Кого растим?
воспитаниеПоговорите со мной, плиз...
Все-таки отсутствие близкого общения с другими людьми в РЕАЛЕ накладывает сильный отпечаток на мировоззрение, которое разбивается о камни настоящего. Столкнулась я недавно с ситуацией, когда невольно пришлось сравнить 2-х детей. И вот засели у меня в голове слова подруги о том, что мой ребенок вырастит социофобом... И что таких детей, как моя Анюта, подруга никогда не встречала. И я задумалась... А ведь и я сама не встречала! И до недавних пор думала, что поведение моей дочери нормально, а у других детей просто слабая привязанность к родителям... Но раз большинство - правило, а моя исключение... Значит я что-то где-то упускаю? Или мир сошел с ума и большинство МАЛЕНЬКИХ детей уже так безнадежно далеки от родителей?
Прошу, рассудите.
До 2,5 лет Анютка могла оставаться без меня толко с папой. Были попытки оставить с бабушками, завершались провалом. В 2,5 доросла и теперь с удовольствием остается со свекровью по 3-4 часа, легко меня оптускает и с радостью встречает. Т.е. свободно она чувствует себя ТОЛЬКО в кругу своих привязанностей (родители, бабушки и дедушка). С посторонними картина совершенно иная.Ей нужно время, чтобы присмотреться к человеку, и лишь потом она впускает его в свой мир. К примеру, жившую у нас мою подругу она начала подпускать к себе лишь на 2-й день (улыбаться, стесняясь отвечать на вопросы). К слову, дочка подруги на 2-й день уже осталась одна со мной, пока мама ходила в магазин, а на четвертый торопила маму "иди, мама, пока-пока*толкает к двери*". И та же малышка в ПЕРВЫЙ день жизни в чужом месте, с чужими людьми почти не подходила к матери, общаясь преимущественно с моей дочкой и мною. Она же свободно проводила 4 часа в компании других детей, не беспокоя взрослых, пока мама была на фотосессии, . Мне такое поведение кажется как минимум странным. Моя НИКОГДА не останется наедине с чужими без меня на чужой территории. Она не позволяет брать себя на руки посторонним. В то время, как все дети, которых я знаю, через 5 минут болтовни готовы идти с чужими взрослыми на другой конец площадки и спокойно даются подсадить на качели. Моя дочка очень тактильная, при близком появлении незнакомцев жмется ко мне, выражает всяческие проявления любви. При этом она может в панике попросить снять ее с горки, если сзади залез какой-нибудь незнакомый мальчик.
Она не подпускает к себе чрезмерно активных детей, которые хотят с ней поиграть, не дает качать ее кому-то посторонему. Она не любит прямые вопросы к ней и заигрывания. Но легко впускает других в свой мир через игру или вкусняшки :)
Тетя: "Ой, Анечка, давай покачаемся вместе с Алешей" - Нет! Мама, пойдем в другое место.
"Ой, девочки, какие у вас интересные ведерки, а вот я сейчас такой кулич сделаю, кто поможет?" - Анечка бежит помогать.
Я бы сказала так... Она не боится людей, она боится (или это нормально?) взаимодействия с ними. Постоянно распрашивает меня о людях, о мотивах их действий, но сама предпочитает оставаться в стороне и просто наблюдать. Быть может это просто черта характера?
Так вот, что меня во всем этом напрягает. Все пишут, что чем больше связь у родителей с ребенком, тем проще ему входить в этот мир. Тем увереннее он себя чувствует. Но я по своей дочери вижу совсем иное. Насчет связи... Быть может кому-то она покажется не такой сильной (да, бывают и скандалы), но она явно сильнее, чем у тех пар мама-малыш, что я вижу. Но в тех, других парах дети более открытые к общению, чем моя.Они легко заговаривают первыми со взрослыми, через полчаса общения готовы отпустить родителя в магазин, оставшись со мной, они часто ИЩУТ ОБЩЕНИЯ не с моей дочерью, а со мной. Я в этом вижу замещение отсутствия внимания родителей на внимание любого другого взрослого. А вот родители этих детей воспринимают это за естественную общительность. Но так ли это?
Лучше всего моя дочка общается с более старшими детками (5-10 лет), которым интересна она сама, но которые не требуют от нее чего бы то ни было. Вот спокойно лепить куличи в компании первоклашек она любит :)
По О.Писарик. Частое желание тактильной близости = застревание на более низком уровне привязанности. Актуально ли это в случае, если речь идет не о деревне привязанностей? Потому что дома и у бабушек-дедушек дочь ко мне вовсе не липнет, а с удовольствием играет.
И вот желание активного общения со сверстниками или вообще с посторонними = переключение привязанности на сверстников или других лиц.
Где грань? Я не понимаю, нормально ли поведение моего ребенка! Или мне срочно нужно искать способ ее социализировать, что мне совершенно не по нраву, ибо означает отдирание от себя с мясом. Гуляем каждый день и много, развивашки раз в неделю (опять же со мной). Вот только компании постоянных друзей у нее нет, все время сменяющие друг друга лица, т.к. часто гуляем в разных концах города и не привязны к площадке.
В общем, должен ли ребенок свободно и открыто общаться с посторонними людьми вне деревни привязанностей? О чем говорит повышенная стеснительность и частично боязливость? Было бы интересно мнение мам нескольких детей. Может это просто черта характера?
И еще попутный вопрос. Как вести себя с навязчивыми детьми? Часто детки в возрасте 4-7 предлагают ее покачать, покататься с горки, пойти туда-то. На что дочка реагирует категоричным "нет". Как объяснить ребенку, что она не хочет такого общения, не задев его чувств, ибо ответы моей дочки побуждают в детях еще большее желание как-нибудь с ней поиграть.
ЗЫ: благодарна тем, кто дочитал до конца этот поток сознания :)