Комплекс упражнений для выработки звуков Л - Л*
Артикуляционная гимнастика1. "Лопатка"
Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губыне были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка не должны касаться уголков рта.
2. "Наказать непослушный язык"
Улыбнуться, приотрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
3. "Качели"
Рот открыт . Губы в улыбке. Движения языка:
* широкий язык поднимается и опускается к подбородку;
* широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
* широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
* широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
* широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за верхними резцами, затем за нижними
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнётся мой язык —
Артист!
4. "Вкусное варенье"
Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот. к центру нёба.
Как будто варенье лежит на губе —
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
5. "Пощелкать кончиком языка"
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп ускорять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.
6. "Индюк"
Рот открыт, губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом ускорять темп и добавить голос, пока не послышать звуки БЛ-БЛ. Следить, чтобы язык не сужался, чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Широко открыт мой рот,
Язычок — назад-вперёд.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
7. "Горка"
Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить за тем, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Улыбаюсь, рот открыт —
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
8. "Катушка"
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык "выкатывается" вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Широко раскрою рот,
«Горку» выведу вперёд.
И, назад отодвигая,
Я её не разрушаю.
9. "Пароход"
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к небу. Длительно произносить звук Ы. Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук Ы не переходил в И, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Вывожу язык вперёд,
Закушу его — и вот:
«Ы» тяну — и к нам идёт
Белый-белый пароход.