
Рот открыт, губы в улыбке, боковые края плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз. кончик свободен. ДЖвижения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.