Волшебная керамика
АксессуарыНа протяжении тысячелетий ни один человек в обустройстве и украшении жилища и быта не смог обойтись без . Наряду с деревом и камнем глина - древнейший строительный и декоративный материал, остающийся популярным и незаменимым как в настоящем, так и в обозримом будущем.

В России несколько столетий настоящим украшением интерьера домов состоятельных людей были изразцовые печи; во дворцах изразцами выкладывались полы. Глиняная, фаянсовая, а с XVIII столетия - и фарфоровая посуда являлась предметом гордости владельца и выставлялась для обозрения в столовых и гостиных. С появлением в России фарфоровых художественных изделий, изготовленных в Китае, а позднее привозимых из Германии и Франции, возникла мода на вазы, и более крупные скульптурные формы, которые заняли почетное место в интерьере жилища. В начале ХХ века, не в последнюю очередь усилиями М. Врубеля, получила развитие монументальная керамика, которая использовалась как для украшения и отделки фасадов крупных зданий, так и для внутреннего декора помещений. А в 90-е годы прошлого столетия она стала модной в среде преуспевающих россиян.

Керамика в интерьере удачно сочетается с художественными объектами из других материалов - стекла, камня, металла, - а также с живописью. Изделия из обожженной глины позволяют подчеркнуть достоинства мебели, с которой они соседствуют. Глина, фаянс, органично смотрятся в сложных комбинациях с различными материалами, из которых изготовлены люстры и светильники, столешницы и камины. Признаком высокой моды является использование керамических рельефов и скульптурных композиций для художественной отделки стен, колонн, пилястр, карнизов, эркеров и прочих архитектурных элементов здания. Монументальные керамические формы органично сочетаются в интерьере с декоративными украшениями и сюжетными панно, выполненными в технике византийской, римской и флорентийской мозаики, с витражами, инсталляциями из горного хрусталя или цветного стекла, с живописными росписями стен и потолков.


Обдумывая будущее убранство дома, обсуждая дизайн-проект с архитектором и художником, правильно было бы наметить, где будут располагаться керамические изделия, какая роль в дизайне интерьера им отводится и что именно хотелось бы иметь владельцу жилья. Специалисты могут предложить любопытные решения, выходящие за пределы представлений заказчика о возможностях керамики. Если же художник-декоратор недооценивает интерес хозяина к этому материалу, имеет смысл настоять на своем и включить необходимые вещи в создаваемый контекст интерьера. Лучше сделать это вовремя, чтобы для них нашлось место.

