Неделя израильской кухни. День 1. Краткая история и особенности
КулинарияЗДРАВСТВУЙТЕ, МОИ ДОРОГИЕ ДЕВОЧКИ!!!
СЕГОДНЯ Я КРАТЕНЬКО РАССКАЖУ О ИСТОРИИ ИЗРАИЛЬСКОЙ КУХНИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ, ТО ЕСТЬ О КОШРУТЕ.
Многие считают что израильской кухни, как таковой , не существует, так как Израиль это страна очень молодая, всего 66 лет , жители страны это репатрианты из разных уголков мира, которые привезли с собой кусочек свое "той" кухни , но в итоги это и составляет Израильскую кухню.
Определяющим принципом израильской кухни является понятие кошерности. «Кошер» значит «чисто», «дозволено». Кошерность определяется кашрутом - ритуальными правилами, основывающихся на заповедях Торы .
Согласно этому:
-В пищу можно употреблять мясо парнокопытных и жвачных животных:корова, овца и коза, и строго запрещено употребление в пищу четыре вида животных, у которых только одни из двух признаков кошерности - это свинья, верблюд, даман и заяц.
-С птицей дело обстоит так : в Торе перечисляются виды некошерных птиц (орел, сова, ибис, пеликан), и по сути, разрешая есть всех остальных. Но так как невозможно точно идентифицировать всех пернатых которых нельзя есть, евреи употребляют в пищу только, традиционно кошерные, домашние породы: кур, уток, гусей.
-Так же есть и законы с морскими и речными обитателями: можно употреблять только тех, что покрыты чешуей и имеют плавники, то есть вся рыба (за исключением осетра, акулы, сома или угоря), икра разрешена, а вот моллюски, омары, раки и морские млекопитающие - нет.
- Нельзя смешивать молоко и мясо (при приготовлении и при употреблении в пищу). Кошерная пища делится на три категории: мясное, молочное и нейтральное (парве). Один из основных принципов кашрута - полное отделение мясных и молочных продуктов. Необходимо иметь в кошерной кухне отдельные наборы столовой и кухонной посуды и утвари, а также особые места для приготовления мясных и молочных блюд.Даже раковины для мытья посуды должны быть разные
-Нельзя употреблять кровь (поэтому скот забивают особым образом).
-Все фрукты и овощи считаются кошерной едой, если в них нет червяков или личинок. Существуют особые правила выращивания полевых и садовых культур, но виды пригодных к употреблению в пищу растений не оговариваются.
Но в современном Израиле можно без проблем найти рестораны, подающие некошерную пищу, и магазины продающие не кошерные продукты.
Израильскую кухню относят к ближневосточной кухне. Такие блюда как хумус, шуарма, фалафель, знакомы все не только по Израилю но и в арабских соседних странах.
Израильская кухня является частью средиземноморской кухни. В ней используется обилие овощей и фруктов, оливкового масла, рыбы, зелени и бобовых. Вместе с этим, израильская кухня более разнообразна и в ней сочетаются блюда как ашкеназской так и сефардской традиционной кухни. Сочетание европейской и арабской культур в Израиле, оказало влияние и на вкусовые привычки и кухню израильтян.
Ашкеназы(евреии центральной Европы) привнесли в израильскую кухню множество традиционных блюд, таких как гефилте фиш, куриный бульон, регель круша,печёночный паштет, форшмак, мацебрай, кугель, цимес и др. Ашкеназская традиционная выпечка, такая как бейгл или хоменташ, тоже стали неотъемлемой частью израильской кухни.
Сефардские евреи( еврее Испании, Северной Африки и арабских стран Ближнего Востока) привнесли в израильскую кухню такие популярные блюда, как кускус и мафрум(картофель, фаршированный молотым мясом). К тому же в Израиле популярны и другие блюда сефардской кухни: шакшука (яйца с помидорами, луком и болгарским перцем), храйме (рыба под острым соусом), джахнун и малауах (блюда из муки, маргарина и сахара),кубэ и самбусак (тесто, фаршированное мясом или сыром). Сефардская кухня использует большой выбор специй и зелени.
Восточная (арабская и турецкая) кухня оказала большое влияние на израильскую кухню, вплоть до непрекращающегося спора о хумусе. Как бы то ни было, восточная кухня очень популярна в Израиле, вплоть до того, что изобретённый израильскими поварами острый салат, носит название «турецкий». Также пользуется большим спросом в Израиле восточный фастфуд, вроде шаурмы и фалафеля, и изобретённая в Израиле «Иерусалимская смесь» (меурав иерушалми), и пирожки из слоеного теста - бурекас.
Если вы когда-нибудь бывали в Израиле, то наверняка успели попробовать известный национальный соус, который называется тхина (кунжутная паста).
Тхину в Израиле применяют везде , по сути, она может стать компонентом любого блюда, начиная с заправок легких закусок и салатов, и заканчивая вторыми блюдами и даже сладостями (печенье из тхины). Хотя некоторые любят просто мазать ее на хлеб или лепешку. В общем, по-настоящему универсальный продукт как сметана у славянских народов.
На праздник Песах (Пасху) евреи не едят дрожжевого хлеба, а употребляют мацу.
Но маца сама служит исходным продуктом для целого ряда будничных и очень вкусных блюд. Маца ведь может храниться очень долгое время, не портясь и не плесневея, а потому пользоваться ею можно весь год - до следующей Пасхи.
Из дробленой мацы делают огромные клецки «кнейдлах»; сваренные в бульоне, они становятся очень пышными. Из кусков наломанной мацы, размоченной в воде или молоке, жарят (как омлет) иногда с луком и яйцом - «маце брайе». Из крошек той же мацы жарят оладьи «мацелаткес» и «хремзлах».
Описание еврейской кухни будет неполным без «халы» - плетеного хлеба на субботы. Хала обычно посыпана маком или кунжутом, символизирующими манну небесную. Хала широко известна в России, но в период борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом пришедшая с Востока (Ближнего) хала была переименована в «плетенку».Интересно заметить, что в течение недели евреи, живущие в «штетле», ели грубый хлеб и картофельный суп. В Шаббат такой темный хлеб заменялся специальным белым, плетеной халой, приготовленной из белой муки, смазанной сверху яичным желтком и посыпанной кунжутом или маком. Хала была образом манны небесной в пустыне.
На еврейскую кухню сильное влияние оказали трудные материальные условия жизни в «штетле». Фактически начиная со средних веков большинство евреев жили так или иначе в Европе в гетто как неимущий класс. Еврейские женщины остроумно ухитрялись создавать разные блюда из того малого набора продуктов, что им был доступен. И именно это способствовало развитию многих блюд, в которых присутствовали фаршированные овощи и супы. Таким образом, евреи также унаследовали огромное количество рецептов по приготовлению мяса и рыбы. Курица, доступная в «штетле», была главным продуктом в рационе евреев. В основном из курицы готовили суп, а затем само мясо использовалось в качестве основного блюда. Курица сервировалась фруктами и овощами, по возможности свежими. Если свежих не было, то консервированными. Шаббат был событием. В этот день семья могла попробовать продукты, которые не были доступны в течение недели. Настроение всех было приподнятым от зрелища халы, лежащей рядом с зажженными свечами и вином. Всю неделю люди работали для того, чтобы Шаббат стал для них чем-то особенным.
Словом, национальная кухня Израиля вобрала в себя то лучшее, что привезли с собой из разных стран мира потомки сегодняшних жителей страны.
Задание
1. Напишите , что вы знаете об израильской кухне?
2. Приготовить по Мастер-классу Рыбу Храймэ и выставить свой фото-отчет.
Всем Бэтэавон, что на иврите значит Приятного аппетита!!!