Нужна ли школа?
Здравствуй школа (начальная 1-4 классы)Ох, все чаще думаю над вопросом школы и домашнего обучения... О своих мыслях писала . Очень интересно мнение других мам, особенно тех, кто тоже задумывался над дрмашнем обучением, но потмо выбрал школу или наоборот...
Принцесса на горошине
Ксения, у меня нет однозначного мнения. Обширная тема.Школа имеет ценность, если в ней имеются хорошие учителя. Именно коллектив учителей.В классической литературе описывается надомное обучение. Но в нем не принимают участие родители. То есть занятия проводят гувернантки, учителя (студенты в том числе).Если обучать будут сами родители, у них будет очень большая нагрузка. Такой "предметник-универсал". Получится ли все совместить? И обучение, и дом?Думаю, что эта деятельность (обучение) будет реализовываться за счет других обязанностей, возможностей, желаний родителей. Мама - это все-таки мама, а не учитель. Ученик-учитель - деловые отношения. А ребенок-мама - личные.А вот совместимо ли это? Не знаю.
11.08.2013
Ответить
Светлана
Ксения, очень важные вопросы Вы поднимаете. Я поддерживаю Вас в желании обучать ребенка в семье. Тысячелетиями люди так и обучались, и дети часто были продолжателями семейных династий, а если и занимались другим делом, то делали это осознанно, анализируя опыт своей семьи, своих родителей. Нынешних детей в школе учат вроде как многому, но только не тому, чтобы быть самостоятельными, ответственными, свободными и счастливыми. Вся технология обучения, как пишет в комментариях педагог Елена, основана на дисциплине, на принуждении, строгости, а не на развитии интереса к получению знаний, на получении действительного образования, которое можно применять в жизни, ведь отличные оценки не говорят о глубине знаний, системности мышления. Я сама всю жизнь получала только отличные оценки, но, к своему собственному разочарованию, убедилась, что блестящее освоение школьной программы не помогло мне ни иметь четкого представления об исторических вехах России, ни о всех государствах и их столицах, ни о явлениях общественной жизни. Так, получила некие отрывочные сведения обо всем понемногу. А уж к "социализации" детей в школе отношусь резко отрицательно, как и мои дети. В школу загоняют детей различных, а часто антагонистичных по интересам, по интеллекту, большинство детей просто "отсиживают", не нацелены на получение знаний. Что из общения с ними могут получить дети, реально стремящиеся к получению знаний, умений и навыков, кроме "тебе, что, больше всех надо", "белая ворона"? Для социализации детей есть другие возможности: дополнительное образование в секциях спортивных, театральных, музыкальных и т.д., где дети объединены по интересам. И дети, обучающиеся дома, имеют для этого гораздо больше возможностей. Я поддерживаю "семейное обучение", которое дает возможность ребенку изучать так долго и кропотливо интересующую его тему, пока он не получит достаточно информации, не систематизирует полученные знания, не составит целостное представление по данной теме, не "усвоит"её. Школа с ее "дисциплиной", а не воспитанием ответственности априори сделать этого не может и не хочет.Есть интересные материалы по данной теме:http://www.familyeducation.ru/http://www.hom-edu.ru/http://h-o-m-e-school.livejournal.com/http://freeedu.ru/modx/http://www.domrebenok.ru/http://homeschooling.ru/
04.07.2013
Ответить
Елена
вы собираетесь сами проводить уроки? маму всегда слушаются хуже, чем постороннего учителя. учтите это. хватит ли у вас строгости и терпения? в обучении много элементов принуждения, ребенок в 7 лет еще не понимает, зачем ему учиться, во многом надо заставлять
про общение. да, во взрослой жизни мы общаемся не только с ровесниками. но в детстве нужна компания именно детей. вы сможете обеспечить ребенку стабильную компанию человек из 6-7?
и последнее. школа - это еще и обучение дисциплине. встать в определенное время, собраться, заставить себя сидеть на уроке, даже если не хочется, соблюдать правила и требования. как будет потом тяжело в жизни человеку, который к этому с детства не приучен! даже если он в/о дистанционно получит и будет работать на фрилансе. потому что недисциплинированность закрывает перед человеком многие области в жизни. вы можете сколько угодно говорить, что ваш ребенок будет расти в свободе, но скажет ли он сам вам за это спасибо, когда вырастет?
я бы никогда не оставила ребенка на домашнем обучении. кстати, мировая педагогика пошла по пути от домашнего образования к централизованному. думаете, это просто так? нет, я понимаю, что мы сами с усами, но опыт поколений все же не пустой звук
30.06.2013
Ответить
Ксения, ideas4parents.ru
Собственно мы и сейчас много играем-занимаемся и пока никакого принуждения нет. Я конечно понимаю, что будут вещи не интересные, и которые я не смогу ни каким образом обернуть в интересность. И надо будет просто делать, то что не хочется. Но ведь в школе будет тоже самое... Та же самая "неинтересность".
Почему нужна компания детей одного возраста? Я сама общалась в школе с 1-2 людьми. Но у меня были друзья 25-30 лет: учительница в ДДТ, преподаватель гитары, учительница экономики. Мы общались на ты, ходили друг к другу в гости, делились мыслями и секретами, слушали вместе музыку и до сих пор дружим. И насчет 6-7 это, глядя на меня, сына, мужа - явный перебор. Мы явные интроверты и большая компания очень напрягает. Да и слишком разборчивы в компаниях...
Дисциплина и ответсвенность, тогда можно сказать армия идеальное место для этого. Но это же полная ерунда. Делать что-то потому что так сказали и так надо: без пререкания и объяснения причин. Это притупляет, развивает стандартность, шаблонность и притупляет все творчество и изобретательность.
Если говорить обо мне, то я сама с 9 по 11 класс сидела и учила математику и физику - было очень интресно. Даже кушать могла забыть. Просто у всех разная познавательная потребность. Но я конечно не могу гарантировать что сын будет такой же....
Да и дело не в свободе, а именно как лучше провести детство и юность. Лучше - интереснее, веселее, больше узнать, стать разностаронним и интересным человеком вообще.
А школа возникла больше 100 лет назад и мы сейчас уичмся по той же системе что и наши пробабки - а ведь тогда все было по-другому, не было компов, интернета. В жизни очень многое поменялась, а мы продолжаем учиться по прежней системе. Я уверена, что надо что-то менять. Но что и как? ...
30.06.2013
Ответить
Елена
школьная система возникла намного раньше, а не 100 лет назад. это я вам как человек с педагогическим образованием говорю, историю педагогики я учила. а потом, система меняется. нас сейчас учат по-другому, поверьте. и еще неизвестно, как лучше
игра и учеба - совершенно разные вещи. игра - это желание ребенка, а учеба - "надо". повторяю, в школе этого принуждения добиться легче, чем дома, потому что организует само пространство+ авторитет учителя. а вас воспримет ребенок как маму, которую хорошо знает и может манипулировать.
компания, притом своего возраста, очень нужна, почитайте книги по подростковой психологии (там и про возраст до подросткового есть). рассказывать очень долго. этот этап обязательно надо пройти, он важен для развития психики. даже если сын махровый интроверт (кстати, вы психолог, чтоб так утверждать о нем? может, на деле все не так?) мало того, в школе приходится, как и во взрослой жизни, учиться общаться не только с людьми, которые тебе близки и с которыми общаться хочется, но и с неприятными и даже агрессивными. и человеку надо уметь с такими себя правильно вести. а без школы есть риск, что ребенок будет общаться с теми, кого ему подберут родители, что не есть ситуация реальной жизни
я говорила не о муштре, как в армии, а о дисциплине, необходимой потом в жизни. уметь встать не когда хочется, а по будильнику. умение собраться и выйти из дома к определенному часу. умение слушать и выполнять требования общества, другого, старшего по положению, товарища. этому безумно тяжело научиться потом, лучше, когда это идет с детства. конечно, эти требования убивают все творческое начало и развивают шаблонность, но если вы этому не научите ребенка, спасибо он вам потом точно не скажет.
я считаю, что школа никак не мешает хорошо провести детство (юность - это уже вуз, их домашних не бывает) и вырасти разносторонним и интересным человеком. а где-то и поможет, и сильно поможет
01.07.2013
Ответить
Ксения, ideas4parents.ru
Елена, не согласна вот с этим:
общаться с теми, кого ему подберут родители, что не есть ситуация реальной жизни
А в школе он будет общаться с теми, кого в класс распределит директор? Кто лучше выберет родители ли директор?
И бывает такое (у меня в классе было именно так), что никто из этих 25 человек не интересен. Я так вообще общалась с одной девушкой, которая была на 2 класса старше: и познакомились мы не в школе. Я не была изгоем, но тратить время на класс и общение с теми детьми мне не хотелось: были дела интереснее.
Не согласна с этим:
даже если сын махровый интроверт (кстати, вы психолог, чтоб так утверждать о нем? может, на деле все не так?)
Я уверена, что родители, а тем более мама, знает о ребенке гораздо больше чем психолог. Классическую педагогику очень не люблю, когда на 2 часа в день была нужна няня, педагогическое образование у претенденток было самым большим минусом ))
А вы читали вот эту книгу - http://ideas4parents.ru/chitaem/ne-upuskayte-svoih-detey.html? Мне она как-то ближе.
Не согласна с ответсвеностью:
школа длится 11 лет + 5 инст. А потом человеку надо уметь учиться самому, просто видя цели перед собой, а не оценки. Оценки это вообще очень плохая цель. Надо уметь организовывать себя и свое время. В домашнем образовании все изначально именно так построено. Надо задать долгосрочную цель: сдать экзамен в конце четверти, распределить время, каждый день делать шаги на пути ее достижения. Это в разы сложнее, чем просто ходить в школу, отсиживаться и делать ДЗ. Но это те навыки, которые нужны в жизни. А бестолковое обручение редко встречается уже во взрослом возрасте еще и за оценки: взрослых оценки уже вообще не мотивируют.
Согласна с тем, что умение общаться с теми кто не приятен тоже необходимо. Это думаю один из немногих плюсов школы, которые я вижу.
01.07.2013
Ответить
настя
прочитала вашу статью... полный бред. во -первых школа дает ребенку социализацию, учит находиться в обществе и взаимодействовать с ним (а это сложно). я тоже практически ничего не помню с школьной программы, но вместе с ребенком мы наверстываем и историю и географию. и в школе я не любила читать -это все пришло позже, интерес узнавать что-то новое пришел уже в осознанные 20 лет. неужели вы думаете что репетитор привьет интерес 7 летнему ребенку к чтению и математике и русскому языку? сомневаюсь. и кто вам мешает каждый вечер контролировать выполнение уроков, дабы быть уверенной в их выполнении. я например читаю книгу взахлеб, а через 5 лет с трудом вспоминаю о чем она, мне кажется то что нам не надо и в голове не долго держится. мне кажется вы слишком замарачиваетесь
29.06.2013
Ответить
Ксения, ideas4parents.ru
А вы представьте на сколько интереснее может быть жизнь ребенка, если он не просиживает штаны по 5 часов (в лучшем случае) в школе, а потом еще 2-3 часа дома. А проходит тот же материал за 2-3 часа дома и нет у него домашней работы и нет бесконечных выучил/не выучил. Оставшуюся кучу времени можно тартить на вещи в разы боле полезные для детей - творчество, спорт, общение с людьми и с родителями. Причем общение с родителями не вечером во время проверки дз, а нормальное полноценное времяпрепровождение.
Не поняла зачем нужен репетитор в 7 лет? В 15-16 - может быть нужен и если дело касается предметов в которых родители не очень. Например у нас это химия. Предметы наподобие истории, биологии, географии вообще можно изучать самому по книгам. Но в 7..., это как отдавать ребенка в сад потому что там развитие. А дома что деградация? Мама и папа из пещеры вылезли что ли? Читать и писать не умеют?
Социализации в школе нет (мое мнение). Социализация есть в полноценном общении на которое не остается времени у детей посещающих школу. Они во-первых общаются по принципу, по которому их распределили директор. А во-вторых, они все одно возраста. Вы в настоящей жизни общаетесь только с ровесниками? Лично я - нет. И ребенок сразу должен общаться со всеми возрастами и это можно обеспечить если осовободиться от напрасного времяпрепровождения в школе.
29.06.2013
Ответить
настя
да, интересное мнение! на счет репетитора/ учителя я подумала что он к вам будет приходить на дом, а вы получается самостоятельно будете проводить уроки- вы самоотверженная мамочка! я точно на такое не готова. вот мы например в 6 лет не могли ребенка научить читать, даже слог не мог сложить, а как пошел на подготовку в школу- через месяц по слогам читал! видимо у учителей есть свои секретики преподавания. и мне не понятно как может ребенок обойтись без общения с ровесниками. и о чем например может разговаривать 7-ми летний ребенок с подростком 13-15 лет?интересы разные, или какие возроста вы имеете ввиду? ведь согласитесь общение с родителями сильно отличается от общения со сверстниками. я запамятывала сколько лет вашему ребенку?
29.06.2013
Ответить
Ксения, ideas4parents.ru
Но ведь у вас с сыном тоже разные интересы, но вы с ним общаетесь. Да, это совсем не тоже самое что общаться с подругой, но как раз и важно иметь разные круги общения от бабушек, до младенцев - именно это и есть социализация. К нам завтра приезжает брат мужа - ему 18 и он прекрасно общается с Глебом, которому 5. О чем? - О поездах, о конструкторах, о машинах. Может показаться что если Глебу такое общение и полезно, то для подростка это точно не интересно и глупо. Я уверена, что это не так. Подростки в таком общении как и взрослые при общении с детьми многому учатся - заботится о других, быть терпеливым, играть с ребенком (ведь потом у всех подростков появятся дети и с ними надо будет играть).
А я наоборот не верю в те методы которыми работают учителя в школе. У нас сын научился в 3 года читать, почти сам. Да и много чего можно сделать гораздо более интересным. Ведь всем понятно на примере взрослого: как лучше выучить английский в группе из 20 человек или наедине с преподавателем, который непрерывно только и будет разговаривать с вами (а не будет делить свое время на 19 еще таких же учеников)? Я думаю в плане знаний это действительно для всех.
И Глеб не ходит в сад и достаточно казалось бы отдален от сверстников. Но буквально вчера на площадке он разговаривал с девочкой 7 лет - абсолютно нормально. Это конечно не то общение и дружба, которая кажется нужна всем людям и детям. Но и такая дружба у него тоже есть с детьми в семьях с которыми дружим мы.
29.06.2013
Ответить
настя
пример о родственниках несколько некорректен, у наших детей есть и братья и сестры и младше и старше и в рамках семьи наши дети конечно будут общаться, так что это не в счет! а на площадке Глеб разговаривает с детьми 10 лет? наравне? ведь даже если Глеб и подходит к ним, то они относятся к нему снисходительно, как младшему, а не как к ровне.
У меня складывается ощущение что вы как-то идеализируете "домашнее обучение". вы думаете что ребенок каждый день будет с радостью садиться за учебный стол и выполнять все задания с первого раза за 2-3 часа, а потом вы довольные и счастливые идете заниматься спортом или театральную студию. а на деле далеко не всем детям хочется учиться, не все задания выполняются с первого раза, не все запоминается, и слез бывает много. Хорошо, у вас дом. обуч., наверное вы планируете школу закончить экстерном, и лет так 12-13 поступать на высшее?
я отдавала детей не ради развития в сад, а только для того что б у меня появилось хот немного свободного времени на себя, на работу, потому как дома деградируют не дети, а Я.
30.06.2013
Ответить
Елена
кстати, английский, чтоб заговорить, а не грамматику вызубрить, не учится наедине с преподавателем, а только в группе. 20 - ужас, сейчас такого в самых жутких школах нет, 7-10 человек замечательно
01.07.2013
Ответить