Гендерная психология, феминистская психотерапия и психологическая поддержка женщин.
гендерное неравенствоГендерная психология, делающая лишь первые шаги на пути своего развития, - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола. В отличие от психологии пола в гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин, а те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями, обусловленными половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией. В гендерной психологии обсуждают вопросы неравенства, дискриминации, сексизма. При определении социального поведения личности приоритет отдан социокультурным факторам. Использование гендерного подхода в психологии - это анализ гендерных характеристик личности и психологических аспектов межполовых отношений. Он ориентирован на анализ последствий половой дифференциации и иерархичности (мужское доминирование и женское подчинение) в складывающихся отношениях между женщинами и мужчинами. Основная задача гендерной психологии - познание психологических закономерностей поведения и деятельности людей как носителей, выразителей и создателей гендерных характеристик ролей и статусов. Гендерная психология близка теории социального конструирования гендера, т.е. социально-конструктивистскому направлению в исследованиях гендера.
В структуре гендерной психологии психолог Клецина И.С. выделяет следующие разделы:
психология гендерных различий,
гендерная социализация,
гендерная характеристика личности,
психология гендерных отношений.
При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации. Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определенного пола на всех этапах ее жизненного цикла, вписание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты. При рассмотрении гендерных характеристик личности изучается идентичность мужчин и женщин и ее составляющие; представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией. Особое внимание уделяется изучению продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализу закономерностей и механизмов изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов. Раздел психология гендерных отношений включает изучение вопросов общения и взаимодействия между представителями разного пола. Традиционные гендерные стереотипы и представления побуждают мужчин и женщин как субъектов межполового взаимодействия формировать такую модель поведения, при которой отношения характеризуются несимметричностью, проявляющейся в доминировании и зависимости. С позиций гендерного анализа важно понять необходимость и закономерности формирования иных моделей межполового взаимодействия в процессе их индивидуального жизненного пути.
До середины прошлого века оказание психологической помощи женщинам базировалось на традиционной психотерапии или психоанализе. Оба эти направления основаны на патриархатных ценностях, которые напрямую связаны с полоролевыми стереотипами: предположение, что пребывание в браке - это лучшее достижение для женщины; пренебрежение к женской карьере; уверенность, что за воспитание детей должны отвечать преимущественно женщины; более высокая оценка потребностей мужчин, чем женщин; непреодолимый Эдипов комплекс у женщин и т.п. Несогласные с этими положениями специалисты стали пропагандировать новое направление, получившее название феминистской психотерапии. Часть терапевтов используют в своей практике специфические техники, другие считают, что особенность феминистской психотерапии заключается не в техниках, а в ценностях, для которых характерно следующее:
- осознание глубокого влияния, которое оказывает патриархальная система на мужчин и женщин; понимание того, что проблемы женщин зависят как от семейного, так и социально-политического контекста (низкая зарплата, недостаток представления во властных структурах);
- признание ограничений традиционных теорий психического развития, базирующихся на модели развития мужской личности, принимаемой в обществе за норму;
- осознание того, что личное есть политическое, то есть что материнство, воспитание детей, брак - это институты, которые оказывают социально-культурное влияние на женщин;
- учет влияния жизненного биологического цикла женщин (беременность, роды, менопауза) на восприятие межличностных отношений;
- раскрытие ценности отношений женщин друг к другу в качестве своеобразного источника поддержки.
Специфические подходы феминистской психотерапии включают:
- обсуждение гендерных проблем в процессе психотерапии (деньги, власть, уход за детьми, домашняя работа, разделение труда);
- переопределение нормальности поведения для увеличения психической силы женщин;
- помощь женщине в определении себя независимо от того, что от нее ожидают другие;
- информирование клиентки об убеждениях терапевта до заключения терапевтического контакта.
Одна из технологий феминистской психотерапии была предложена американками С. Форвард и Дж. Торрес. Для обучения приемам самопомощи и изменения взаимоотношений с партнером, проявляющим различного вида насилие, они используют многочисленные упражнения и задания, большинство из которых требуют письменной формы как инструмента для раскрытия потаенных чувств. Занятия включают в себя следующие темы.
• Самочувствие женщины.
• Приготовление к изменению. (Шаг первый: стать наблюдателем своих реакций на атаки партнера. Шаг второй: продолжать вести себя точно так же, как раньше. Шаг третий: выписать все отрицательные прозвища, которые использует партнер. Шаг четвертый: вообразить сцену, в которой партнер ведет себя отвратительным образом с кем-нибудь другим. Шаг пятый: изменить взгляд на партнера. Поддержка первая: остановка мыслей. Поддержка вторая: забота о себе в тот момент, когда обижают. Поддержка третья: вещи, которые важны для себя.)
• Излечение от прошлого. (Истоки насильственных партнерских отношений. Обучение не проявлять злость. Социокультурные ограничения на проявление злости со стороны девочек. Стремление загнать вовнутрь злость на себя. Обмен злостью. Злость и страдание. Злость, стресс и его проявление. Стресс и пагубные привычки. Ответ на страдание. Преодоление прошлых ощущений. Ревизия старых мнений. Умение стать понимающим родителем для самой себя. Ликвидация силы старых сообщений. Избавление от страха рассердиться на родителей.)
• Проявление заботы о своей злости. (Соприкосновение со злостью на своего партнера. Выходы для злости на партнера. Прекращение реагирования на недостойное поведение партнера. Определение характера взаимоотношений партнером. Определение собственных потребностей во взаимоотношениях. Восстановление прав взрослого человека.)
• Установка пределов дурного поведения партнера. (Переписывание сценария. Важность установки пределов. Репетиция в одиночестве. Репетиция с каким-либо человеком. Установка пределов с партнером. Знание того, что можно ожидать от партнера. Стойкость во время усиления оскорблений. Обучение партнера новому поведению. Удовлетворение собственных желаний. Обеспечение собственной безопасности.)
• Получение профессиональной помощи. (Пациентом становится отношение. Сопротивление насильника. Помощь себе. Выбор консультанта.)
• Осознание момента окончательного разрыва. (Момент разрыва. Решение уйти. Страх прекратить насильственные отношения. Преодоление страха. Превращение отчаянных страхов в разрешимые проблемы. Умение справится с чувством вины по поводу разрыва. Преодоление чувства вины относительно заботы. Преодоление вины за детей. Преодоление вины перед семьей и друзьями. Подготовка к реакции партнера. Опережающее планирование. Вещи, которые могут появляться после разрыва отношений. Улучшение самочувствия.)
• Обретение себя вновь. (Возврат того, что было утрачено. Укрепление других сторон жизни. Польза детей от новой силы женщины. Воздержание от прежнего поведения. Умение отличить мизогиниста. Поиски новой любви.)