Коллективизация
образ жизниЯ хочу поговорить с вами о необходимости коллектива/сада для ребенка. Именно для ребенка. Поэтому все, о чем я буду писать дальше, не касается тех случаев, когда родители вынуждены отдать ребенка в сад (финансовое положение, учеба, отсутствие отца в семье, итд). Я понимаю, что очень часто мы отдаем ребенка в сад и выходим на работу, т.к. в противном случае семье будет нереально свести концы с концами - такой расклад говорит о крайней необходимости сада для родителей. А я буду размышлять о необходимости коллектива для детей.
Скажу сразу: я не верю в социальную адаптацию. Не знаю, кто придумал этот термин, но его с удовольствием подхватили все родители. И при обсуждении темы необходимоcти детского сада, основные аргументы - это социальная адаптация и важность коллектива в жизни ребенка.
Казалось бы, все очень логично: ребенку нужен сад, чтоб ему было проще учиться в школе, взаимодействуя ежедневно с классом из 25-ти человек. После школы ребенок оказывается в институте, училище или армии, где, опять-таки, ему нужно бОльшую часть времени проводить в коллективе. А потом он идет работать, снова оказываясь внутри большой группы людей.
Насколько просто моему ребенку будет адаптироваться во всех этих группах? Пока я могу только предполагать. А предполагаю я, что многое будет зависеть исключительно от его личных качеств, характера, темперамента, интеллекта, итд. И кто еще лучше меня сможет помочь ему в развитии? Кому будет так же как мне интересно изучать, направлять и раскрывать моего ребенка?
"У меня есть знакомая девочка, которая не ходила в сад. Придя в школу, она была просто в шоке и это было для нее большим стрессом.", "Я знаю мальчика, с которым мама сидела дома до школы, в итоге он стал нелюдимым, диким, совершенно неконтактым ребенком, не умеющим находить общий язык со сверстниками.", "Я встречал несколько печальных примеров "домашних" детей, имеющих трудности в общении с другими детьми".- Очень часто я натыкаюсь на подобные аргументы у сторонников необходимости коллектива. Обычно я сразу вспоминаю школу. Свой класс, параллельные классы, младшие классы. В каждом из них по 25-30 абсолютно разных детей, бОльшая часть из которых, конечно же, садовские. В каждом классе всегда есть лидеры, изгои, отличники и двоечники, зануды, неряхи, гении общения, одиночки и нелюдимые дикари. И все они когда-то ходили в детский сад. И этот сад не сделал их всех одинаково общительными и приветливыми.
Или вспомните свои детсадовские годы - неужели у вас в группе не было парочки диких, закрытых и не очень контактных деток? Или таких, контакты с которыми были уже слишком проблемными? Коммуникабельность, доброжелательность, умение и желание находить общий язык с собеседником - это никак не связано с детсадовским опытом у ребенка. Это особенности характера, воспитания, подражание примеру родителей, итд.
Мы живем в обществе. И выходя из дома каждый день, мы так или иначе контактируем с большим количеством знакомых и незнакомых людей. И ежедневно мой ребенок видит кучу разных ситуаций и персонажей: с кем-то погуляли в парке, пробежались по магазину, встретились со знакомыми, сходили в гости, поиграли с друзьями, посетили детские занятия, побывали на выставке, проехались в автобусе, итд... Во всем этом ребенок видит людей, общается с людьми, наблюдает за общением между родителями и другими людьми. Неужели при этом его нужно еще как-то дополнительно социализировать? Или приучать к коллективу?
Мне кажется, что важность коллектива в жизни человека сильно преувеличена. Последние несколько поколений как раз выросли в коллективе: ранние ясли, сад, школа, летние лагеря отдыха.... И так с рождения до поздней юности. Родители радуются, что ребенок развлекается со сверстниками, вместо того, чтоб скучать дома. А потом оказывается, что человек не знает других форм жизни, кроме жизни в коллективе. А вот как жить в семье?
"У меня уже крыша едет от сидения дома! Хочу поскорей на работу выйти!", "У меня в четырех стенах мозги сохнут, я совсем отупела в декрете, надо поскорее идти работать!", "Я совсем одичала, сидя целыми днями одна с ребенком. Мне нужно общество, я хочу к людям!", "Сил нет сидеть дома! Надоело однообразие!"- Кто из нас хоть раз не натыкался на подобные слезные посты на этом сайте? Или не слышал похожие жалобы от подруг? Классические последствия коллективной жизни. Нам скучно сидеть дома. Нам неинтересно долго быть в декрете. Мы не умеем жить в семье, нас постоянно тянет куда угодно - работать, учиться, отрываться с друзьями, лишь бы не сидеть дома.
(Я сейчас не предлагаю всем сесть дома с чадами, и не осуждаю тех, кому тяжело в четырех стенах и кто рвется на работу. Я просто пытаюсь анализировать причинно-следственные связи.)
Думаю, что зашкаливающее количество разводов в современном обществе тесно связано с неумением жить в семье. Ведь откуда этому умению взяться, когда в полгода человека отдают в ясли, затем в сад, потом 10 лет школы, во время каникул отправляют в санатории или в деревню к бабушкам на все лето. А жизнь в семье - это по вечерам, с 18-19 вечера, когда уставшие родители приходят домой, и до 21 вечера, когда нужно идти спать. Плюс выходные. Согласитесь, негусто.
И совсем другое дело - коллектив! Тут мы как рыба в воде, тут нам комфортно, нескучно и весело, все время какие-то события и происшествия.
Я не хочу с первых лет растить своего ребенка в коллективе и для коллектива, я хочу, чтоб ему интересно было жить в семье. Мы с мужем живем довольно насыщенной жизнью - мы много путешествуем, встречаемся с интересными нам людьми, занимаемся спортом, посещаем рестораны, выставки, детские центры, часто принимаем гостей. И все это мы делаем вместе со своим сыном. Разве будет для него более полезным общение с одногодками?
P.S. Для тех, кто в корне со мной не согласен, хочу уточнить, что я не пытаюсь привести всех к общему знаменателю. Я отлично понимаю, что бывают разные случаи и разные дети. Кто-то в 2 года со слезами просится в сад к другим ребятам, кто-то живет за рубежом и ему необходима языковая среда и еще мало ли чего может статься.
