Дислексия, дисграфия, начальная школа и полный бред.
Однажды читала, что, чтобы привлечь человека за проституцию, нужно сперва кому-то от этого человека получить услугу непосредственно. Почему-то именно эта аналогия приходит в голову, когда размышляю над ситуацией вокруг дислексии в наших школах. Чтобы ребенку поставили диагноз "дислексия" и начали оказывать помощь, этот ребенок должен НЕ научиться читать к концу второго класса. До этого срока вам будут как мантру повторять: на начальном этапе обучения чтению ребенок может проявлять дислексичные черты. Если два года=начальный этап обучения чтению, то я чего-то не понимаю в этой жизни.
Моему сыну семь. И я искренне считаю,что у него дислексия. Я так решила, когда учила его читать. У меня не первый ребенок, я никогда не была повернута на раннем развитии. Я читала старшему книжки, по приколу учила писать имя и короткие слова. Половина букв выучилась как-то сама собой, остальные доучили в последний год в саду и уже перед самой школой потратили месяц, чтобы научиться читать бегло. С младшим планировалась такая же стратегия. Имя его научила писать бабушка. Буквы сами собой не учились, несмотря на тонны прочитанных книг. В логопедическом саду,куда он ходил стали давать задания на звуки,буквы,слоги, которые вызывали полное непонимание в глазах сына. Ну ок, с нашей историей болячек такое могло быть, просто нужно подтянуть. И мы подтягивали. Месяц, два, три. Прогресс был, но до сверстников он дотянутся не мог от слова совсем. Чтобы просто выучить отдельную букву уходило до трёх недель. С сентября по январь работали над фонетическим восприятием, с января по май- учили буквы. К маю мы знали букв так 12ть. Отдельные даже в слоги соединить могли. Потом был пмпк,на котором я наконец самой себе призналась, что у нас проблемы.
И вот тут я наконец вспомнила,что муж дислексик. В его случае дислексия это не неумение читать, а особенность восприятия. У него от чтения голова болит. Он не в состоянии прочитать правильно длинное слово, а повторить его- тем более. У него совершенно особые отношения со временем-он его почти не ощущает. Чтобы он не опоздал в пункт Б, я должна ему сказать, во сколько он должен выйти из пункта А. Наш младший точно такой же. Каждое утро в школе он пытает учителя сколько у него уроков,какие и когда будет завтрак. Нет,не потому что он есть хочет, просто схема "два урока-завтрак-физкультура-урок-домой" для него понятна, а вот вместо " уроки до 11.40" можно что-то на китайском пробормотать- результат одинаковый будет.
Так вот о чтении сына. Перелопатив интернет, поняла, что информации-пшик. Даже купила книгу "поговорим о дислексии" Лус Рельо, но она практически бесполезна для русскоговорящих. Из реальной помощи нашла два ресурса: ассоциация родителей детей с дислексией и платформа " Slogy.ru". Блоги Татьяны Гогуадзе помощью не считаю, это бред какой-то. Не лезьте туда, ради бога.
На мой взгляд всерьез проблемой дислексиков в России занимается Корнев А.Н. и его команда. Платформа слоджи создана при его участии, они сотрудничают с ассоциацией, но и свои проекты развивают. Движется все супермедленно, на их вебинарах одна и та же публика, большей частью состоящая из инициативных родителей и учителей коррекционных классов. Радует, что проекту помогает фонд президентских грандов, удручает, что данная платформа воспринимается людьми как очередная "Учи.ру" и иже с ними.
Мы на Slogy.ru с мая. Сперва было суперсложно. Программа предполагает,что буквы вы выучили до, но на май месяц сын их путал просто безбожно. Он даже Т, Н и К путать умудрялся. Один месяц занятий даётся бесплатно. Платный доступ я оплатила через три дня буквально, потому что поняла,что именно это нам и было нужно. Занимались каждый день. Когда через неделю платформа усложнила задачу и выдала табличку с прописными буквами- у ребенка была истерика. Просто истерика с завыванием, урок выполнили кое-как. На следующий день платформа одумалась и вернулась к печатным символам. Вот это мне в ней и понравилось. То,что нам не могут дать дефектолог, способна дать программа. Ей не надо доказывать,что у сына дислексия, чтобы получить помощь. Она ориентируется исключительно на самого ребенка. А ещё, я стояла за плечом у сына только первый месяц, а потом спокойно отдала эту функцию своей маме. И ей для этого не пришлось перелопачивать ту же тонну информации,что и мне.
На сентябрь сын мог собрать буквы в слоги, на ноябрь- он читает по слогам и понимает,что прочитал.
Этот пост наверно выглядит как реклама, да и наверно это оно и есть. С той лишь разницей, что мной движет искреннее желание помочь таким же как мы с сыном. Не все родители готовы перелопачивать тонны текста, а в интернете в основном истории как у кого-то в классе есть нечитающий ребенок.
Что ещё хотелось бы сказать. Началась вторая четверть в коррекционном классе. Наша учительница согласна с тем,что у сына дислексия и согласна, что дислексиков видно сразу. Но, по программе дети в классе учат буквы и проблемы моего сына для них недостижимая высота. У нас явные признаки дисграфии, но работаю над ними я, а не дефектолог в школе. Потому что дислексия и дисграфия ставится только в конце второго класса. До тех пор у нас просто "трудности в обучении". Мне не нужны официальные диагнозы, я просто хочу, чтобы ребенок мог читать,писать и считать. И я не собираюсь ждать конца второго класса...