Tallinn - This Week - Улица Ратаскаеву-Pюютли
ДостопримечательностиОдна из самы интересных улиц в городе!
Одна из самых малопосещаемых улиц в городе!
Неподготовленные информационно гости столицы маршируют мимо и не забредают на эту улицу.
Но и жители столицы, кто не знает истории своего города, на нее редко заглядывают...
Но почти каждая организованная экскурсия включает эту улицу... На ней столько всего...
Обычная улица... Тсссссссссс!!!
Сегодня это две улицы Ратаскаеву и Рюютли.
Улицы Пикк, Лай, Ратушная площадь, Вышгород... Там жили хозяева города, богатые купцы и феодалы, там копили богатства, распоряжались жизнью и смертью горожан.
На улице Рюйтли (Рыцарская), несмотря на ее название, жили те, кто лил пушки и колокола, чеканил монеты, подковывал лошадей, создавал произведения искусства, лечил и наказывал людей. Да, наказывал — на Рюйтли жил городской палач.
Если от угла Харью пройти по этой улице несколько десятков метров до крутого поворота, то перед нами будет вход в небольшой дворик у подножия башни Кик-ин-де-Кек. Справа во дворе — развалины маленького двухэтажного дома. Это двор, где — возможно, на краю города — жил таллиннский палач.
Зловещая фигура в красном плаще занимала особое место в жизни любого средневекового города. Палач мог пытать и казнить любого гражданина города, в том числе и феодала, если было на то решение магистрата, но сам палач не имел никаких гражданских прав. С ним не здоровались, его детей не принимали в школы. Палач мог жениться только на дочери другого палача. Встретить на улице палача - считалось плохой приметой. Именно поэтому он носил ярко красный плащ, чтобы любой горожанин успел перейти дорогу и избежал встречи с ним.
За нелегкое и позорное ремесло не так уж много платили, палач был просто исполнителем решений магистрата, который в своей судебной практике руководствовался так называемым «любекским правом». С 1248 года оно почти 600 лет было основным сводом законов, не всегда последовательным и логичным, но во многом скрупулезно мелочным и суровым, охватывало обширный круг преступлений и проступков, предполагало большой выбор наказаний.
Тут и объявление «на птичьих правах» беглых преступников, которых каждый мог убить без суда и следствия; колесование за убийство с грабежом или церковное воровство; костер для еретиков и фальшивомонетчиков; почетное отсечение головы высокородным преступникам. За менее тяжкие, по мнению суда, нарушения закона отрубали руку, отрезали уши, клеймили, пороли, выставляли к позорному столбу, заставляли носить позорный камень. Существовала целая такса штрафов: убийство — 40 марок, лишение у потерпевшего руки, ноги, глаза — 20, за отрубленный большой палец — 5, за средний — 4, за остальные — 3 марки. Нанесение раны мечом оценивалось в одну марку, копьем — 3, а за удар кухонным ножом почему-то взимали целых шесть марок.
Одна-единственная привилегия была у палачей Старого Таллинна – палач имел исключительное право даровать жизнь приговоренной к смертной казни женщине, если она согласна стать его женой.
На одном из сохранившихся мечей таллиннского палача (меч 1525го года и хранится в Таллинском музее) высечена надпись: "Божья милость и благодать каждое утро возрождаются вновь. Я поднимаю этот меч для того, чтобы душа грешника обрела вечную жизнь".
Кстати, Таллинский путеводитель и табличка на доме утверждает. что палач жил в этом доме (белый дом с щипцом), он следующий по улице:
Возможно и так. Но из архивных записей ясно, что жил он во дворе, а не прямо на улице. Так что этот дом точно под вопросом.
Одна из таких бань находилась во дворе этого дома. Вероятно, это одна из старейшихобщественных бань на севере Европы, сведения о которой дошли до нас через столетия. Принадлежала она некому Боллеману и работала три дня в неделю.
В 1740 году на месте древних бань Боллемана на собранные по трем лотереям деньги построили городской исправительный дом.
Поясняю, что и дом палача, и средневековые бани, и так же тюрьма 18го века были примерно на этом самом месте. Во дворе этого белого дома. К сожалению, во двор можно пролезть только через сам дом, куда у меня нет доступа.
А напротив... Еще одно интересное здание. Это средневековая больница-богадельна. Посмотрите на это серенький дом справа. А впереди на санках, конечно моя Санка :)
Это низкое одноэтажное здание было возведено в начале XVI века для богадельни, своеобразной средневековой больницы для бедных, так называемой «Новой богадельни». Новой, потому что в Таллинне уже было две богадельни, и и одна из них для прокаженных. Попродробнее о больницах в цикле "Средневековые больницы и Медицина" (пните меня, чтобы я достала эти конспекты из черновиков!!!)
Сегодня здесь работает Шведская церковь святого Михаила.
Вполне, действующая церковь. Служба там на шведском языке, сегодня даже свадьба там была. Видите, у порога рассыпаны лепестки роз?
Еще пару шагов вперед и направо увидим Рыцарский дом. В честь него улица получила название Рüütli - Рыцарская.
А вот дом, который принадлежал церкови Нигулисте. Тут жил церковнослужитель.
А вот и сама церковь св. Николая (Нигулисте). Сегодня это церковь - музей. И ни одному приходу больше никогда принадлежать не будет. О ней расскажу позже, отдельно, она того стоит :)
А на месте этих зданий была Оружейная мастерская и Литейная мастерская.
Rüütli 8 - литейная мастерская работала с 14го века до 1871го года. Здание мастерской перестроили в жилой дом.
Rüütli 10 - оружейная мастерская (год постройки 1449-1450). Сохранились документы, что 9го марта, 1454го года художнику Ситтову было уплачено за позолоту флюгера оружейной мастерской. В 1936ом году здание получил в свои руки городской архив.
Между литейной и оружейной мастерской были старые конюшни.
И все же... Ни слова из текста не могу выбросить!!!
О литейно-оруженйно мастерской:
Поскольку письменные источники говорят о литейных работах в Таллинне уже в первой половине XV века, то эту литейную мастерскую можно по праву считать старейшей в Ливонии.
Кончался XIV век. Еще по дорогам Европы звенели мечи и копья о доспехи рыцарей, пели стрелы, выпущенные из арбалетов, громыхали метательные орудия, катапульты и франдиболлы, но люди уже привыкали к запаху пороха, грохоту мортир и фальконетов, гудению ядер.
Важный торговый город и член Ганзейского союза, Таллинн нуждался в оружии не только для своих укреплений, но и для защиты кораблей, для борьбы с контрабандистами и пиратами. Оружие требовалось магистрам Ливонского ордена, а позднее для шведской армии. Заказов было так много, что в конце XV века магистр ордена Вальтер фон Плеттенберг высказал пожелание открыть в Таллинне еще одну литейную. Ее действительно вскоре открыли, и до середины XIX века в городе работали две литейные мастерские.
Таллиннские мастера огнестрельного оружия. Их называли и «буссенмейстеры» — орудийные мастера, и «буссенгетеры» — отливальщики пушек, и «буссенмахеры» — оружейники. Впрочем, они не только отливали пушки, но и изготавливали порох и другие боеприпасы, лили котлы и колокола. Первым таллиннским орудийным мастером был некий Мертин, принятый на службу магистратом в 1396 году с годичным жалованием 8 марок. При этом он был освобожден от налогов и караульной службы (характерная деталь уклада жизни средневекового города). Среди мастеров были разные люди. Ясно одно, они должны были обладать инженерными знаниями, ибо отливка и обработка орудий были сложнейшим технологическим процессом. История сохранила несколько имен. Среди них особое место занимают отец и сын Хартманы. Образцы их работ сохранились до наших дней.
Корт Хартман отлил десятки орудий, и каждое, как тогда было принято, нарекалось именем собственным — то грозным, то забавным, то лиричным: «Ревущий лев», «Толстая девица», «Птичий свист». Одно из них мастер назвал своим именем. В 1561 году он изготовил из пожертвованного приходами церквей Нигулисте и Олевисте две пушки, которые получили имена святых покровителей этих храмов — «Святой Николаус» и «Святой Олаф». Два отлитых им орудия «Красный лев» и «Горькая смерть» сохранились и находятся в Петербургском музее артиллерии, а в башне Кик-ин-де-Кек — макет «Горькой смерти». Это истинное произведение искусства. И с технической, и с художественной стороны оно на общеевропейском уровне своего времени.
На казенной части орудия надпись на немецком языке гласит: «Меня назвали «Горькая смерть», поэтому я разъезжаю по всем странам, на щажу ни бедного, ни богатого, в кого попадаю — мне все равно. 1560». Есть надпись и на «Красном льве», она более лаконична: «Меня назвали «Красным львом», железным ядром бью врага. Орудие изготовили в 1559 году».
Сын старого мастера Хинрик Хартман, как и отец, отливал пушки, но судьба их неизвестна, зато на башне Таллиннской ратуши сохранился набатный колокол, отлитый Хартманом-младшим в 1586 году.
На городских стенах и башнях Таллинна было множество пушек, но в городской «Книге артиллерии», напечатанной в 1559 году, сказано: «От войны нет никакой пользы, миром же можно получить все». Средневековый Таллинн стремился устраивать свои дела мирным путем.
В наше время этот комплекс древних зданий на улице Рюйтли пережил новое и очень символическое рождение — бывший арсенал стал археологическим центром Института истории Академии наук Эстонии.
Хозяйственный двор, находившийся за арсеналом, у подножия холма Тоомпеа, связан с именем человека, оставившего заметный след в истории Таллинна. В тридцатые годы XVI века в семье возчика этого двора Симона Риссо родился мальчик. Ему дали имя Бальтазар. Бальтазар Руссо автор произведения "Ливонские Хроники", из которых мы многое можем знать о том времени...
После церкви Нигулисте улица Рюйтли плавно перетекает в улицу Ратаскаеву (Колодец с колесом). На ней тоже есть один на первый взгляд непримечательный домик, связанный с очень громкими именами. Это дом №20.
В зале живописи Северной Германии Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина висит картина «Путь на Голгофу» кисти Михкеля Зиттова. Родился он как раз в этом доме в 1469 году. В 1484 году уехал учеником к Брюгге к Хансу Мемлингу, в 1492 году служил придворным художником короля Испании Фердинанда и запечатлел отправление первой экспедиции Колумба. Работал также при дворе короля Испании Филиппа I Красивого, короля Дании Христиана II, у императора Карла V, где на посту придворного художника его сменил великий Тициан.
В 1506 году после смерти матери возвращается в Ревель для вступление в право наследства. Однако столкнулся с бюрократическими проблемами, т.к. не являлся членом ревельского цеха стекольщиков и живописцев. И он, мастер европейского масштаба, как последний подмастерье сдавал «экзаменационную работу» - скульптуру св. Георгия, которую сейчас можно увидеть в музее Нигулисте.
В конце XVIII столетия дом приобрело семейство Тизенгаузенов. В 1780 году у Тизенгаузенов родился сын, названный Фердинанд. Отсюда он уехал в Петербург, стал офицером и женился на дочери фельдмаршала Кутузова Елизавете Михайловне. В сражении под Аустерлицем 20 ноября 1805 года подполковник граф Фердинанд Тизенгаузен остановил расстроенный французским огнем и отступавший батальон, подхватил упавшее знамя и увлек солдат в атаку, был тяжело ранен и скончался. (Ничего не напоминает? Правильно, это подвиг Андрея Болконского из романа Л.Толстого «Война и Мир». Небо над Аустерлицем и все такое…) Похоронен в Домском соборе в Вышгороде, но об этом позже.
В январе 1806 года Кутузов пишет дочери: «Милый друг, Лизанька, я еду по твоим следам. Слышу, ты поехала в Ревель. Жаль, душенька, что там будешь плакать. Сделаем так: без меня не плакать, а со мной вместе». У Тизенгаузенов в Ревеле было два дома, этот и еще один в Вышгороде, так что, вполне возможно, что именно здесь Кутузов зимой 1806 года утешал свою рано овдовевшую дочь и двух осиротевших внучек.
Речь идет о том самом желтеньком доме слева...
Должна Вам сказать, что по улицам Таллинна можно бродить без гида. На ВСЕХ домах есть стеклянные таблички с информацией на эстонском и на английском. Вот тут про только что рассказанный дом... И тут же приложена схема, каким он был до перестройки. За кривость фотки простите, это я косю :)
Мы на улицк Rataskaevu (Улица Колодца с колесом). В средневеком Таллинне было несколько колодцев, это один из них. Сегодня в нем нет ни капли воды, но когда-то он являлся одним из основных источников.
Белый дом справа... Сейчас тут апартаменты гостиничного типа. Но с этим домом связана легенда...
Это тот самый дом, в котором черт свою свадьбу справлял...
А дело было так: Жил на свете один человек. Был он когда-то богат, но растранжирил все свое богатство, взял денег в долг и нечем ему отдавать было. Он уже было собрался покончить с собой, как к нему пришел таинственный человек. Незнакомец пожелал снять у незадачливого горожанина целый этаж на один вечер, обещал отблагодарить по царски. Но было у него одно условие, никто не должен был подглядывать...
Наш неудачник согласился... И вот, настал тот вечер. Стали прибывать гости, кареты. Ну и шум доносился сверху!!! Но как только пропели петухи, резко наступила тишина...
Наутро все исчезли. Даже пыль и паутина в углах той комнаты оставалась нетронутой... А на полу лежал мешко с золотом. Человек наш стал жить-поживать на новые деньги. А вот слуга в тот же умер. Перед смертью он успел шепнуть священнику, что не удержался он, и подсмотрел в дырочку, что же там происходило. Он то и сказал, что там черт свою свадьбу справлял...
Переодически из этой комнаты доносятся странные шумы и звуки музыки... И комнату эту замуровали.
А происходило все это вон в той комнате, слева, под крышей... Там на окнах нарисованы занавески.
А напротив старейший отель в Таллинне. Здание было построено в 1850ом году по проекту Габлера. Позднее перестроено в стиле функционализма. Сегодня тут отель, который называется Sankt Peterburg (4 звезды)
Ну вот и все... тут, у колодца хотелось бы закончить...
Очень много текста, простите. Кроме отсебятины, я активно использовала гтовый текст Леонида Суркова, Пулларта. Спасибо им за проделанную работу и пусть простят меня, за то, что так бессовестно схапала чужой текст!