Система обучения "Росток". Украина.
образованиеПоскольку мои дети идут таки в школу (о причинах перехода с ДО у меня в дневе), то встал вопрос поискать инфу о ситеме "Росток", по которой преподают в нашей школе. Пока вот цитаты с форумов и статей. Собираюсь наведаться к директору и порасспрашивать знакомую. В принципе, думаю, что в моём положении это лучше, чем отдавать в школу с учителями совковской закалки (такие раритеты ещё тут водятся и, поверетье, далеко не лучшие экземляры).
Статья №1
В Украине комплексный эксперимент по внедрению системы «Росток» начинался в 1996-м году, когда кандидат педагогических наук Т.А. Пушкарёва адаптировала российскую программу к украинской системе образования. Взяв за основу курс математики профессора Л. Петерсон, она разработала свой курс «Окружающий мир».
«Задача современной школы состоит не в том, чтобы дать ученику определённый объём знаний, - отмечает директор СОШ № 3 Л.Н. Вовк. – Прежде всего, необходимо научить ребят искать и находить оптимальные пути решения конкретных задач, ловить ветер перемен и ориентироваться в жизненном пространстве. Сегодня основными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам в любой организации, являются творчество и креативность. Поэтому наша задача – научить детей применять узкую сферу своих познаний в широком спектре деятельности».
Программа «Росток» направлена не на запоминание определённых сведений и постулатов, а на развитие ребёнка через его собственный интерес и действие. Учитель ставит проблему, а дети пытаются решить её разными способами, в итоге приходя к верному ответу разными путями. Так ученики привыкают мыслить самостоятельно, смело высказывать свою точку зрения, отстаивать своё мнение. Курс «Окружающий мир» призван с самого начала сформировать у ребёнка целостную картину окружающего мира, не разделяя его на физические, химические, биологические и т. п. составляющие. В целом эта учебная программа, рассчитанная на 9 лет, очень живая, насыщенная и, что особенно важно, не убивает интереса к обучению при переходе из начальной школы в 5-й класс.
Необычно и специально разработанное для детей учебное пособие. Это так называемый учебник-тетрадь, в котором теоретический материал плавно переплетается с практическим в виде интересных головоломок, загадок, логических заданий. Это позволяет ребёнку не только творчески выполнять задания, но и быть соавтором учебника.
Статья №2
Среди всех экспериментальных учебных программ «Росток» - не только одна из самых доступных для родительского кармана (оплачивать приходится только покупку специальных учебников), но и одна из самых интересных и нестандартных. Рассказ о ней – это для меня в какой-то степени и попытка поделиться собственным опытом: мой старший сын занимается по этой программе уже пять лет, и могу сказать одно – ему учиться намного интереснее, чем было в свое время нам с вами.Не исполнитель, но творец
Впервые принципы, применяемые в программе «Росток», сформулировал профессор Лев Тарасов, который назвал разработанную им модель общего образования «Экология и диалектика». Позже идеи Тарасова развила педагог из Сум Тамара Пушкарева, создав систему «Росток». И как оба они считают, школа должна выпускать не просто исполнителей, а людей, желающих и умеющих принимать собственные решения и предлагать собственные варианты. Поэтому основная задача данной программы заключается не просто в передаче учащимся набора готовых знаний, а в таком развитии личности ребенка, которое позволяло бы ему самостоятельно их добывать.
Не секрет, что в большинстве школ до сих пор наиболее востребованными и ценимыми качествами ученика остаются вовсе не умение мыслить и творчески подходить к решению задач, а прилежание и аккуратность. Проще говоря: учитель разжевал материал, дети записали под диктовку готовые схемы решения задач, дома выучили учебник «от сих до сих» и на следующем уроке отбарабанили выученное. Рассказал лучше остальных, записал самыми ровными и красивыми буковками – получи «5», то есть «12». И никому нет дела до того, что полученные таким путем знания, выветриваются из головы сразу же после выпускных экзаменов.
Поэтому основным пороком традиционного преподавания Тарасов считает то, что школа отвечает на вопросы, которые сами школьники не задают, и учителя при оценке знаний постоянно сравнивают учеников друг с другом. По мнению Льва Васильевича, нужно сравнивать сегодняшние знания ученика с его завтрашними познаниями. Ребенок должен понять, что он не послушный исполнитель, живущий в системе запретов, а личность, способная самостоятельно искать варианты своего поведения и поступков.
В соответствии с этим создатели «Ростка» считают, что традиционные учительские установки должны смениться принципиально новыми: «Не копируй меня и книги, обращайся к разным источникам информации! Не принимай сразу на веру, а старайся докопаться до корней, до причин. Ищи! Думай самостоятельно! Предлагай свои версии. Пробуй найти свое решение. Дай свое представление о том, что обсуждается».
Окно в реальный мир
Базовые предметы «Ростка» – математика и естественные науки. Математика, преподаваемая по этой системе, весьма отличается от классического школьного предмета, так как учат ее по «тетрадям Петерсон». Эти специальные пособия, созданные педагогом Людмилой Петерсон, а затем доработанные Тамарой Пушкаревой, которые даже внешне не похожи на обычные учебники, поскольку в них дети могут рисовать и решать задачи. И дети, выполняя задания, параллельно и как бы играючи, получают базовые знания и по другим предметам.
«Речь идет не только об учебниках, а и о технологии, которая позволяет по-другому организовывать процесс обучения, - рассказывала Людмила Петерсон в одном из интервью. – И технология эта заключается в том, что учитель не объясняет ребенку: «Я знаю, а ты - нет, поэтому я тебе расскажу», а помогает увидеть проблему и самому додуматься до ее решения. И математика здесь - это всего лишь тот материал, на котором мы тренируем способности детей к поиску, к творчеству, к общению. Ведь именно они и должно остаться после того, как все изученное будет забыто. Для того чтобы овладеть подобной методикой, безусловно, нужны специально подготовленные учителя».
Еще один базовый предмет, который читают младшеклассникам, обучающимся по системе «Росток», - «Окружающий мир». Ребенок лет до десяти еще не делит мир на математику, физику, химию, а воспринимает его в комплексе, как единый организм. Вот и этот предмет построен как комплексный, где присутствует немного биологии, химии и физики.
Такие интегративные курсы дают возможность сразу же дать общую картину мира, а потом изучать и его детали. Не потому ли так и не состоялся в нашей традиционной школе выход на целостную картину мира, что мы слишком долго потчевали учеников отдельными фактами?
В «Ростке» каждый учебный предмет рассматривается как обладающее своими особенностями «окно» в реальный мир. Нет «мира математики», а есть «окно математики» в реальный мир. Принцип «окна» позволяет постигать единый мир с разных сторон, видеть различные его грани.
Принципы обучения
Киевская средняя школа № 185 участвует в Комплексной программе развития детей «Росток» уже 10 лет и в нынешнем году стены школы покинут первые выпускники, обучавшиеся по этой программе. За это время в школе (здесь по системе «Росток» обучается почти половина учащихся – более пятисот детей) накоплен огромный практический опыт. «Набирая детей в классы «Ростка», школа не имеет права тестировать их знания, - рассказывает заместитель директора по научно-воспитательной работе школы № 185 Татьяна Кузькова. – Это принципиальный вопрос. Программа предназначена для обучения всех детей, независимо от уровня их развития. Уровневая дифференциация классов в «Ростке» тоже нежелательна».
В программе используется принцип «Минимакс», сформулированный Людмилой Петерсон. То есть, учитель должен дать максимальные знания для данного возраста, но спрашивать по минимуму. Как это понимать? Есть стандарт - минимум для данного возраста, которой может усвоить ребенок. Но есть дети более одаренные, с развитым умом, которые в состоянии усвоить и больше. В учебном процессе уровень подачи материала учащемуся должен быть выше, чем уровень воспроизведения материала ребенком. Иначе говоря, детям предлагается много и разного, а каждый усваивает столько, сколько сегодня он может, а именно то, что ему более приятно и интересно. Соответственно нужно подходить и к проверке знаний. У каждого ребенка есть своя «планка», и учитель должен ставить, предположим, «10» одному ребенку – за выполнение более простых заданий, а другому – за более сложный уровень работы. «Ростковцы» колоссально опережают обычных детей по показателям невербального интеллекта, а количество детей в «Ростке», у которых этот показатель гораздо выше возрастной нормы, в некоторых классах «зашкаливает» за 90 %!» - говорит школьный психолог Елена Смирнова. - Задачи, которые решает 9-классник, учащийся по обычной программе, доступны и 7-класснику из «Ростка»: обычные и достаточно стандартные задания и обычные, и «ростковые» классы решают одинаково. Но я стараюсь вводить в тесты не только сложные, но и достаточно странные задания, и очень интересно наблюдать, как реагируют на них дети. Скажем, в тестах для старшеклассников попадается задание: «напиши ряд троек». Дети из обычных классов в растерянности: «Что за глупость?» А «ростковцы» спокойно пишут этот ряд троек. Но точно так же они не пугаются и сложных заданий, не говорят: «Я этого не смогу», а сразу задумываются: «Как это можно сделать?»
«За» и «против» учебы в «Ростке»
Основной плюс программы «Росток» в том, что ребенок учится нестандартно мыслить и отходит от стереотипов. «Если человек выглядит как бомж и пахнет как бомж, значит, он и есть бомж, считает большинство из нас. Но это может оказаться и человек, просто попавший в беду, и эксцентричный миллионер, - говорит Елена Смирнова. – У детей из «Ростка» алгоритмы решения математических задач экстраполируются на решение любых других задач и вопросов. Отсутствие стандартов переносится и на обыденную жизнь. В итоге, из них вырастают интересные люди, которые, обладая мощным логическим мышлением, начинает просчитывать любые житейские ситуации».
Предостережения
• По системе «Росток» не рекомендуют заниматься детям с хроническими заболеваниями. Такой ребенок может быть очень умным, обладать огромным творческим потенциалом, но в силу того, что он не очень здоров, нагрузки для него могут оказаться чрезмерными. Отсюда – быстрая утомляемость, снижение внимания и как результат – отставание по программе. Поэтому его лучше отдать, скажем, в школу искусств.
• Бывает, что ребенок психофизиологически не готов не только к специальной программе, но и к школе вообще. И вполне возможно, что шестилетка может по уровню соответствовать 4-летнему, а то и 8-летнему ребенку. И то, и другое – норма!
• Еще одна проблема (свойственная, впрочем, всем спецшколам) – завышенные требования родителей к своему ребенку. Как правило, это родители, которые сами не реализовались полностью, а теперь требуют от ребенка невозможного, тем самым, создавая для него стрессовые ситуации.
• Переход в «Росток» ребенка из другой школы решается индивидуально. У такого школьника должен быть хороший умственный и творческий потенциал, иначе переход может стать для него слишком сильным стрессом. Впрочем, учителя-практики говорят, что умный ребенок адаптируется в этой системе за месяц-другой и тоже начинает показывать хорошие результаты.
Напоследок хотелось бы сказать, что в школе нет специфической микросреды, характерной для экстра-супер-пупер-элитарных заведений. Из детей здесь сознательно не делают элиту, «белую кость». И мне это очень нравится.
Сегодня в Киеве по программе «Росток» работают более двадцати школ. Всего по Украине таких учебных заведений около двухсот....
Набирая детей в «Росток», ни в коем случае нельзя делить их на «умных» и «глупых»
Отзывы:
"...Ростком я довольна и учителем тоже. Придметов у нас мало:
математика (книжка-тетрадь) - каждый день,
письмо (книжка-тетрадь) - 3 раза в неделю, окружающий мир (книжка-тетрадь) - 3 раза в неделю,
основы здоровья (книга и тетрадь) - 1 раз в неделю,
чтение (букварь) - 3 раза в неделю,
укр яз. (книга) - 3 раза в неделю,
музыка - 1 раз в неделю,
физ-ра - 3 раза в неделю,
ИЗО - 1 раз в неделю,
труды - 1 раз в неделю;
Ну вот такие у нас предметы.
Обычные книги нам выдавали, а на книжки-тетради мы здвали деньги. Обучение не тяжелое, интересное, у нас все в игровой форме, чем-то напоминает как когда-то были первые классы при садиках. Дети учаться по 30 минут, в 12 часов уже дома. Почему-то некоторые считают что Росток-это класс с математическим уклоном, но это не так, обычный уклон, как классы при СССР
Математика конечно есть каждый день, но моему ребенку учитель больше делает уклон на письмо - ну не хотим мы писать красиво.....
, тем более мы два месяца вообще в школу не ходили - лежали в больнице, много пропустили:bh: , иногда на скорость чтения. Оценки нам не ставят, только с третей четверти завели дневники - но там такие каракули и дребли
, что иногда появляеться слово -"Молодец", "Старайся", "будь внимателен", "не удовлетворительно" и т.д (что касается этого, то такова практика в любом первом классе на сегодняшний день). Сын в школу ходит как в детский сад, рюкзак слаживает мама, а он долаживает - роботы, медальйончики, солдатики по типу черепашек ниндзя или человеков пауков и т.д., хоть учитель им и не разрешает приносить игрушки
, но я понаблюдав за детьми поняла, что они все делают по своему, одна девочка вообще пришла с большой коляской и куклой
, она тогда у бабушки жила, ну а бабулечка разрешила любимой внученьке:smille:
Все таки они еще такие маленькие и найвные.............А учиться у нас аж 12 лет, так что все выучить успеют.... 
Сложностей с обучением нет, хотя мы после операции такие ленивые стали
, уроки дома делаем конечно с трудом
, но все из-за нехватки времени у мамы, я незнаю как распределить его и на малыша и на старшего
Что мне не нравиться в классе? - даже не знаю что сказать, нравиться все, недовольства пока ни к чему нет...
Ну вот наверное и все..."
У меня из комментов, поделилась
"в этой системе делается упор на углубленном изучении математики и окружающего мира)что я могу сказать окружающий мир ничего особенного не дает это та же самая энциклопедия но...там постоянно идут такие задания как придумай рассказ или напиши стих или пофантазируй на тему...короче заставляет ребенка раскрыться)что же касается математики там я считаю что было бы не плохо ввести эту систему во всех школах:)методика основана на том что все состоит из последовательных алгоритмов и ребенок должен их усвоить...далее по специальным схемам раскладываются все числа на более простые и подходящие для последующей работы с ними)очень просто ребенок по этим разложения чисел учиться производить действия переходя через десяток)потом очень легко по схеме разложения учиться умножать и делить в уме двух трех четырехзначные и т.д. цифры)это все настолько просто что нам в свое время такого и не снилось...так же основной упор делается на развитие логического мышления)))всякие головоломки ребусы практически в каждом уроке..."
Вот отсюда:
"Наш лицей уже несколько лет обучает деток по этой программе. Как и везде есть плюсы и минусы. Плюсы ты расписала сама ,а вот минусы таковы:
- учебники заказываются в Сумах (дополнительные растраты и физические и материальные, к тому же никогда нет нужного количества, приходится получать частями. При том ,что заказ делается за 6-8 месяцев)
- многие предметы начинают изучать намного раньше сверстников (физику в 6классе. химию в 7 классе)
- в виду 12 летнего образования материал по одним предметам то ли углубляется до ненужности, то ли растягивается до противности ![]()
Пока самые наболевшие
"
Вот ещё :
"Программа там трудная и сложная, пусть и в игровой форме.Уроков задают много.Учитывая, что уроков задают много, самоотдача от родителей должна быть большая.Я в математике не сильна
и поэтому многие математические примеры на основе логики просто не понимаю)Приходится много читать дополнительно с ребенком по внеклассным чтениям и прочее и прочее. Росток-это не просто. Надо быть готовым к тому, что учится прийдется и дома.У Сашечки часть детей тупо учится с оценками 2-5. Причем 5-это верх достижения.И дети эти не сильно себя уютно чуствуют."
Вот где-то так. Об учебниках Петерсон много в сети читала. Одним нравится -другим нет. В общем буду узнавать что и как у нас.