Своевременное развитие – ловим момент!
Развитие детейОчень часто родители задаются вопросами: когда учить ребенка тому или иному навыку – читать, считать и т.п. В монтессори-педагогике есть такое понятие как сензитивные периоды развития ребенка - это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности. Человеку никогда более так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий сенситивный период.
На эти стадии развития детей родители никак не могут повлиять извне. А вот если, у малыша не было возможности развиваться в эти периоды, то он упустил единственный шанс приобрести какую-либо способность естественным образом.
Время возникновения возрастных сензитивных периодов:
0-6 лет - период развития речи. В этот период необходимо помогать ребенку изучать язык. Нужно начинать с расширения запаса слов и заканчивать изучением грамматики.
С рождения и до 3 лет идет период становления речи. В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д., могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.
Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.
Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым способом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.
0-3 года - период восприятия порядка. 2—2,5 года — пиковая точка этого периода. Малыш требует порядка, постоянства в окружающем его пространстве, спонтанно ставит предметы на места, в которых он привык, чтобы они находились. Как будто запрограммировано выполняет различные действия. Очень важна для ребенка стабильность в его общении и взаимодействии с другими людьми.
0-5,5 лет - период сенсорного развития. Для развития логического мышления и интеллекта у ребенка практически невозможно переоценить значение органов чувств. С помощью свойств материалов, с которыми каждый день сталкиваются дети в жизни (цвет, запах, объем, теплота, вкус, тактильная чувствительность), происходит утончение восприятия.
1,5-2,5 года - период восприятия маленьких предметов. Работа с мелкими предметами способствуют развитию мелкой моторики. Как только ребенок перестает тянуть все в рот, ему нужно обязательно давать играть с различными крупами, бусинами и маленькими фигурками.
1-4 года - период развития движений и действий. Активные движения очень необходимы ребенку и очень важно научиться управлять своим телом. Не нужно ограничивать ребенка в пространстве и движении.
2,5-6 лет - период развития социальных навыков. В этом периоде ребенок учится идентифицировать себя. Ребенок проявляет интерес к другим детям, познает формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он начинает понимать, как нужно себя вести в обществе. Проявляются особенности его характера, личности.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т.д.
По статье Д. Сорокова в сборнике «М. Монтессори. Помоги мне это сделать самому»